UA / RU
Поддержать ZN.ua

Маленьких обижают!

Пресс-служба Министерства финансов, рассказывая о пресс-конференции Николая Азарова... виноват, Ви...

Автор: Александр Кирш

Пресс-служба Министерства финансов, рассказывая о пресс-конференции Николая Азарова... виноват, Виктора Пинзеника и Сергея Буряка, поведала народу Украины о том, что 76% общих поступлений НДС в госбюджет обеспечивают предприятия, удельный вес которых среди плательщиков налогов составляет лишь 2%. Из этого был сделан следующий сногсшибательный вывод:

«Такой незначительный процент привлеченных к налогообложению субъектов хозяйствования свидетельствует о практике широкого использования схем уклонения от уплаты налога, а фактически — его разворовывания».

Э-э-э... это как?

Хоть мы уже достаточно знакомы со спецификой причинно-следственных связей, конструируемых фискальными органами, но и нам весьма сложно увидеть логику в суждении, где аргументом выступает высокая степень концентрации производства в Украине (на 2% плательщиков приходится 76% поступлений главного бюджетообразующего налога), а выводом — разворовывание.

Даже неожиданный переход уважаемых фискалов на двенадцатиричную систему исчисления (в качестве пороговой величины, характеризующей, очевидно, достижение усредненным плательщиком некоего предела приличия они взяли именно 5/12 от 1 млн. грн.) все равно не объясняет столь шального полета мысли.

А ведь это мысли тех, кто нами правит. И не только нами, но и нашей, извините за неуместное слово, экономикой. И если их логика — «2% платят 76%, значит, остальные воруют», то в чьих же мы все руках?

Да, есть монстры, а есть — малявки. Монстры — следствие пресловутой концентрации производства — занимают микроскопический удельный вес в количестве плательщиков и гигантский — в массе общенационального оборота, а потому и в налоговой массе тоже. Малявки же — наоборот, но они в этом, ясный пень, не виноваты. Так — во всем мире. 76% от 2% — еще не самый крайний показатель концентрации производства, свойственной, как мы учили, империализму.

И шо?

Наших первых величин от экономики дифференциация предприятий по их масштабам очень удивляет?

Так пусть себе на здоровье удивляются — у них есть такое право.

В отличие от права на вывод (из этого) о том, что все воруют, тем более — с учетом того, какие выводы делаются из этого вывода насчет необходимости ужесточения фискальной политики.

Снова цитата:

«По результатам первого такого анализа, проведенного Минфином, министр финансов Виктор Пинзеник обратился в ГНА с просьбой осуществить организационные мероприятия по активизации работы с субъектами хозяйствования, которые являются конечными получателями налоговой выгоды и/или задействованы в схемах создания и передачи искусственно сформированного налогового кредита».

Не стану спрашивать, что это за «оргмероприятия по активизации работы». Не буду даже ныть, взывая к
г-ну Виктору и г-ну Сергею, типа «За что, Герасим?» Все виноваты тем, что хочется им кушать, и умные риторические вопросы тут не помогут.

Ведь в «преступления» попало даже то, что разрешено законом:

«включение в налоговый кредит налоговых накладных из прошлых периодов».

И это — при том, что закон об НДС (п/п. 7.5.1) говорит о налоговом кредите именно по дате получения(!) налоговой накладной (если не было предоплаты), а вовсе не по дате ее выписки. Так что из какого она прошлого, для закона не важно, важно — когда она пришла!

Но раз хочется кушать, то какие уж тут законы. Поэтому я поинтересуюсь лишь тем, а что, собственно, такое — «конечный получатель налоговой выгоды» (и, поскольку бить собираются именно таких, праздным этот вопрос назвать нельзя).

Пресс-служба ограничилась лишь намеком, что, дескать, есть такие всюду.

Маловато...

Так все-таки — кто же такой, этот конечный?

Это тот, кто продает уже не предприятиям, а непосредственно людям? Кажется, «конечный» — именно он. Но что, если он только покрасил, наварил на этом немного, а «украл» (из сделанного им же) еще меньше, в то время как весь неправедный «навар» осел где-то в глубине цепочки?

Тогда, может, тот, кто в глубине, и есть этот самый конечный? Но выгоду он получил не всю: немножко — отщипнули на других этапах, немножко — те, о ком речь пойдет дальше.

Значит, у каждого кусочка выгоды — свой конечный получатель? Так тогда прямо надо сказать, что меры должны быть активизированы ко всем подряд субъектам хозяйствования!

Тем более что искать «конечных» в бесконечной цепочке есть дело безнадежное.

Ну, нашли, к примеру, такого, который практически все свои налогоувеличения погасил почти такими же уменьшениями — благодаря накладным и налоговым накладным, которые налоговикам кажутся липовыми, а ему самому — нет. Поставщика найти не могут, исчез он куда-то: сделал свое поставщиковое дело — и ушел. Кто виноват? Кто конечный? Тот, следующий за которым, исчез? Так и писать в таком случае нужно честно: так и так, конечный, мол, — это последний из тех, до кого дошли, а остальных не нашли.

А то ведь что будут делать, уже примерно понятно, а с кем, еще неясно. Хотя намек (насчет того, что честных — 2%) вполне понятен. Стало быть, все остальные 98% и есть эти конечные...

Я сам себе задал вопрос (тоже имею право, я сам себя не стесняюсь и сам с собой достаточно откровенен): это они тупые или просто валяют дурака? Согласитесь, что их логика «вас много, а толку мало, следовательно, вы не работаете, а воруете» дает мне основания для такой с самим собой откровенности.

Так вот, отвечая на этот вопрос, могу сказать совершенно точно: судя по всему, скорее всего, похоже на второе (если не ошибаюсь). То есть они не тупые, что уже само по себе чрезвычайно радует. На такой оптимистичный лад настраивает еще один фрагмент оттуда же:

«Стоит отметить, что преимущественное большинство, а именно 62% из всех выявленных фирм-нарушительниц, относится к сфере контроля 12 районных налоговых инспекций (3% от всех инспекций)».

Ага!

Значит, знает кошка, чье мясо съела. Точнее — знают кошки, чьи котята кушают неположенное.

Так кто тогда, извините, ворует? Инспекции-то, особенно районные, по масштабам своим отличаются вовсе не так, как предприятия! Если обороты фирм могут отличаться и в тысячи раз, и в миллионы, то обороты, подведомственные разным райинспекциям, могут разниться ну в два раза, ну в три, ну максимум на порядок. И вот тут уже статистика «на 3% инспекций — 62% нарушений» — в самом деле убойная.

(Кстати, среди приведенных там же «лидеров уклонения» по регионам — естественно, Киев, Донецкая область и... откуда-то Закарпатье! Батюшки, неужели опять он... И тут тоже... Не, это случайность.)

Но при чем тут предприятия?

Да, есть не предприятия, а «подкрышиши», созданные под крышей налоговой, чтоб воровать то, чем она должна наполнять бюджет. Например, выкачивать из этого самого бюджета НДС, еще и такими порциями, что на нормальных экспортеров честно положенного им возмещения уже не хватает. Этих подналоговых «псевдо» и предприятиями называть не стоит — так, псевдюшки.

Но предприятия-то за что обижают? За то, что не все они монстры? За то, что есть среди них маленькие?

Некрасиво это.