UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИНФИН РАЗБИРАЕТСЯ СО СТАРЫМИ ДОЛГАМИ

До конца года Минфин имеет все шансы создать в стране рынок казначейских векселей емкостью до 4 ми...

До конца года Минфин имеет все шансы создать в стране рынок казначейских векселей емкостью до 4 миллиардов гривен

Казначейский вексель - это ценная бумага, которая выписывается Казначейством на имя получателя бюджетных средств, которому, кроме векселя, больше нечем платить. Векселедержатель этой долговой расписки обладает возможностью продать его и получить необходимые ему «живые» деньги. Покупают казначейские векселя как правило те, кто надеется сэкономить на уплате налогов, заплатив их Казначейству его же векселями вместо «живых» денег.

Идея создания рынка казначейских векселей в Украине давно витала в воздухе. Однако на различных этапах развития и преобразования нашей экономики ей не давали воплотиться различные искусственные преграды. В 1996 году даже увидел свет утвержденный Кабинетом министров Порядок выпуска и обращения казначейских векселей. Однако выпустить их правительство так и не решилось.

Почему этого не произошло и какие аргументы против высказывали противники проекта - сейчас самое время вспомнить. Сейчас, поскольку в последнюю неделю октября проект похоже стал как никогда близок к началу своей масштабной реализации.

Уже, наверное, все в украинском финансовом мире успели спеть дифирамбы нашему молодому министру финансов Игорю Митюкову по поводу того, какой полный и красивый проект бюджета на 1998 год он представил парламенту.

Однако уже подмеченные экспертами и общественностью достоинства бюджета-98, как то: пессимистическая оценка собираемости налогов в следующем году в виде цифры доходов, максимально детализированная структура расходов с четким графиком платежей по реструктурированным социальным долгам, план замораживания роста рынка внутренних заимствований и ориентация в покрытии дефицита бюджета на дешевые внешние источники и прочее, что можно прочесть в проекте бюджета - еще далеко не все замыслы Минфина.

Те, кто имеет хотя бы поверхностное знакомство со сферой государственных финансов Украины, знают, что подобные благие намерения легко могут быть похоронены неким явлением под названием «взаимозачет».

Это когда налоговые деньги в бюджет не платятся, а якобы идут напрямую получателям бюджетных средств, которые хотя и имеют по закону о бюджете квоту определенного финансирования, но совершенно не обязательно являются первыми на очереди в получении государственных средств. Тем более в условиях, когда пенсионеры месяцами ждут пенсий, правительственные приоритеты традиционно направлены на погашение социальных долгов, а не на финансирование в полном объеме народного хозяйства.

И вдруг при помощи взаимозачета его вынуждают платить против его воли.

Подобная ситуация становится возможной в том случае, если государство, во-первых, имеет такие внутренние долги - 4,7 млрд. грн., сопоставимые с суммой задолженности по выплатам налогов (но сейчас об этом нет смысла говорить). А во-вторых, - разрешает проводить такие взаимозачеты.

Листая любой из отчетов о выполнении бюджета любого года из истории независимой Украины, то и дело будем встречать такие фразы: профинансировано лишь на 80% от плана, а расходы коммунального сектора на столько-то процентов недофинансированы. Однако при более детальном рассмотрении ситуация может представиться иной.

К примеру, значительную часть от финансирования медицины могут составлять закупки правительством газа для отопления больниц или электроэнергии для бюджетных организаций. И не исключено, что и газ, и электроэнергия были поставлены в полном объеме, только бюджет не расплатился с поставщиками. Если недофинансирование здравоохранения выражалось в недопоставке медикаментов, то это так и умрет, не став долгом бюджета - просто больным выдадут в этом году меньше лекарств, но долг перед поставщиками газа никуда не денется. Можно спорить, как говорят финансисты, о «качестве» этого долга, но формально он все равно продолжает существовать.

Одной из сильных сторон новой фискальной политики Митюкова как раз и является то, что он наконец решил «отмыть» бюджет от старых долгов.

Первый и наиболее болезненный - по выплате зарплаты бюджетникам был реструктуризован. Сначала бездарно, когда правительство якобы огласило информацию о его размере и структуре и даже напечатало ее в прессе, в то время, как из Нацбанка в высокие кабинеты на Банковой и Грушевского шли сводки с реальными цифрами на полтора миллиарда гривен, превышающими «оглашенный» уровень. Затем более профессионально, когда под давлением Международного валютного фонда пришлось действительно составить реальный график погашения, основанный на реальной ситуации. В этом году наши финансовые власти продемонстрировали несколько умелых ходов в управлении этим долгом, использовав нестандартные для Украины процедуры заимствования на внешних рынках и проведя сбалансированную кампанию по его сокращению более чем на четверть в течение одного месяца, сохранив при этом стабильные показатели обменного курса, валютных резервов и почти стабильные ставки на внутреннем фондовом рынке.

Второй существенный вид долгов - долги аграриям по недофинансированному госконтракту и поставкам под госзаказ. Они «незначительны» по своему размеру на фоне остальных долгов - несколько сот миллионов гривен и, что важнее, относятся к разряду тех, что умирают с наступлением нового финансового года.

И третий, более существенный долг бюджета - это энергоносители. Точной суммы, как у нас часто бывает, не знает никто. По предварительной оценке Минфина, долги правительства перед поставщиками газа и электроэнергии бюджетному сектору, а также некоторая часть долгов, сформированных за счет неоплаты правительством части жилищных субсидий и разницы в ценах на газ, потребляемый населением, по словам И.Митюкова, составляют вместе около 4,7 млрд. гривен.

