UA / RU
Поддержать ZN.ua

Леонид Первак: "Кризис был спровоцирован самими банками"

Несмотря на заверения НБУ, что банковская система уже очищена, отдельные финучреждения продолжают покидать рынок, а СМИ полнятся различными списками следующих претендентов на вылет. Что же это? Раскачивание едва успокоившегося финсектора или признак того, что регулятор далеко не со всем справился и на рынке еще остались банки с сомнительной репутацией? ЗН попыталось разобраться, насколько можно доверять разного рода спискам "схемных" банков, побеседовав с председателем правления КБ "Премиум" Леонидом Перваком. Банк "Премиум" неоднократно обвиняли в непрозрачности и кэптивности. Однако согласно отчетности он продолжает стабильно работать и даже демонстрирует рост. И если слухи, которыми окутана деятельность банка, хотя бы частично оправдаются, то почему регулятор бездействует? А если они неоправданны, то почему допускает очередные витки паники на рынке, который особо чувствителен к настроениям в обществе?

Автор: Юлия Самаева

Несмотря на заверения НБУ, что банковская система уже очищена, отдельные финучреждения продолжают покидать рынок, а СМИ полнятся различными списками следующих претендентов на вылет. Что же это? Раскачивание едва успокоившегося финсектора или признак того, что регулятор далеко не со всем справился и на рынке еще остались банки с сомнительной репутацией? ЗН попыталось разобраться, насколько можно доверять разного рода спискам "схемных" банков, побеседовав с председателем правления КБ "Премиум" Леонидом Перваком. Банк "Премиум" неоднократно обвиняли в непрозрачности и кэптивности. Однако согласно отчетности он продолжает стабильно работать и даже демонстрирует рост. И если слухи, которыми окутана деятельность банка, хотя бы частично оправдаются, то почему регулятор бездействует? А если они неоправданны, то почему допускает очередные витки паники на рынке, который особо чувствителен к настроениям в обществе?

НБУ говорит о стабилизации банковского сектора. Для крупнейших это, возможно, справедливо, а как себя чувствуют банки средней руки?

Да, действительно, на мой взгляд, пик пройден. Но это только начало пути к восстановлению. Банки 3 и 4 групп это тоже ощущают. Во-первых, очень многие клиенты банка начали возвращаться. Мы видим достаточно существенный прирост пассивов в части клиентских средств. И речь не только о нашем банке, речь обо всей банковской системе. Объем средств клиентов нашего банка, например, в течение последнего квартала ежемесячно прирастал в среднем на 100 млн.грн. Во-вторых, мы видим, что произошла стабилизация на валютном рынке, и нас это тоже очень радует. В-третьих, в результате снижения учетной ставки НБУ многие предприниматели начали активно идти в кредитные проекты, развивать бизнес. Рынок оживился, и это очевидно.

А как банк "Премиум" пережил кризис? Каковы ваши нынешние показатели и что вы делали для того, чтобы удержаться на плаву в непростое для банковского сектора время?

Кризис, и мы все это понимаем, был спровоцирован самими банками. К сожалению, многие из тех финучреждений, которые уже ушли с рынка, уделяли недостаточно внимания вопросу ликвидности. Но мы достаточно стабильно прошли этот непростой этап. У банка практически отсутствовали оттоки депозитов. Наоборот, имел место прирост клиентов – юридических лиц. Это позволило нам без особых потрясений пройти все сложные этапы. На себе мы кризиса не ощутили. Больше скажу, мы даже не останавливали кредитование и работали практически со всеми видами бизнеса, давая им возможности для развития, кредитуя их, предоставляя аккредитивы и другие гарантийные обязательства.

То есть никаких мер экономии, сокращения штата и сети в банке не было?

Нет. Мы ни на минуту не останавливались в своем развитии. Наоборот, за это время мы открыли 23 отделения, из которых 17 - областные региональные дирекции. Соответственно мы не сокращали, а создавали рабочие места. Мы не только инвестировали средства в реальный сектор экономики, но и в своих сотрудников. На мой взгляд, это так же важно и ценно. Мы проводили внешнее и внутреннее обучение наших сотрудников, повышая их профессиональный уровень и квалификацию. Во многом благодаря этому мы и растем. Согласно рейтингу НБУ на 1 декабря 2015 г. банк занимает 49 место из 122 банков Украины.

Как же так получилось, что большинство банков сворачивало активность, а вы наоборот?

Я не могу сказать, что мы не оптимизировали свои затраты. Мы жестко контролируем все расходы, осознавая всю важность рационального управления в сложное время. Все плановые инвестиции утверждаются Правлением банка. И члены Правления, и Наблюдательный совет контролируют обоснованность и целесообразность каждой копейки, вложенной в развитие региональной сети. В то же время мы понимали, что в сложное время все равно кто-то должен вкладывать деньги в экономику. Это необходимость. Без этого развития не будет. И мы понимали, что война рано или поздно закончится, придет мир, и нужно будет продолжать работу. Было принято решение не останавливаться, развиваться и вкладывать средства в экономику.

