UA / RU
Поддержать ZN.ua

Можно ли уклониться от «антиофшорного» удара?

Раскрываем секреты решения КИК для украинских «офшородержателей».

Автор: Лана Голян

Каждое налоговое нововведение в Украине проходит пять стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

После голосования «антиофшорного» законопроекта №1210 и подписания его президентом уже в статусе закона №466-IX отрицание сменилось гневом и торгом. Бизнес начал торговаться с парламентариями, понимая неизбежность введения новых правил, а предметом торга стали сроки введения требований.

Первый раунд: законопроект №2524 о переносе сроков стал законом №786, который продлил срок ликвидации иностранных компаний до конца 2021 года.

Второй раунд: проект закона №4065 о переносе срока введения правил в отношении контролируемых иностранных компаний (КИК) принят уже во втором чтении и ожидает подписания.

И чем ближе конец года, тем быстрее торг сменяется депрессией. Некоторые уже миновали период депрессии и перешли в стадию принятия неизбежного. Основной вопрос, который задают себе бизнесмены, чье состояние превышает шестизначное число: что теперь делать? Что ж, набросаем варианты.

Стать нерезидентом Украины

Для тех, кто привык путешествовать и готов жить в Украине не более шести месяцев в году, очевидным решением будет покинуть страну и получить статус нерезидента Украины в контексте Налогового кодекса. По оценкам соседней России, треть состоятельных граждан вышли из налогового резидентства РФ после введения правил КИК в 2015 году.

Процедура выхода из налогового резидентства Украины не является формальной и требует кардинального изменения образа жизни. Налоговый кодекс содержит перечень признаков, совокупность которых дает понимание того, является ли человек резидентом Украины с целью налогообложения в отчетном налоговом периоде, то есть с 1 января до 31 декабря года. Анализ признаков включает:

Если резидентский статус невозможно определить, пользуясь перечисленными выше признаками, тогда налоговая использует простой метод — наличие украинского гражданства у физлица. Нормы кодекса фактически «привязывают» к налоговому резидентству всех граждан Украины. И не предусмотрена процедура «выхода» из налогового резидентства, которая бы подтверждалась документом от налоговой. В прежние годы статус налогового нерезидентства можно было гарантировать за счет получения индивидуального налогового разъяснения и оспорить его в случае отрицательного ответа, или рассмотреть вопрос о признании юридических фактов в порядке статьи 293 Гражданского процессуального кодекса. Но после публикации в 2019 году позиции Большой палаты Верховного суда (по делу №536/1039/17 от 23 января 2019-го) суды воздерживаются от подобных рассмотрений.

И все же рабочий алгоритм смены налогового резидентства есть. Он включает определенные юридические процедуры, которые нужно рассматривать в контексте личных обстоятельств жизни, — семья, работа, локация рабочего и частного капитала, необходимость перемещения по миру и прочие. В рамках процедуры миграционная служба получает подтверждения от СБУ и Национальной полиции об отсутствии запретов на оформление выезда на постоянное проживание в другую страну (выезд на ПМЖ).

Тем, кто не готов сменить место жительства и уехать из страны, необходимо принять решение о дальнейшей судьбе подконтрольных иностранных компаний и их активов.

Безналоговая ликвидация

Идея нормы состоит в том, чтобы, не дожидаясь запуска амнистии капиталов, собственники компаний-кошельков могли избавиться от ненужных структур и перевести активы на собственное имя. Для этого необходимо в установленные законом сроки успеть заявить о ликвидации существующей иностранной компании, подготовить необходимую финансовую отчетность, распределить активы и денежные средства, полученные в результате такой ликвидации, и задекларировать их, сославшись на соответствующий пункт Налогового кодекса. Активы, полученные в результате таких действий, освобождены от уплаты НДФЛ.

Преимущество этого решения: решив ликвидировать компанию, декларант становится юридически подтвержденным собственником активов, получив их по результатам завершения процедуры ликвидации, и при этом практически освобождается от их налогообложения. По сути, это и есть амнистия капитала. Единственное налогообложение — военный сбор в размере 1,5% необходимо будет уплатить в казну государства.

