UA / RU
Поддержать ZN.ua

Миссия проездом

Долгожданная миссия МВФ почти наверняка уедет из Киева без объявления о выделении очередного транша.

Автор: Юрий Сколотяный

Долгожданная миссия МВФ почти наверняка уедет из Киева без объявления о выделении очередного транша. И хотя в нынешней ситуации сами по себе деньги МВФ уже действительно не имеют принципиального значения, возобновление финансирования могло бы серьезно улучшить не только чиновничьи, но и инвесторские и экспертные настроения в отношении Украины.

Увы, ехать в Киев представителям МВФ не хотелось. Сом­нения оставались, видимо, вплоть до 19 октября, когда от имени постоянного представителя МВФ в Украине Макса Алье­ра был опубликован официальный пресс-релиз о визите миссии, который продлится с 25 октября по 4 ноября с.г.

Дело в том, что предстоят непростые переговоры - их участники практически наверняка расстанутся без конкретной договоренности о возобновлении финансирования. В этом контексте поездку наверняка можно было бы считать бесполезной, если бы не необходимость:

а) осуществления второго пересмотра программы по действующему соглашению stand-by, который так и не был завершен в нынешнем году (миссия не посещала Украину уже давненько - с февраля с.г., что, в общем-то, не совсем нормально при действующем кредитном соглашении);

б) проведения консультаций за 2011 год согласно статье IV Статей соглашения МВФ (в соответствии с которой установлен порядок ежегодных двусторонних консультаций представителей фонда со своими государствами-членами и подготовки соответст­вующих документов).

Надо сказать, что нынешний визит состоится на весьма тревожном международном фоне. Соеди­ненные Штаты по-прежнему балансируют на грани рецессии, при этом возможности как монетарного, так и фискального стимулирования у официального Вашингтона уже весьма и весьма ограничены. Положение дел в Европе еще хуже: вероятность как дальнейшего обострении долгового кризиса, так и полноценного экономического спада как минимум не снижается. Ситуацию принципиально не изменило и объявление о том, что МВФ, Евросоюз и Европейский центробанк наконец-то одобрили выделение очередного транша в поддержку Греции, кото­рый может быть предоставлен уже в начале ноября. Предпринимаемых сейчас в Европе мер, как и внедрения новых нестандартных инструментов со стороны ЕЦБ по смягчению монетарной политики и поддержанию ликвидности явно недостаточно.

В этом контексте весьма примечательно заявление премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона, не скупившегося на эмоциональные эпитеты, при оценке текущей ситуации в интервью для Financial Times. В частности, для предотвращения кризиса в еврозоне г-н Кэмерон предложил применить метод «большой базуки», поскольку «на предотвращение экономической катастрофы у Европы осталось всего несколько недель».

При этом британский премьер призвал Германию и Францию устранить разногласия и согласовать до конца года пять шагов, которые будут необходимы для преодоления неопределенности вокруг еврозоны. В частности, Дэвид Кэмерон предлагает увеличить объем и возможности Европейс­кого фонда финансовой стабильности, провести вызывающие доверие инвесторов стресс-тесты европейских банков и принять план их рекапитализации, устранить неопределенность в отношении будущего Греции, усилить роль МВФ в разрешении кризиса.

В ходе состоявшейся в конце прошлой недели в Париже встречи министров финансов Группы двадцати (G-20, представляют более 80% мировой экономики) директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, подчеркивая чрезвычайность сложившейся ситуации, заявила, что «перспективы в отношении рисков стали более мрачными, а слабость экономической ситуации в развитых государствах уже сказывается на странах с формирующимся рынком».

Украина - одна из именно таких стран. И поскольку деваться, по-видимому, было некуда, в Киеве в начале следующей недели высадится достаточно внушительный десант сотрудников фонда. Большинство из них будут выполнять в основном техническую миссию, в ходе которой стороны обменяются информацией, встречными предложениями и замечаниями.

Замечаний, видимо, будет масса, так как от имени МВФ уже звучали заявления, что с февраля многое поменялось как в украинской, так и в мировой экономике.

В принципе, Украина может отчитаться о выполнении большинства ранее установленных критериев, за исключением самого сложного и принципиального - повышения тарифов на газ для населения. Причем надежды украинской стороны, что ей удастся убедить представителей МВФ умерить жесткость в этом вопросе благодаря альтернативным компенсаторам (главный из которых - расчет на пересмотр условий соглашения с «Газпромом»), вряд ли оправдаются. Так, начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб указывает сразу на несколько обстоятельств, не дающих оснований ожидать существенного смягчения требований МВФ. «Во-первых, позиция фонда по отношению к Украине оставалась достаточно жесткой на протяжении последних нескольких лет, и нет причин полагать, что сейчас она изменится, особенно глядя на то, как жестко ведет себя фонд с другими дебиторами (в частности, с Грецией), - подчеркивает аналитик. - Во-вторых, финансовая ситуация в «Нафтогазе» выглядит угрожающей - финансовый дефицит компании в нынешнем году, по расчетам аналитиков банка, составит не менее 18 млрд. грн. (1,4% ВВП), а в следующем (при условии сохранения тарифов на текущем уровне, а также роста цены импортного газа на 20%) - может увеличиться до 25 млрд. (1,6% ВВП). В этих условиях МВФ вряд ли примет на веру какие-либо компенсаторы, предложенные украинской стороной, так как достижение консолидированного бюджетного дефицита в 3,5% ВВП в этом году и 2,5% - в следующем выглядит практически нереальным при таких масштабных финансовых разрывах в «Нафтогазе». В этой связи, по мнению Д.Сологуба, вряд ли полностью решит проблему и некоторое снижение цен на импортный газ (разве что российская сторона будет необычайно добра и снизит цену на газ процентов на 80-90).