Тем ни менее, несколько пятен на солнце вашего банка есть. Недавно Соломенский суд удовлетворил иск Альфа-банка об аресте 15,74% акций банка "Премиум" принадлежащих акционеру банка Ларисы Смирновой. Это справедливое решение? Это как-то отразится на работе банка?

На самом деле это уже вторая попытка Альфа-банка арестовать акции банка, принадлежащие Смирновой Л.А. Первый иск был направлен и рассмотрен третейским судом, с которым тесно сотрудничает Альфа-банк. Решение третейского суда было отменено Верховным судом Украины, в результате чего арест с акций банка, принадлежащих Смирновой Л.А. снят.

После этого Альфа-банк подал иск в Соломенский суд г. Киева, в котором просил в качестве обеспечения иска наложить арест на акции банка, принадлежащие Смирновой Л.А. Соломенский суд г. Киева своим решением от 06.11.2015 г. частично удовлетворил требования Альфа-банка и наложил арест на часть акции банка, принадлежащих Смирновой Л.А. На данный момент в Апелляционный суд г. Киева подана апелляционная жалоба, согласно которой обжалуется вышеуказанное решение Соломенского суда г. Киева. Рассмотрение данной апелляционной жалобы назначено на январь 2016 г.

На деятельность банка решение Соломенского районного суда г. Киева не имеет негативного влияния, и банк осуществляет свою деятельность, а также все виды банковских операций без каких-либо ограничений. Смирнова Лариса Александровна не ограничена в своих правах, как акционер банка. Она имеет полное право принимать участие в собрании акционеров банка, голосовать по всем вопросам, которые выносятся на рассмотрение и принимать соответствующие решения.

Кстати о слухах. Недавно в СМИ появился внутренний документ НБУ, содержащий перечень так называемых "схемных" банков. "Премиум" в списке есть. Прокомментируйте, пожалуйста.

Такого списка не видел, несмотря на то, что часто бываю в Национальном банке и регулярно общаюсь с сотрудниками НБУ.

Да, НБУ готовит документ о кластеризации банковской системы. На сегодняшний день, насколько я понимаю, банки 1-й и 2-й групп уже кластеризированны, сейчас же происходит кластеризация банков 3-й и 4-й групп. Но конкретных критериев кластеризации мы еще не видели.

Мы, конечно же, хотим увидеть нормативный документ, определяющий критерии, по которым все банки будут распределены на кластерные группы. Регулятор, мы уверенны, будет объективно и взвешено подходить к этому вопросу. Собственно, поэтому нам и важно понимание того, по каким признакам банки будут группировать. Пока нам ничего не известно. Наш диалог с регулятором не прекращается. Нацбанк регулярно приглашает руководство банков 3-4 групп на различные совещания. Если бы подобная информация была, мы бы о ней уже знали. Пока таких нормативных документов нет.

Система кластерного разделения банков, по вашему мнению, эффективный инструмент? Чего достигнет НБУ, используя ее?

Я абсолютно поддерживаю идею кластеризации. Пришло время НБУ дать банкам оценку их развития. Мы, например, в сложное время, в разгар войны, развивали бизнес, кредитовали экономику и поддерживали наших клиентов, а некоторые банки просто остановили свою деятельность и пережидали в тени. Поэтому я считаю такой подход НБУ абсолютно правильным и перспективным, самое время расставлять акценты и менять ситуацию в финансовой среде. Если мы строим новое общество, новое государство, то подход должен быть именно таким. Единственное, чего нам хотелось бы, чтобы НБУ обсуждал с банками свое виденье данного процесса и дал им переходной период для того чтобы подготовиться и, возможно, изменить что-то в своей деятельности.

А с чем все-таки связанно появление вашего банка в этом списке "схемных" финучреждений?

Я задавал этот вопрос в НБУ, общался с руководителями структурных подразделений Нацбанка. Мне было сказано, дословно, что такого списка нет, и даже если бы он был, наш банк бы в нем не фигурировал. Это, на мой взгляд, обычные слухи. Ведь у нас есть реальные клиенты, с которыми мы работаем. Причем нашими клиентами может гордиться не только экономика Украины, но и мировая экономика. Это крупнейшие предприятия АПК, энергетики, оборонпрома. Какой же мы схемный банк? Мы готовы предоставить НБУ и службе финансового мониторинга всю публичную и прозрачную информацию. Мы абсолютно прозрачны. На сегодняшний день в НБУ на согласовании вопрос структуры собственности банка.

Хороший вопрос не закрыт. Кто является реальным учредителем банка и конечным бенефициаром?

На самом деле все достаточно просто. Если говорить о конечных бенефициарах и акционерах банка, то ими являются Леонид Первак (33% акций), Лариса Смирнова (33,5%) и Павел Иванович Погиба, у которого тоже будет 33,5% акций. В настоящее время документы, подтверждающие, что Павел Погиба выкупает долю миноритарных акционеров и стать третьим акционером с существенной долей участия, предоставлены НБУ. Собственно только из-за этого нас и отнесли к банкам с непрозрачной структурой собственности - существуют миноритарные акционеры, мы их тоже показали НБУ, у которых на сегодняшний день Павел Иванович и скупает ту часть акций, которая позволит ему стать владельцем 33,5 % акций банка. Когда он этот процесс покупки завершит, все претензии регулятора будут сняты. Причем это были скорее не претензии, а рекомендации. Думаю, что в первом квартале следующего года этот вопрос решится.

