UA / RU
Поддержать ZN.ua

Леонид ЧЕРНОВЕЦКИЙ: «ЖУЛИКИ КОДИРОВАННЫМИ СЧЕТАМИ НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ»

Семь лет работает на финансовом рынке Украины «ПРАВЭКС-БАНК», входящий в десятку крупнейших банков страны...

Автор: Константин Ремизовский
Семь лет работает на финансовом рынке Украины «ПРАВЭКС-БАНК», входящий в десятку крупнейших банков страны. Он оказывает клиентам десятки всевозможных услуг, но сегодня мы решили поговорить с учредителем «ПРАВЭКС-БАНКА» Леонидом ЧЕРНОВЕЦКИМ лишь об одной — открытии и конфиденциальности пользования кодированными счетами.

— Леонид Михайлович, в последнее время возникает много разговоров, споров, слухов по поводу кодированных счетов. В своей рекламе «ПРАВЭКС-БАНК» утверждает, что конфиденциальность этих счетов, открытых в банке, надежнее, чем в Швейцарии...

— И здесь нет ни малейшего преувеличения. Скажу больше. Надежнее не только, чем в Швейцарии, но и, скажем, в Австрии, Англии, других цивилизованных странах. Объясню почему.

Дело в том, что в европейских странах, в связи с действием международных конвенций, правил Евросоюза, любой счет, открытый в банке, обязательно имеет свой аналог и фиксируется в программном обеспечении Центрального банка. Если необходимо разыскать владельца счета (скажем, Интерполу, международным или местным органам), достаточно послать запрос в Центробанк. Если этот запрос правильно оформлен, Центробанк дает полную информацию о владельце счета, а также счетах обычного режима и в оффшорных компаниях. Правда, информация дается не официальная, а справочная. Но ее, поверьте, будет достаточно, чтобы у человека возникли определенные проблемы.

Другое дело — для такого запроса нужны очень веские основания. В этом смысле демократические страны отличаются в лучшую сторону от стран с зарождающейся демократией, к которым относится и Украина. В них получить официальную информацию гораздо сложнее. А в нашей несчастной для предпринимателей и инвесторов стране любому из десятков представителей контролирующих органов (число которых растет, как снежный ком) достаточно сформулировать запрос по любому надуманному поводу, после чего банк должен ответить в установленном порядке. Впрочем, здесь есть некоторые зацепки. На сегодняшний день форма таких запросов не отработана, поэтому именно по формальным основаниям мы отклоняем 99% подобных запросов.

— Но не в этом же заключается выгода открытия кодированного счета?

— Не только в этом. В Украине имеются и другие значительные преимущества для владельцев кодированных счетов по сравнению с развитыми демократическими странами. Скажем, сведения о владельце счета не находятся в информационной базе Национального банка Украины. А уже только это означает, что конфиденциальность кодированного счета в тысячу раз надежнее у нас, чем в любой европейской стране, не говоря уже о США, где банковская система особенно прозрачна для контролирующих органов. У нас же о владельце кодированного счета знает лишь банк, где этот счет оформлен. И если этот банк строго придерживается положений и принципов, заложенных в Указе Президента о кодсчетах, утечка информации невозможна. В «ПРАВЭКС-БАНКЕ», кроме клиента, секретом будет владеть только банковский офицер, который этот счет открывает. У нас это люди очень надежные и высокооплачиваемые, как правило, бывшие военные, никогда не работавшие в спецслужбах.

Личное дело владельца кодированного счета не выносится за пределы кабинета банковского офицера и хранится у него в специальном сейфе. Не буду раскрывать наших секретов, скажу только одно: никаким «контролерам» или «проверяющим» добраться до личного дела практически невозможно.

Кроме этого, после открытия счета в официальной банковской системе начинают фигурировать только цифры: нет ни фамилии, ни имени-отчества, ни каких-либо других данных о том, кто отправляет или получает деньги. Образно говоря, из кабинета банковского офицера выходит не человек, а определенный им самим набор цифр. Вот такая метаморфоза.

