UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЛОГОВАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

В темном царстве налогового законодательства Украины есть, наверное, один луч — упрощенная система налогообложения, именуемая в народе «единым налогом»...

Автор: Александр Карпец

В темном царстве налогового законодательства Украины есть, наверное, один луч — упрощенная система налогообложения, именуемая в народе «единым налогом». Это чуть ли не единственное, что сделано для облегчения положения рядового обывателя. Но ряд представителей власти постоянно предпринимают попытки таки похоронить «упрощёнку», ставшую бельмом в глазу для одних и спасением от окончательной нищеты для миллионов. Некоторые «эксперты» договорились даже до того, что налоговые льготы, мол, пользы не приносят, а малый бизнес с «упрощёнкой» есть чуть ли не главный тормоз экономических преобразований в стране. Между тем, вопрос о едином налоге (ЕН) выходит далеко за рамки абстрактно-макроэкономических рассуждений и экономики вообще.

Допустим, что трудоспособными являются 2/3 населения Украины, т.е. около 32 млн. В малом бизнесе занято 4,3 млн., т.е. около 13,5% трудящихся. И если допустить, что в каждой семье три человека, то около 12 млн. человек — четверть населения! — зависят от малого бизнеса, который работает сегодня в основном на «упрощёнке». Постановка на таком количестве подопытных кроликов нового эксперимента по уничтожению единого налога чревата социальными последствиями, тем более что «грандиозными соцэкспериментами» наш народ сыт по горло!

В качестве аргумента в пользу отмены «упрощёнки» используют весьма сомнительную цифру, согласно которой в 2002 году малые предприятия (МП) произвели лишь 7,3% общего объема производства. При этом не учитывается, что на ЕН работают также ТОО, АО, госпредприятия, а самое главное — частные предприниматели. Но даже если отнести эту непонятную цифру на весь малый бизнес, то выходит, что 7,3% (а реально — намного больше!) этих объемов выполняются 13,5% трудящихся, — те, кто заняты в малом бизнесе, а потому более всего страдают от бюрократии, тотальной коррупции и агрессивной монополизации. Указанные «объемы производства» вполне адекватны количеству занятых в малом бизнесе, которые едва выживают благодаря «тени» и «упрощёнке», создавая при этом весомый кусок национального пирога и частично предохраняя социум от катаклизмов.

Автор этих строк сознает некоторую некорректность своих выкладок, но порядок цифр вполне похож на правду. Впрочем, и официальная статистика у нас часто далека от реальности: в прошлом году, например, вовсю кричали об урожае в 40 млн. тонн, а весной едва голод не случился… Поэтому опираться на статистическую цифирь, как минимум, наивно.

Абсолютно неверна расхожая мысль о том, что «упрощёнка» не внесла лепты в трехлетний рост экономики, а лишь паразитировала на легальном уходе от налогов, обворовывая державу. Рост производства продовольственных и потребительских товаров говорит об увеличении платежеспособного спроса. Налицо и значительный рост инвестиций населения в экономику — через резкое увеличение банковских вкладов в последние три года. Но вместо того, чтобы признать и приступить к изучению этого феномена, ряд госменеджеров и экспертов прикрывают свою несостоятельность разговорами о вреде единого налога!

Важным элементом «экономического чуда» в послевоенной Германии, наряду с экспортом и американскими инвестициями, было целенаправленное формирование внутреннего платежеспособного рынка, т.е. благосостояния народа как источника внутренних инвестиций и фактора социальной стабильности гражданского общества. В современной Украине «упрощёнка» является, наверное, одним из немногих путей достижения аналогичной цели.

Поражает цинизмом миф о том, что, предоставив «упрощёнкой» налоговые льготы, государство ничего не получило взамен и продолжает нести тяжкое бремя социальных и коммунальных расходов. Социальную сферу де-факто уже давно держит на своих плечах рядовой обыватель. Медицина и образование (особенно высшее) уже давно платные. Коммунальные услуги не по карману значительной части народа. А недавний рост цен на продукты питания?! Некоторое увеличение доходов благодаря единому налогу как раз и позволяет обывателю тратить больше денег на «бесплатную» социальную сферу, частично снимая социальную напряженность!