А какую роль играет Сергей Думчев в истории банка? Его в СМИ неоднократно упоминали в числе собственников банка.

Сергей Думчев является членом Наблюдательного совета нашего банка. Он мой близкий друг, более того, он приходится братом Ларисе Смирновой и представляет ее интересы в Наблюдательном совете. Все документы относительно этого также предоставлены НБУ. Да, он оказывает содействие в управлении банком, но он точно не является его собственником.

В борьбе за клиента многие банки начали существенно повышать стоимость привлечения средств физлиц, часто на гране прибыльности. Как вы относитесь к этой практике? Чревато ли это какими-то последствиями? Какие ставки предлагает ваш банк клиентам?

Такая стратегия ведения бизнеса не может не настораживать. Это риски и они вполне могут не оправдаться. Понимаете, не столько важно повысить ставку, сколько предложить актуальный продукт клиенту. В нашем банке депозитные ставки порядка 8-9% в долларах и 18-21% в гривне. Тем ни менее с начала года мы приросли на 500 млн грн пассивов юр и физлиц. Мы просто пошли другим путем и начали не повышать ставки, а предлагать более интересные продукты клиентам. В кризис мы в полном объеме выполняли все наши обязательства перед клиентами, в соответствии с постановлениями НБУ. Процесс возврата средств клиентам жестко контролировался лично мной и членами Правления.

Кроме того, мы разработали и внедрили депозитные именные сертификаты, которые позволяют клиентам нашего банка размещать любой объем средств, но на определенные, жестко установленные договором, сроки. По окончанию срока владелец именного сертификата получал свои средства в полном объеме, независимо от валюты размещения. Ни одного клиента мы не убеждали остаться. Это принесло свои плоды - 90% наших клиентов к нам уже вернулись. Благодаря чему мы и растем, несмотря на рыночные колебания. В следующем году мы планируем увеличить уставной капитал до 420 млн.грн. и вырасти по всем показателям на 90%.

Мы уже открываем свои представительства во всех регионах Украины и планируем до конца следующего года открыть еще порядка 20 отделений. Также мы вкладываем инвестиции в программные продукты, уже в конце этого года мы запускаем Интернет-банкинг.

А еще вы активно кредитуете, за счет чего? Ведь как бы НБУ не понижал учетную ставку, деньги все еще очень дорогие.

Прирост ресурсов в банк "ПРЕМИУМ" обеспечен не высокими ставками, а доверием клиентов к банку, как к стабильному и надежному финансовому институту, высоким профессионализмом наших сотрудников и актуальной продуктовой линейкой. Стоимость наших ресурсов позволяет нам работать с достаточной процентной маржой.

Прежде всего, мы - изначально ориентированный и сфокусированы на бизнес-сегмент, благодаря чему проблемные задолженности у нас практически отсутствует. Мы сознательно не идем в розницу, с которой активно работают банки первой группы и концентрируемся на развитии корпоративного банкинга. Сотрудничаем со многими компаниями сельскохозяйственной отрасли, производителями, трейдерами, переработчиками. У нас есть специальные кредитные продукты для предприятия АПК - кредиты, кредитные линии, овердрафты, разработанные специально для аграриев. Свыше 38% всех наших кредитов выдается именно предприятиям сельскохозяйственной отрасли. Мы активно кредитуем такие крупные компании как Нибулон, Терра Фуд, Укр-Агро РТ, Тульчинмясо, ВП "МАЯК", Агрокомплекс "Зелена долина", Еврохата-сервис, Ичнянский молочно-консервный завод, Премьер-фуд.

Активно кредитуем и газовую и энергетическую отрасли, крупнейших трейдеров, поставщиков и производителей (Полтавагаз, Украгаздобыча, Кворум-нафта), энергетику (Укринтерэнерго, ООО "Евро-реконструкция"), предприятия торговли (ООО "АЛЛО", ООО "РУШ", "Еко-маркет", ЧП "Дельта-медикел"), предприятия химической промышленности, Паспортный сервис ГП "Документ".

Мы готовы и можем кредитовать предприятия реального сектора экономики с учетом наличия у банка хорошей ликвидности.

НБУ действительно усилил контроль за деятельностью финучреждений, вы ощутили перемены за прошедший год? И каких действий вы ждете от НБУ в будущем году?

На мой взгляд, НБУ за короткий промежуток времени действительно много сделал для очищения банковской системы. Да, иногда банки сложно принимают некоторые решения регулятора, но время показывает, что в результате эти решения имеют смысл. На сегодняшний день условия работы в банковском секторе прозрачны и понятны. Но, для нас, конечно же, очень важно дальнейшее снижение учетной ставки, т.к. мы работаем с реальным бизнесом. И, безусловно, стабилизация валютного рынка. Эти вопросы сейчас наиболее важны для финансового сектора и экономики в целом.