— И все же, на мой взгляд, есть вероятность «раскодирования» счета...

— Я понимаю, о чем вы хотите спросить. Да, единственная проблема для владельца кодированного счета — официально выполненная, законодательно предусмотренная процедура по «раскодированию», как вы выразились, счета. Например, не дай Бог, против него возбуждено уголовное дело и по решению суда или по запросу следователя прямо называются данные владельца. В этом случае запрашивающий должен располагать неопровержимой информацией, что именно такой- то конкретный человек открыл у нас кодированный счет. А это может быть только в том случае, если владелец счета где-то о нем «проболтался».

— Зачем и кому нужны такие сверхсекретность и конфиденциальность? Жуликам и теневикам? Ведь, согласитесь, честным людям скрывать нечего.

— Между прочим, такой вопрос частенько задают представители разных силовых структур, которым очень хотелось бы знать все на свете. Да и представители власти в этом стремлении далеко от них не отстали. Но мы их «огорчаем»: ситуация с кодированными счетами находится под нашим полным контролем. Даже если под давлением силовиков или властей будет принято решение о прекращении действия кодированных счетов (так было, кстати, с анонимными счетами), то в «ПРАВЭКС-БАНКЕ» у их владельцев всегда будет возможность решить проблему двумя путями: легализовать средства или забрать свои деньги и документы и навсегда похоронить тайну, которую они доверили «ПРАВЭКС-БАНКУ». Если бы мы на 100% не были уверены в этом, то и не начинали бы работу с такими счетами.

— По сути, получается, что банк способствует тому, чтобы деньги не уходили за рубеж, а оставались в Украине и работали на ее экономику?

— Абсолютно точно. Будь моя воля, то всех, кто оставляет заработанные деньги в нашей стране, я награждал бы медалью «Герой Украины». Ведь это акт истинного патриотизма. Дело в том, что сегодня мы находимся на таком этапе развития, когда коррупция тотально угрожает любому предпринимательскому началу. И в этом смысле кодированные счета на данном этапе — наше спасение, важный элемент стабильности в экономике Украины.

Как народный депутат, я — категорический сторонник конфиденциальной работы с нашими гражданами и юридическими лицами. Кодированные счета нужны не жуликам и проходимцам. Эти люди обычно такими, как, впрочем, и другими, счетами не пользуются, а работают «черным налом» и не очень хорошо разбираются в банковских услугах.

— Учитывая солидный опыт работы «ПРАВЭКС-БАНКА» с кодированными счетами, какие советы вы дали бы их владельцам?

— Мы разработали различные варианты общения с клиентом так, что наши взаимоотношения остаются секретом за семью замками. Для этого есть специальные кабинеты, оборудованные самой современной аппаратурой, исключающей возможность подслушивания или наблюдения.

А советы такие. Желательно, чтобы о счете никто не знал, в крайнем случае только очень близкие люди. Найдите человека, которому вы полностью доверяете, и передайте ему информацию о счете. В случае любых форс-мажорных обстоятельств мы все возникшие проблемы решим с ним.

После открытия счета не приходите в банк. Вы вполне спокойно можете общаться с нами по электронным средствам связи и давать нам соответствующие распоряжения. А если вы все же решили прийти, то обязательно предварительно договоритесь о встрече с банковским офицером, чтобы ни секунды не ожидать в приемной, чтобы вас никто не увидел.

И последнее. Не давайте пользоваться своим кодированным счетом тем партнерам, в которых вы не уверены, потому что у них могут быть проблемы с правоохранительными органами и это может «навести» их на ваш счет.

Если соблюдать хотя бы эти элементарные правила, тогда и деньги ваши останутся целы, и вы будете чувствовать себя комфортно и спокойно. Обо всем остальном позаботимся мы.

Интервью вел Константин РЕМИЗОВСКИЙ