С миру по нитке — голому веревка. С голых по веревке — можно рапортовать об отличных показателях национальной текстильной промышленности за первый квартал, о популярности отечественного товаропроизводителя у голого населения… И т.д., и т.п.
Но речь, собственно, не об этом. Речь — о грядущей легализации теневых доходов граждан. С миру по нитке… Глядишь, и вольется что-нибудь когда-нибудь в реальную украинскую экономику… «Может, кто-то кое-где у нас порой честно жить захочет».
Очевидно, так думают… Нет! Так декларируют высшие украинские чины своим законотворчеством.
А вообще, история вопроса такова. Президент подписал указ, которым наметил курс на легализацию теневых доходов украинских граждан. Этим же указом Президент обязал Кабмин подготовить соответствующий законопроект.
Сказано — Кабмин сделал. Все заявленные в указе Президента пожелания в подготовленном Кабмином законопроекте учел. Но не учел пожелания администрации Президента. В результате — администрация подготовила свой законопроект.
Есть еще народный депутат такой — Сергей Терехин. Не Президент, не премьер-министр и по-прежнему не министр финансов. Но депутатская совесть, но депутатское рвение, но… Но что бы там ни было, г-н Терехин подготовил свой законопроект. И все о том же — о легализации теневых доходов граждан.
В общем, один указ и три законопроекта родились для того, чтобы не совсем законопослушные граждане Украины честно сознались в своих финансовых грешках, купили некую индульгенцию (например, за 10% от легализируемых средств) и шли себе с миром в реальную экономику, и спали бы по ночам спокойно…
…Один указ и три законопроекта родились для того, чтобы граждане Украины захотели работать на износ и платить непомерные налоги, выполнять противоречивые законы и в любой момент ожидать новых «закономаразмусов», терпеть произвол чиновников и бандитов и при всем при этом — могли спать по ночам спокойно…
Вот как хорошо! Вот так бы все и получилось!.. Если бы только граждане хоть чуть-чуть доверяли Власти…
Но мы не доверяем Власти. Мы остерегаемся любых ее телодвижений. Не потому, что подрабатываем втихую и безмерно богатеем от теневых доходов. Нет, безмерно не богатеем. И тем не менее, все мы — теневые «доходяги», получающие свои гроши по второй зарплатной ведомости.
Мы — смешные теневые «доходяги». Потому что, зарабатывая в теневом секторе себе на жизнь, мы действительно работаем. А ведь общеизвестно: чтобы разбогатеть, работать не нужно — нужно придумать что-то другое…
Все это тебе самой прекрасно известно, Власть. Ведь ты тоже не живешь на официальную зарплату! Ну признайся!.. Не признаешься?.. Так почему же от нас ты требуешь такой нездоровой откровенности?!
Мы же просто боимся тебя, Власть! Ты — собака Баскервилей на болотах нашей экономики. Конечно, «собака бывает кусачей лишь только от жизни собачей»… А у тебя была собачья жизнь, Власть. Жизнь не Шарика, но Цербера. И в этом не твоя вина, Власть, — в этом наша «хвостовиляющая» сущность.
Мы сами всегда норовили бросить тебе кость, дать тебе «на лапу»… Да, мы сами не по-человечески относились к тебе, Власть. Так чего же теперь нам ждать от тебя человеческого обращения? Мы не обольщаемся — потому и прячемся…
Слово — чиновникам
Можно долго рассуждать о необходимости или, наоборот, ненужности будущего закона о легализации теневых доходов граждан. Можно долго ломать копья и головы. И тем не менее, разрабатывать этот закон — не нам, принимать его — тоже не нам, следить за его выполнением — тем более не нам.
Потому имеет смысл предоставить слово тем, от кого реально зависит, когда и в каком виде сей закон появится. Имеет смысл предоставить слово, уж не обессудьте, чиновникам.
Так что читай, народ, и делай выводы! Ведь единственное, что мы реально можем здесь поделать — это сделать выводы... Зачем их делать? А чтобы не попадаться!