Но… малый бизнес действительно не стал локомотивом экономики, он действительно мельчает и деградирует! Причины этого — в крайней монополизации и бюрократизации экономики в Украине, которые все более угрожают свободе предпринимательства, а также — демократии и социальной стабильности. Национальные богатства находятся в руках государственно-монополистического капитала, широким массам остались базары, огороды и мизерные зарплаты на олигархо-бюрократических предприятиях. От этой нищеты недалеко ушел наш кустарный малый бизнес, от которого лицемерно требуют привлечения «инвестиций для инноваций»! Под что их привлекать рядовому предпринимателю? Под квартиру в «хрущёвке», чтобы семья осталась на улице? под подержанный автохлам? под пару тысяч долларов, отложенных «на черный день»? А проценты по кредиту в наших олигархических банках? А опасность потерять свой бизнес из-за злоупотреблений со стороны чиновников нашего «правового государства»? А где возможность вложения трудовых сбережений в акции крупных прибыльных предприятий через цивилизованный фондовый рынок?

А ведь есть еще «лицензии» и — вдумайтесь! — «разрешения на право начать работу». Средневековье какое-то! Такие «документы» оформляют в бесконечных «конторах», служащих для трудоустройства, подпитывания амбиций и карьеры бюрократической публики, которая в жизни ничего полезного ни руками, ни головой не делала. Инженер, окончивший с отличием советский технический вуз (где таки чему-то учили!), с опытом работы на производстве и науке, должен доказывать таким «специалистам» свою профпригодность. Глупость? Нет, коррупция! На одной фирме как-то рассказали, что пришлось выложить 1600 долл. (!) за лицензию на право… гнуть трубы из жести и собирать их в воздуховоды — по сути, на слесарные работы. На вопрос «платили в бюджет или в карман клерку?» последовала таинственная улыбка…

Пример из жизни наших соседей. После приватизации лесного хозяйства в Польше государство в лице аналога наших гослесхозов контролирует выращивание, рубку и охрану леса. Но валкой, трелевкой, вывозкой, переработкой леса занимаются бывшие работники лесхозов, работающие на аналоге нашего единого налога и получившие при приватизации в собственность производственные фонды! Например, тракторист выкупил по остаточной цене трактор или за свои деньги, или в кредит под залог этого трактора с условием сохранения работы в течение шести лет на старом месте на том же тракторе. Далее люди объединялись в субъекты малого бизнеса.

В Польше «строили капитализм» так, как у нас не удалось построить социализм: сначала «землю — крестьянам, а фабрики — рабочим», затем — «строй цивилизованных кооператоров». Польша теперь экспортирует товары глубокой переработки: сырье продавать невыгодно из-за высоких зарплаты и, соответственно, уровня жизни!

Заявления вице-премьера Н.Азарова о невозможности сосуществования обычной и упрощенной систем налогообложения не выдерживают критики. Кроме упомянутой Польши, «упрощёнка» есть во многих странах — от Британии до богатой нефтью Аравии. Радикальное снижение налогов — это пока сплошная фикция: попытка снизить НДС до 17% провалилась! Снижение подоходного налога мало что решает. Нужно заплатить 13% подоходного, 37,5% начислений, 20% НДС, всего — 86 коп. налогов на 1 грн. зарплаты, при этом — ни копейки на развитие!

Неправдой является расхожая мысль о том, что «упрощёнка» — это некий «налоговый рай». Во-первых, даже при наличии единого налога многие предприниматели добровольно регистрируются плательщиками НДС (!) для нормальной работы с крупными фирмами. Во-вторых, любой, кто хоть немного смыслит в налоговом учете по НДС, знает, что перечисление денег плательщиком НДС неплательщику (например, 1000 грн.) не дает плательщику права на так называемый налоговый кредит и плательщик заплатит НДС в размере 200 грн., что частично решает проблему НДС; почему об этом молчат «эксперты»? В-третьих, единый налог физические лица платят независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности — можешь не иметь доходов или нести убытки в отчетном месяце, но налог платить обязан, да еще и наперед! В-четвертых, при распространенной ставке единого налога 200 грн. в Пенсионный фонд (ПФ) попадает 84 грн. ежемесячно; специалисты фонда как-то заявляли, что если бы каждый работающий делал такие пенсионные отчисления, то проблем с пенсиями для стариков не было бы...

Справедливо говорят о злоупотреблениях в малом бизнесе. Но бизнес большой славится намного большими грехами: фиксация лишь минимума зарплаты и выплата остального «в конверте», «обналичка», возврат «липового» НДС, приватизация за гроши… На такое не способен никакой малый бизнес с его кустарными объемами, которые ограничены «упрощёнкой» и мизерной долей в экономике вообще. Гигантские, разорительные для всей страны льготы существуют как раз в «большой экономике», неоднократные попытки их отмены по вполне понятным причинам были провалены.