Проект решения этой проблемы в виде выпуска казначейских векселей разрабатывался Минфином в плохо подходящем случаю секрете и в общих чертах был презентован И. Митюковым на заседании Кабинета министров 13 октября. Однако подобная публичная презентация не помогла ему стать гласным. Как нам стало известно, 28 октября министр экономики Украины еще не был информирован о подробностях его осуществления.

Вместе с тем, правительство уже совершило первый серьезный шаг на пути к его осуществлению - 20 октября увидело свет постановление Кабинета министров, являющее собой набор противоречивых компромиссов между сторонниками старых и новых подходов в разрешении проблемы государственных долгов за энергоносители. Первые традиционно считают нужным долги если не списать, то по крайней мере реструктурировать, в то время как вторая сторона, представленная молодыми финансистами, работающими в правительстве, предлагает его оформить ценными бумагами и таким образом как бы получить от кредиторов отсрочку в оплате долгов.

Порядок выпуска и обращения векселей, разработку которого в настоящее время заканчивает команда И. Митюкова, предусматривает выпуск дисконтных векселей Казначейства со сроками погашения 5-8 лет.

Сумму эмиссии векселей должен определить последний общенациональный взаимозачет по энергоносителям, в ходе которого с 4,7 млрд. грн. будет списана сумма задолженности сегодняшних формальных кредиторов правительства - поставщиков газа, электроэнергии и коммунальных услуг бюджетной сфере и их собственных долгов по налогам, недоплаченным в бюджет.

По данным Министерства энергетики, задолженность энергокомпаний по уплате налогов составляет около 230 млн. гривен.

Долги «Укргазпрома» по уплате налогов - около 700 млн. гривен.

Здесь следует также еще сделать небольшую оговорку о том, что, возможно, не вся сумма налоговых долгов будет учтена, а лишь та их часть, которой должно хватить на покрытие расходов в рамках расходных статей этого года.

Потому с большой долей вероятности можно предположить, что окончательная сумма эмиссии казначейских векселей составит около 4 млрд. гривен. Вопрос - как это скажется на украинском бюджете и финансовом рынке?

Бюджет безусловно получит «очищение» от старых долгов, и в будущем финансовом году у любителей взаимозачетов будет меньше оснований предъявить правительству какой-либо его долг. Бюджетная задолженность, будь то зарплата или несвоевременная оплата счетов газовых энергетиков, возникает только по одной причине - неправильных бюджетных расчетов. Однако учитывая то, что проблема эта пятилетней давности: недостаточно просто хорошо составить бюджет на 1998 год. Необходимо признать и начать обслуживать уже скопившийся долг. И очевидно, найдется немало голосов, которые будут доказывать людям, от которых зависит принятие решения, что по неоформленным долгам не нужно платить, забывая при этом упомянуть, что именно по этой причине они могут хаотически предъявляться к оплате произвольными объемами и не совсем тогда, когда это удобно бюджету.

Планирующаяся схема обращения новых ценных бумаг предупреждает все основные аргументы прошлогодних противников выпуска казначейских векселей. В 1995-96 году Россия имела серьезные проблемы с полнотой поступлений в бюджет, поскольку предприниматели стали платить бюджету неожиданно много налогов казначейскими векселями. Это проблема перенасыщения рынка и неструктурированности графика погашения бумаг. Украина также имела свой отрицательный опыт, выпустив в свое время так называемые «энерговекселя», которые принимались вместо денег в уплату за электроэнергию, больше чем производилось самой электроэнергии. В результате эти бумаги продавались на рынке за полцены, чем правительство было очень недовольно.

В рассматриваемом проекте выпуска казначейских бумаг подобную проблему Минфин постарался решить изначально. Для поддержания цен на вторичном рынке он как эмитент будет ежегодно выкупать, гасить определенную часть своих векселей. Естественно, что погасить раньше срока долговые обязательства захотят практически все инвесторы, как естественно и то, что приниматься они будут по определяемой рынком цене, далекой от номинала. Любой фондовый дилер знает, чего можно достичь, аккуратно управляя рынком собственных векселей таким способом. И окончательный результат будет зависеть уже только от профессионализма финансовых властей: сумеют ли они «аккуратно довести» цену векселя, обеспеченного бюджетными средствами, до окончательного погашения через 5-8 лет через все всплески на фондовом рынке.

Пожалуй, единственный и главный вопрос, на который сегодня нет точного ответа, это - как явление такого емкого рынка повлияет на монетарную и прежде всего инфляционную ситуацию в стране?

Дело в том, что, согласно экономической теории, казначейские векселя по определению являются одними из самых быстрых и ликвидных «квазиденег», иначе говоря, они как бы расширяют собой денежную массу.

Ни для кого не секрет, под каким пристальным вниманием руководства правительства и Нацбанка находится монетарная политика. Увеличение количества денег или скорости их обращения - факторы прямого воздействия на инфляцию. И здесь все будет зависеть от того, насколько активным будет рынок этих бумаг. Более того, интересы НБУ в этом вопросе, который будет заинтересован в как можно более медленном обращении этих ценных бумаг как части денежной массы, должны диаметрально отличаться от интересов Минфина, который заинтересован в создании живого активного и ликвидного их вторичного рынка.

Однако, каковы бы ни были инструменты их взаимодействия и влияния на будущий рынок векселей, все определит спрос на эти бумаги.

По материалам агентства

«Украинские новости»