Дождались. Наконец-то родное правительство опубликовало условия, на которых оно согласно занять деньги у Национального банка. Зрелище получилось впечатляющее: за 3,5 млрд. одолженных на 10 лет средств оно согласно ежегодно платить аж 3% годовых.
Что еще лучше — формально Кабмин тут вообще ни при чем. Юридически деньги будет одалживать дочерняя компания «Нефтегаза» «Газ Украины». Именно она выпустит облигации со столь замечательным сроком и процентом. Ну а Кабинет министров возьмется организовывать спрос на бумаги. Иначе будет тяжело. Балансы «Газа Украины» — чтение не для слабонервных. Мало того что в них зияет более чем двухмиллиардная дыра, так у компании до сих пор не сформирован уставный фонд. В довершение всего, прочтя проспект эмиссии, можно легко уяснить, что из трех предпринятых в этом году попыток обанкротить эмитента две инициированы материнской компанией и другой «дочкой».
Впрочем, все это ничего не значащие мелочи. Как уже говорилось, «Нефтегаз» к происшедшему не имеет почти никакого отношения. Его дело — получить деньги по облигациям и тут же отдать в бюджет на погашение налоговой задолженности. Причем фиговый листочек, которым прикрывают эмиссию, практически прозрачен. По условиям размещения, счастливые покупатели облигаций не имеют права на их дальнейшую перепродажу никому, кроме как Национальному банку. Именно его, родного, и будут напрягать для их дальнейшей покупки. Тем более что в проспекте эмиссии заботливо указано, что если будет продана хотя бы одна облигация, то выпуск считается состоявшимся. Это на тот случай, если Нацбанк станет брыкаться.
Неразумные банкиры до сих пор не ведают своего счастья. Понять их, конечно, можно. Даже если откинуть все другие факторы (типа надежности и проч.), то при очень скромной пятипроцентной инфляции в год подобная ставка гарантирует за десятилетие около 900 млн. грн. убытков.
В общем-то, дело не столько в дополнительной эмиссии, сколько в создании прецедента. Новые бумаги фактически взрывают даже подобие баланса в отношениях между Минфином и НБУ. Вообще-то Национальному банку не впервые финансировать кассовые разрывы правительства, но последние годы это хоть как-то оформлялось. Так, задолженность Минфина перед НБУ по внутренним облигациям оставляет сейчас около 11 млрд. грн. В прошлом и позапрошлом годах ее пусть и с шумом, но все-таки переоформили на десять лет.
По новому выпуску никаких обязательств Минфин не несет. И в случае, если эмитент исчезнет — неважно, в результате банкротства или реорганизации — статус этих бумаг станет совсем неопределенным.
Вообще-то в мировой практике существует такое понятие, как «мусорные облигации». Это бумаги, обладающие не слишком высокой надежностью. Их повышенный риск компенсируется более высокой доходностью. Словно для наглядности, за день до объявления эмиссии «Газа Украины» Украина продала еврооблигаций на сумму 260 млн. долларов. Доходность составила 10,843 % годовых — в валюте, разумеется. В принципе, корпоративные облигации быть дешевле не могут. Так что нынешние бумаги «Газа Украины» даже не «мусорные» и тем более не «газовые». Для них имеется другое наименование — «дутые», «бронзовые» и т.д.
Интересно, что в условиях размещения облигаций «Газа Украины» сразу исключена возможность повышения их доходности. Они должны приобретаться по цене не ниже номинальной. Так что планка доходности в 3% является верхней. Любопытно, что сначала речь шла о «ставке доходности не выше учетной ставки НБУ», т.е. 8 %. Ну что ж, задача «не выше» выполнена с блеском.
Все необходимые разрешения на выпуск уже получены. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку умыла руки, зарегистрировав выпуск. Как отметил ее председатель Олег Мозговой, «к сожалению, данный вопрос не урегулирован законодательством. Облигации выпускает не акционерное общество, а государственное предприятие на основании постановления Кабинета министров. Это уже дело покупателей — покупать их или нет».
Так что НБУ, за счет рефинансирования которого коммерческие банки и должны приобретать облигации, рискует сильно потратиться. Стельмах был категорически против, но сейчас его статус повис в воздухе. Для Тигипко (в случае избрания) история с облигациям станет первой проверкой на прочность. Причем очень жесткой.
Запах легких денег очень будоражит Кабмин. В случае, если руководство Нацбанка молча проглотит пилюлю, пример может оказаться заразительным. Чего-чего, а эмитентов с возбужденными делами о банкротстве и огромной задолженностью по налогам у нас достаточно. За постановлениями правительства дело тоже не станет.