Недостаток в том, что закон не освобождает от ответственности в случае возбуждения дел по сопутствующим вопросам, таким как нарушение валютного или банковского законодательства.

Этот вариант подойдет, скорее, тем, у кого активами являются деньги на счетах. А также тем, кто в свое время корректно оформил владение иностранными компаниями и может обосновать происхождение каждого доллара на счету.

Реструктуризация в траст или семейный фонд

Действительно состоятельные украинцы не хранят наличность (в том числе на банковских счетах), а инвестируют. Их активы в основном формируются за счет ценных бумаг — акций, облигаций, бондов, сертификатов инвестиционных или хедж-фондов, недвижимости и корпоративных прав. В таком случае быстрый выход из зоны КИК затруднителен и экономически не выгоден. Но чтобы отделить прошлый период формирования капитала и определить точку отсчета, разумно обратить внимание на создание новой структуры. Реструктуризация в таком случае может иметь два этапа. Первый — ликвидация старых структур и перевод активов в личное владение, второй этап — учреждение новой структуры и передача ей этих же активов, но уже как взнос в уставной капитал. Альтернативно можно воспользоваться преимуществами трастов (США, Кипр, Джерси) или семейных фондов (Лихтенштейн, Панама).

После создания новой структуры ее, безусловно, нужно будет декларировать как контролируемую иностранную компанию и далее следовать требованиям законодательства в отношении декларирования и отчетности такой КИК.

Преимуществ этого варианта несколько.

Во-первых, в будущем доходы от распределения активов такой компании (которые согласно отчету не будут считаться распределением прибыли, а распределением активов) будут освобождены от налогообложения в сумме стоимости ранее внесенных активов (правда, рассчитанной в гривне на дату внесения). Это правило распространяется не только непосредственно на декларанта, но и на членов семьи первой-второй степеней родства. То есть на супругов, детей, бабушек-дедушек, внуков и братьев-сестер. Фактически этой нормой можно также воспользоваться, если активы будут переданы в доверительное управление — семейный фонд, например, и в будущем распределены между наследниками.

Во-вторых, это позволит сбалансировать прибыль и убыток стоимости волатильных активов, например, портфеля ценных бумаг, металлов, недвижимости, корпоративных прав, виртуальных активов. Налоговый кодекс не содержит норм, разрешающих физическому лицу зачесть прибыль от одного вида активов в счет убытка от другого, но это возможно на уровне компании, юридического лица.

В-третьих, создавая новую структуру, необходимо учитывать текущие требования мирового законодательства, в том числе в отношении происхождения капитала и сути деятельности. А значит, структура будет наполнена экономическим смыслом, а не только целью налоговой оптимизации. Это позволит в будущем избежать рисков доначислений в связи с прошлой деятельностью.

Недостатком является необходимость содержать структуру, следить за наличием сабстенса и выполнением законодательных требований страны регистрации компании. Это решение не освобождает от необходимости ежегодно декларировать доходы такой КИК и, возможно, налогообложения. Однако в Украине налог к уплате не возникнет, если совокупный доход ваших КИК за отчетный период не превысит 2 млн евро.

***

Офшоры и другие иностранные компании, как и в начале 90-х, снова становятся прерогативой состоятельных людей. Осознанно или по неопытности, но парламентарии явно делят украинское общество на «богатых» и «не очень» — тех, кто не пожалеет тысяч 30–50 евро в год на сопровождение иностранной компании, и тех, кто не сможет обеспечить своим офшоркам необходимый статус. Первые смогут выполнить требования украинского закона о КИК и по-прежнему не платить налоги в Украине. Вторые будут вынуждены отказаться от иностранных структур. Так государство ставит бизнес перед выбором: создавайте национальные украинские компании и платите налоги в Украине или уезжайте и создавайте бизнес в других странах. Выбор за бизнесом.