Ревность большого бизнеса к малому из-за налоговых льгот — вершина лицемерия. Подавляющая часть ресурсов обращается в государственно-монополистическом бизнесе, часто его менеджеры организуют «карманный» малый бизнес для вывода ресурсов из оборота в личных целях. Но причем тут «честные кустари», добывающие хлеб в поте лица своего? Доступа к ресурсам они не имеют, допускаемый «упрощенкой» годовой объем 500 тыс. грн. для них — несбыточная мечта, а сама их деятельность низкорентабельна.

Малый бизнес — это не только базарные торговцы, труду которых не позавидуешь. Это квалифицированные мастера рабочих специальностей. Это юристы, врачи, инженеры, журналисты и прочие, по выражению О.Бендера, «пролетарии умственного труда». Это люди, которые не могут и не хотят искать себя в монополистическо-бюрократических структурах и жить на мизерную зарплату, обрекая семьи на нищету!

Крупный капитал, включая экспортеров и иностранных инвесторов, объективно не заинтересован в резком росте благосостояния народа, ему нужна дешевая рабсила. На предприятиях по сборке иномарок или пошиву одежды для Запада платят гроши при потогонной системе. Супермаркет с иностранной инвестицией ищет — внимание! — электрика пятого-шестого разряда с ненормированным рабочим днем для квалифицированного обслуживания импортного дорогостоящего оборудования с зарплатой… 200 грн.! В ответ на такое «предложение» один знакомый покрутил пальцем у виска и пошел в бригаду «шабашников», которые делают «евроремонты» и налогов не платят по определению.

К чему приведет отмена упрощенной системы? Многие уйдут в «тень», в «обнал», в «черный нал», что повлечет рост криминализации, правового нигилизма, коррупции, отток денег из банков. Многие пополнят ряды наших «заробітчан» за границей. Многие обанкротятся, сопьются, деградируют, что скажется на семьях, детях, будущем страны. Пострадает и большой бизнес: упадет платежеспособный спрос на шоколадки «Рошен», пиво «Славутич», курочки «Наша ряба» etc. То же касается и операторов мобильной связи и Интернета. То же — импортеров холодильников LG, телевизоров Toshiba etc. Сократится налогооблагаемая база, в т.ч. и по многострадальному НДС. Сакраментальный вопрос — кто от этого выиграет?!

А вот кто. В проекте бюджета на 2004 год Кабинет министров предлагает решать вопрос единого налога «ударно-взрывным методом», увеличив вилку ставок по ЕН с 20—200 грн. до 200—600 грн.! Конгениально, как сказал бы О.Бендер! В Киеве сейчас преобладает максимальная ставка 200 грн. Кабмин предлагает ее увеличить до 600 грн. в месяц, т.е. 7200 грн. в год. И это притом, что в 2002 году объем продаж в малом бизнесе на одного человека составил 5800 грн., т.е. налог получается выше среднего валового дохода!

Даже такая некорректная статистика показывает полную абсурдность предложений Кабмина, которые, похоже, преследуют лишь одну цель — похоронить упрощенную систему и относительную социальную стабильность. Столь масштабный социальный эксперимент Кабмин оправдывает поступлением в местные бюджеты — смешно сказать! — 700 млн. мифических гривен. Мифических — потому что этих гривен местные бюджеты от малого бизнеса не получат, т.к. он, бизнес, либо спрячется, либо самоликвидируется.

Здесь предпринимателей еще и втягивают в вечные разбирательства между центральным и местными бюджетами. Центр забирает себе львиную долю основных налогов, а периферии бросает кость в виде сомнительной возможности стричь дивиденды с предпринимательского энтузиазма полунищего населения!

Но нельзя винить во всех бедах малого бизнеса только правительство, монополии и бюрократию. Наш малый бизнес, по справедливому определению классиков марксизма-ленинизма, есть классическое мелкобуржуазное «болото», которое ищет «доброго дядю» для решения своих проблем. Упрощенную систему поддерживает председатель профильного парламентского комитета Ю.Ехануров; глава Госкомитета по предпринимательству И.Богословская, вроде бы, тоже за нее, но ее четкой позиции пока не прозвучало. При всем уважении к этим персонажам нашего политикума наивно верить в их способность отстоять «упрощёнку». Есть еще некий профсоюз частных предпринимателей с одной очень активной дамой во главе. При очередном сгущении туч над «упрощёнкой» эта организация устраивает крикливые акции протеста, в другое время ее не слышно.