Евгений Григоренко, первый заместитель руководителя главного управления по вопросам экономической политики администрации Президента Украины: «По крайней мере, этим законом хуже мы не сделаем. Так что не стоит нам продолжать ждать, пока у нас возникнут более благоприятные налоговые условия, условия для инвестирования, а уже сейчас идти на этот шаг.
Но если мы сегодня обманем этих людей, если мы сегодня поступим непоследовательно, то в следующий раз, даже если мы найдем лучший способ возврата и легализации теневых средств, люди нам уже не поверят».
Юрий Ехануров, первый вице-премьер-министр Украины: «Перед Кабмином была поставлена задача написать законопроект по легализации теневых доходов граждан. Потому Кабмин на себя этот труд и взял.
Ну а каждый экономист может сделать свой расчет. И потому оценка возможного экономического эффекта от будущего принятия этого закона носит чисто субъективный характер. Мне, откровенно говоря, сейчас, в 8 вечера после переговоров с МВФ, трудно что-либо сказать, я просто сейчас не в состоянии».
Джулиан Беренгаут, глава миссии МВФ в Украине: «У Международного валютного фонда есть определенный опыт рассмотрения проектов по налоговой амнистии как одного из способов увеличения государственных доходов. Но такие меры срабатывают только в том случае, если они носят действительно из ряда вон выходящий характер и не применяются слишком часто.
Что же касается украинских намерений осуществить легализацию теневых доходов, наше замечание состоит в том, что налогообложение легализируемых средств должно производиться по тем же ставкам, которые применяются в Украине к нормально полученным доходам».
Александра Кужель, глава Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства: «Я думаю, что мы не получим результат, на который рассчитывали те, кто готовил указ Президента о легализации теневых доходов. Это первое, что говорят все. И это была моя первая реакция на этот указ. Мы помним анонимные счета, которые вскрыла ГНАУ. А ВР принимает в первом чтении Уголовный кодекс, где закладывает понятие «спекуляция». И что это такое — «спекуляция» — в рыночной экономике?
Кроме того, по подсчетам специалистов, 72% предпринимателей в Украине решают все свои вопросы через неформальные отношения. И вот из этих 72% каждый будет думать: «Чего я буду легализовать свои средства, если у меня есть товарищ — замначальника, например, районной налоговой, который меня прикрывает?!»
Так что сегодня более результативным будет просто объявить амнистию всех налоговых нарушений до 2000 года — то есть «нулевой» вариант. Потому что у нас сейчас невозможно заниматься бизнесом и не нарушать законодательство».
Сергей Лекарь, начальник главного управления налогообложения физических лиц ГНАУ: «Закон во исполнение указа Президента о легализации теневых доходов граждан разрабатывается не для увеличения поступлений в бюджет. Главная его задача состоит в том, чтобы защитить от дальнейших финансовых санкций и уголовной ответственности тех людей, которые добровольно пожелали легализировать свои средства и заплатить налоги.
Сейчас, например, на рассмотрении ВР находится законопроект, устанавливающий налог на имущество, который будет начисляться в размере определенного процента от стоимости конкретного объекта. А значит, при учете этого имущества возникнет вопрос, за какие средства все это куплено. Также готовится закон о контроле за затратами физических лиц. То есть будут сопоставляться затраты, которые осуществлял гражданин, с его фактическими доходами.
Таким образом, шаги по легализации доходов граждан государство предпринимает, чтобы дать гражданам шанс добровольно отразить свои реальные доходы и с той суммы, с которой не уплачены налоги, их уплатить».
От автора. Приношу извинения четвероногим друзьям человека за не совсем корректное сравнение, допущенное в статье.
От редакции. Хотите верьте, хотите нет, но эта статья написана еще прошлым летом и много месяцев пролежала в редакционном портфеле, дожидаясь повода для публикации.
Что поделать — повод появился лишь в марте. На этой неделе Верховная Рада рассматривала три законопроекта по данной проблеме — президентский, депутата Терехина, а также поданный в феврале с. г. проект депутатов Омельченко—Ермака, предусматривающий амнистию по целому ряду «хозяйственных» статей Уголовного кодекса с уплатой 25% от сокрытых прежде доходов в государственную казну.
Решение снова не принято. Как иронически заметил г-н Терехин, «будем работать дальше».