UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУРС… СЛИЛИ В ШЛАНГ

За три года своего существования гривня уже приучила всех к своему падению. Теперь этому особо не удивляются...

Автор: Игорь Маскалевич

За три года своего существования гривня уже приучила всех к своему падению. Теперь этому особо не удивляются. Впрочем, повод для очередного «нырка» нацвалюта всякий раз находит новый. Нынче им стал бензиновый кризис.

По иронии судьбы, честь выпустить «бензоджинна» из бутылки была предоставлена нашему правительству, которое с нового года с увлечением ломало схемы завоза бензина в страну. Его основной мишенью стали импортеры из числа «бизоноподобных» СП. Но в пылу борьбы упустили из виду, что цены на нефть в мире за полгода удвоились.

В месяц Украина потребляет порядка 2,5 млн. тонн нефтепродуктов, а производит на собственных мощностях около 1 млн. Да и те на 74% давальческие. Пока цены в мире падали, это было не слишком заметно - россиянам нефть все равно надо было куда-то девать, и ее сбрасывали в Украину. Но как только замаячил рост цен на еврорынках, картина переменилась. Российская нефть стремительно хлынула на рынки Европы. Да и было зачем… Если представить, что при цене нефти в $10 за баррель рентабельность работы трейдера составляла 7%, то при $18 она взметнулась выше 100%. В этих условиях единственным девизом стало «вперед, на Запад!».

Впрочем, наши НПЗ по-прежнему получали свою «пайку» нефти, перерабатывали ее и… по возможности экспортировали. По данным таможни, через которую это все в конечном итоге и проходило, вывоз сырой нефти и нефтепродуктов из нашей страны с начала года достиг 1,21 млн. тонн. Причем «давальцы» стали вывозить даже мазут, ранее остававшийся после переработки в Украине. Теперь и его вывезли на $98 млн. К маю дефицит обострился, и понеслось. Дальнейшее вы сами наблюдали на бензоколонках…

Отход правительства на «исходные позиции» подозрительно напоминал бегство. Для трейдеров снимались едва ли не все ограничения- только вернитесь, родимые… Дошло до того, что когда парламент подтвердил льготы СП, то возникли опасения, что именно через них и опять пойдет основной поток. По оценке главы бюджетного комитета Юлии Тимошенко, на пять СП типа «Бизона» может прийтись до 80% импорта нефтепродуктов. А это стимулировало и остальных снимать пенки «пока не началось». Рентабельность реализации бензина достигала, по словам вице-премьера Сергея Тигипко, 200%. По оценкам специалистов Кабмина, при 30% рентабельности операции, даже при курсе 5 грн./долл., цена бензина А-95 не должна превышать 1,88 грн. за литр. Между тем она и сейчас порядка 2,6 грн. Другими словами, обеспечивается рентабельность за 92%.

Бурные события на нефтерынке интенсивно раскачивали гривню. Сначала это было вызвано тем, что значительно выросла потребность в валюте у нефтетрейдеров. Еще в начале весны тонну нефти можно было приобрести за $60-70. При этом нередко предоставлялись отсрочки, часть оплаты можно было провести в рублях и т.п. С ростом цены нефти до $100-110 все изменилось. Потребность в долларах у покупателей нефти, при двухмесячном обороте средств, выросла примерно на $150-200 млн. А на скудном украинском валютном рынке и $50 млн. «за глаза» хватает для раскачки курса. В июле начал работать и другой фактор. Трейдеры сорвали куш и теперь были не прочь конвертировать гривневую прибыль в что-то более стабильное. По оценке члена правления НБУ Ярослава Солтыса, на подъеме цен было заработано порядка 600 млн. грн. (т.е. порядка $130 млн.), и «было бы идиотизмом тратить валютные резервы на их выкуп».

В результате Нацбанк занял выжидательную позицию, потихоньку зажимая предложение гривни. Это потребовало времени, но к концу первой декады августа ситуацию удалось стабилизировать. Правда, курс при этом вышел за коридор, но резервы остались целы.

В ближайшее время, когда привычными методами гривню погонят в коридор, «горючеопасный фактор» сохранит свое действие. Дело в том, что хотя жатва завершается, впереди осенне-полевые работы, на которые нужно в два раза больше топлива. Кроме того, в пик кризиса были одолжены большие объемы топлива, за которые должны будут заплатить селяне. Опыт предыдущих кампаний по снабжению села горючим показывает, что заплатят они максимум половину. В общем, вдобавок ко всем ранее действовавшим факторам добавился еще один, и Виктору Ющенко суждено и дальше внимательно всматриваться в ценники на бензоколонках…