Вообще, акции протеста предпринимателей имеют зачастую потешно-истерический вид: то себе в убыток на пару дней не выйдут на базар торговать, то дорогу перекроют… Против мощной государственно-монополистической машины такая «игра в пасочки» не поможет. Нужны планомерное формирование общественного мнения в СМИ и издание своего массового печатного органа. Нужно создавать разветвленную структуру по всей стране. Нужно искать и находить лобби в парламенте. Представителям крупного промышленного капитала можно популярно объяснить, что уменьшение платежеспособности после отмены «упрощёнки» создаст проблемы для их бизнеса. Банкиры с беспокойством воспримут перспективу уменьшения притока денег в банки. Бизнес и тех, и других станет более рискованным при росте социальной нестабильности. Все это вполне может обеспокоить и правительство, конечно, если ему это доходчиво объяснить.

Можно поработать с левыми фракциями, втолковав им, что на фоне естественной убыли левого электората массовый мелкий предприниматель вполне может пополнить социальную базу социалистов/коммунистов. Правда, для этого левым придется расстаться с некоторыми псевдомарксистскими клише советского покроя и вспомнить, что, по Марксу, социализм — это «ассоциация свободных производителей», по Ленину — «строй цивилизованных кооператоров», а в США — до 20% экономики представляет собой так называемый «народный капитализм», когда работники корпораций являются по совместительству их владельцами. И уж сам Бог велел предпринимателям обратиться за помощью к оппозиции, которая у нас за европейский выбор и свободу бизнеса; оппозиция ведь для того и существует, чтобы «маленьких» защищать!

Короче, можно весь парламент сделать своим союзником. Но для этого мало кругозора, не идущего далее базарного прилавка. Чтобы войти во властные коридоры для отстаивания своих неотъемлемых прав, нужно иметь за спиной мощную сплоченную организацию людей, имеющих четкое видение своих интересов. Нужна систематическая аналитическая работа, иначе проблемы малого бизнеса будут толковать различные «эксперты», которые никогда ни на базаре не стояли, ни на производстве не работали, ни сельского хозяйства не видели...

Следует искать альтернативу не «упрощёнке», как сейчас предлагается, а олигархо-бюрократическому пути развития, по которому пошла Украина. Нужно что-то делать с тотальной коррупцией и прогрессирующим морально-психологическим разложением общества, поскольку искалеченная психика больших масс людей извратит любые самые прекрасные законы, в т.ч. и экономические, в т.ч. и относительно упрощенной системы налогов. А «упрощёнка» — это один из немногих клапанов, которые предохраняют от обострения социальной нестабильности. И если власть таки поднимет ставку единого налога в три раза до 600 грн., то одним таким клапаном станет меньше!

И напоследок. Даже не слишком охочие до задушевных разговоров с налогоплательщиками работники районных налоговых инспекций в приватных беседах однозначно заявляют, что отмена единого налога или его резкое увеличение есть полный идиотизм. Это диагноз, господа!..

P.S. После написания этого материала события пошли по давно надоевшему сценарию. Сборная команда таксистов Киева и предпринимателей регионов Украины устроила показательные выступления под стенами Верховной Рады. Шатание кресел и общая «напряженка» в стране заставили правительство и лично товарища Н.Азарова близко к сердцу принять проблемы малого бизнеса и согласиться на создание некоей рабочей группы.

Опять возник из небытия некий Совет частных предпринимателей и выдвинул из своих рядов в эту группу выдающихся активистов, дабы убедить правительство не делать глупостей. Н.Азаров намекнул, что не прочь поторговаться, предприниматели ответили взаимностью. Базарный менталитет?

Необходимо четко усвоить следующее.

1. Выше 200 грн. поднимать единый налог нельзя.

2. Компенсировать потери от снижения подоходного налога повышением единого нельзя.

3. Обещаемое снижение социальных выплат (начислений на зарплату) — фикция. А НДС, который никак не снизят с 20 до 17%? Даже если начисления снизят до 16%, это все равно ничего не даст малому бизнесу из-за мизерности его объемов. Все равно придется отдавать 53 коп. на 1 грн. зарплаты!

Страна задыхается не от «упрощенки» — это даже не семечки, а шелуха от них. Причины — многолетний вывоз миллиардов долларов монополистическим капиталом и бюрократией, «прихватизация» за гроши экономики страны, которую потом и кровью восстанавливали после войны наши деды; тотальное воровство, коррупция и моральная деградация всех, от верхнего эшелона до последнего базарного лоточника. Этим нужно заниматься, а не трусить копейки по карманам базарных торгашей.