Также еще вопрос - насколько устраивают МВФ принятые в сентябре украинским парламентом законодательные новшества по пенсионной реформе. По крайней мере, пока никаких одобрительных заявлений в ее адрес не прозвучало.

Зато уже наделало шума сообщение о недовольстве МВФ предпринятыми изменениями в нынешний бюджет, значительная часть которых касалась слишком щедрого, на их взгляд, повышения социальных стандартов. Дефицит госказны в нынешнем году вряд ли уложится в ранее оговоренные программой stand-by 3,5% ВВП, о чем уже даже упоминал премьер-министр Николай Азаров, спрогнозировавший этот показатель на уровне 4%. Впрочем, как раз эти полпроцента окажутся одним из самых маленьких камней преткновения: важнее, так сказать, тенденция к сокращению дефицита. И в этом отношении нынешнее правительство, надо признать, достигло весьма существенных успехов. Но вот насколько адекватными покажутся вашингтонским миссионерам показатели проекта госбюджета-2012 - это еще вопрос (хотя в Минфине и уверяют, что там вроде бы все согласовано).

Еще один несомненный положительный довод в руках украинских переговорщиков - полученное замедление потребительской инфляции, достигнутое в том числе и благодаря жесткой монетарной политике НБУ. С одной стороны, динамика потребительских цен в последние три месяца действительно является одним из факторов улучшения ситуации с макроэкономической стабильностью в стране. С другой - монетарные клапаны сейчас зажаты настолько жестко, что это начало вызывать перебои с ликвидностью, обусловившие рост ставок на межбанковском депозитном рынке на нынешней неделе до уровня 40%.

Очевидно, что, добиваясь сокращения предложения гривни, НБУ сейчас не столько решает задачу борьбы с инфляцией, сколько пытается ограничить давление на валютный курс. Возможно также, что таким образом регулятор пытается заставить своих подопечных распродать часть накопленных на их счетах валютных авуаров, которые им оцениваются в 8 млрд. долл.

Однако в этой ситуации очень важно не заиграться и не перегнуть палку, так как «перебор» (в том числе с ликвидностью) может спровоцировать еще большие негативные последствия в будущем.

Мотивация действий банковского регулятора может также заключаться и в том, чтобы упредить «лишние» вопросы со стороны МВФ в отношении его нынешней валютно-курсовой политики с учетом уже произошедшего в прошлом месяце сокращения золотовалютных резервов. Как известно, МВФ уже давно добивается от Украины большей гибкости валютного курса. Встречные аргументы о том, что нынешняя его динамика определяется состоянием платежного баланса, а НБУ только сглаживает чрезмерные курсовые колебания, до самого последнего времени хоть и со скрипом, но принимались.

Однако теперь, если сводное платежное сальдо начнет уходить в минус, а ситуация на валютном рынке будет и далее требовать расходования значительных объемов резервов (минимальный допустимый уровень которых тоже оговорен условиями программы и установлен как один из критериев ее выполнения), давление на НБУ по поводу «гибкости» наверняка усилится. Тем более что значительная часть украинского внешнего долга носит краткосрочный характер - из около 120 млрд. долл. внешних обязательств государственного и негосударственного секторов вместе около 53 млрд., по подсчетам экспертов, предстоят к погашению в ближайшие 15 месяцев. Конечно, значительная часть этих обязательств числится за украинскими предприятиями перед их материнскими структурами, большинство которых базируются в офшорах. И наверняка многие из этих долгов будут пролонгированы. Но здесь уже появляется в повестке дня более глобальный вопрос - о доверии внутренних и внешних инвесторов к макроэкономической политике государства в целом. Кстати, напомним, что для иностранцев именно МВФ - это тот смотритель, который оценивает адекватность такой политики.

Директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец отмечает, что вряд ли для кого-то является новостью, что предлагаемые МВФ рецепты далеко не всегда оптимальны и не всегда требуют безусловного их принятия. Поскольку сейчас уже очевидно, что фонд практически потерял контроль над ситуацией в отношении одной из его основных миссий - предотвращения чрезмерной нестабильности на рынках и волатильности обменных курсов, а также недопущения валютного протекционизма со стороны отдельных стран.

«К большому сожалению, ситуация развивается таким образом, что упредить эти явления, как и в достаточной степени скоординировать международную антикризисную политику фонду не удалось, и каждая страна действует согласно собственным предпочтениям и интересам. В результате уже произошедших девальваций валют многих ближайших соседей и основных торговых партнеров Украины (России, Польши, Беларуси и других), да и общего укрепления доллара на мировых рынках конкурентные позиции украинского экспорта теряются, и здесь уже речь идет о рисках для мароэкономической динамики в целом. Меры по активизации внутреннего спроса на основные позиции украинского экспорта и по импортозамещению похвальны, но сработают в лучшем случае только в среднесрочной перспективе. В то же время, когда основные торговые партнеры Украины защищают свои экспортные позиции и внутренние рынки, идя по пути ослабления курсов национальных валют, у нас не остается другого выбора, как делать то же самое. Главное, чтобы процесс ослабления был постепенным, умеренным и управляемым и происходил за счет постепенного расширении рамок коридора колебаний курса гривни к доллару. Обвала и ажиотажа нельзя допустить ни в коем случае», - резюмирует эксперт.

В общем, дискуссионных вопросов у сторон будет хоть отбавляй. Поэтому после завершения работы миссии ее представители, скорее всего, возьмут минимум месячную паузу для раздумий, пока должно будет состояться заседание совета директоров фонда. Между тем Украина будет терять драгоценное время, на протяжении которого от украинских властей и регуляторов еще может что-то зависеть.