UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кредитные грабли №2

Вот уже три месяца городские власти Запорожья пытаются определиться с заключением предварительного финансового соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР)...

Автор: Владимир Писковый

Вот уже три месяца городские власти Запорожья пытаются определиться с заключением предварительного финансового соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Речь идет о перспективе получения кредита под строительство трех когенерационных станций суммарной электрической и тепловой мощностью 14 и 17 МВт, соответственно.

Идея когенерации (комбинированного процесса одновременного производства тепла и электроэнергии) впервые была реализована Томасом Эдисоном в 1882 году на первой в США электростанции. Однако технология, продемонстрировавшая на практике не только свои преимущества, но и недостатки, не получила к настоящему времени ажиотажного спроса. И массовое ее внедрение пророчат главным образом развивающимся странам. Соответствует ли их критериям регион, имеющий крупнейшую в Европе АЭС, тепловую и гидроэлектростанцию, — вопрос из разряда риторических. Но это так, к слову…

Заручившись поддержкой исполкома, городской голова Евгений Карташов настаивает на положительном решении. Уж больно условия выгодные: 12 млн. евро под 7,5% годовых с девятилетним сроком погашения. Да и перспективы заманчивые. Реализация проекта позволит концерну «Городские тепловые сети» (ГТС) зимой на 90% покрывать собственные потребности в электроэнергии, а летом — рассчитываться ее излишками с водоканалом за поставленную воду. По прикидкам специалистов ГТС, это сулит ежегодную экономию 32 млн. грн. Правда, в концерне не отрицают, что на время возврата кредита тариф на отопление неизбежно повысят. Его обязуются снизить, но потом — после выплаты долга. Вот только еще не определились, на сколько.

У депутатского большинства на сей счет мнение не столь оптимистичное, судя по неоднократно заявленному нежеланию «втягивать жителей областного центра в кредитную кабалу и сознательно идти на повышение тарифов».

Впрочем, и сторонники кредита не отрицают определенных рисков, опасаясь роста неплатежей потребителей. Но, как выразился Е.Карташов: «Нутром чувствую, что надо брать».

Чем чувствует потенциальный заемщик, увы, неизвестно. Да и о мотивах щедрости тоже остается лишь догадываться. Судите сами: 15 млн. евро заявленной сметы инновационного проекта включают 12 млн. евро кредитных средств и еще трехмиллионный грант европейских государств. Можно подумать, что предыдущий опыт финансового сотрудничества с запорожскими коммунальщиками так ничему ЕБРР и не научил.

В 1995 году запорожские власти принялись обсуждать с Европейским банком получение кредита под реконструкцию горводоканала. Переговорный процесс длился четыре года, и в конце мая 1999-го министр финансов Игорь Митюков и первый вице-президент ЕБРР Чарльз Франк подписали соответствующее гарантийное соглашение между Украиной и банком. Спустя некоторое время началось финансирование работ, представляемых чиновниками ни больше ни меньше как «грандиозный проект водоснабжения и очистки воды».

С учетом 28-миллионного кредита, его сметная стоимость была определена в 42,5 млн. долл. Хотя на полную реконструкцию коммунального предприятия требовалось порядка 200 млн. Но выводы двух иностранных консультационных фирм были категоричными: одалживать следует не более 28 млн. долл. Иначе кредит окажется невозвратным. К тому же основное оборудование требовалось покупать за границей, поскольку оно должно соответствовать принятым в Европе нормам. А раз так, то слишком уж отчетливо просматривалась испытанная схема реинвестирования зарубежных предприятий.

Однако эти особенности заемщик оставил без внимания, возможно, в угоду лозунгу «Цель оправдывает средства».

— Мы убеждены, что это будет образцовый проект для всей Украины, — заявлял тогдашний директор украинского представительства ЕБРР Ярослав Кинах. Разумеется, в середине 1999-го он не мог знать, что всего лишь через полтора года настроение кредитора окажется не столь оптимистичным. Об этом весьма красноречиво свидетельствует цитата из письма ЕБРР заемщику: «Банк серьезно обеспокоен значительными задержками и общим ухудшением хода реализации проекта в течение нескольких последних месяцев. Дальнейшее ухудшение или отсутствие прогресса может привести к приостановке кредита и, возможно, его аннулированию и досрочному взысканию».

До крайних мер дело не дошло. В начале июля 2007-го КП «Водоканал» получило последний кредитный транш. А в нынешнем году Е.Карташов заявил: «Я горжусь тем, что нам, наконец, удалось завершить реконструкцию горводоканала в той части, в которой это планировалось». Вот только у специалистов Счетной палаты прямо противоположное мнение.

В представленном отчете утверждается, что многочисленные организационные и финансовые просчеты привели к затягиванию сроков выполнения контрактов и продлению действия кредитного соглашения на пять лет. Даже при продленных сроках внедрения — до конца 2007 года реализация проекта не завершена до сих пор. Большинство записанных в технико-экономическом обосновании цифр так и не достигнуты. Вместо предусмотренного проектом ежегодного сокращения потерь воды в сети на 30%, этот показатель вырос с 31,4% в 2004 году до 36,2 — в 2008-м.
Из запланированных в ТЭО
3400 счетчиков воды на вводах жилых домов установлено всего 887. Задание по восстановлению водопроводных сетей выполнено меньше чем наполовину. Почти полмиллиона евро потрачено на оборудование для реставрации аварийных трубопроводов, которое не используется.

Эти и другие упущения городские власти называют изящным термином «технические накладки», полагая, что их причиной было резкое изменение валютного курса. Из-за этого коммунальному предприятию пришлось не только расторгнуть контракт с основным подрядчиком — немецкой компанией WTE Wassertechnik Gmbh, но и улаживать противоречия в судебном порядке.

— Юристы КП «Водоканал» полтора года судились в швейцарском суде, чтобы восстановить справедливость, — говорит Е.Карташов. — Впервые в европейской практике украинское коммунальное предприятие выиграло суд. И это им плюс, что они смогли отстоять свою позицию и не заплатили еще 11 млн. грн., которые у них требовала выполнявшая реконструкцию немецкая фирма в качестве компенсации валютной разницы.

Действительно ли выгодным оказалось такое решение, можно судить по тому, что обращение в Арбитражный суд при Торговой палате Цюриха стоило водоканалу внушительную сумму — 6,4 млн. грн. Еще 2 млн. было потеряно в виде комиссионных по обязательствам за неиспользованные ресурсы из-за неоднократного переноса сроков выборки кредитных средств. А это, в свою очередь, почти в 1,5 раза (на 1,1 млн. долл.) увеличило расходы на консультационные услуги иностранных специалистов. В целом же, по мнению Счетной палаты, только на реконструкцию центральных очистных сооружений в Запорожье 45,5% средств использовано с нарушением действующего законодательства, плановая стоимость работ завышена на 15,7 млн. грн.

Как бы то ни было, предусмотренные кредитным соглашением 28 млн. долл. горводоканал получил и потратил. Теперь пришло время возвращать долги. А это, оказывается, намного труднее, чем брать взаймы. По крайней мере, прошлым летом для своевременного возврата банку очередного транша в сумме 15,2 млн. грн. коммунальному предприятию довелось основательно поскрести по сусекам, чтобы избежать жестких штрафных санкций. И как знать, удастся ли это в следующий раз.

Теперь самое время поинтересоваться, как изменилось финансовое состояние коммунального предприятия за истекшее десятилетие, с момента вступления в силу кредитного соглашения.

Итак, в 1999-м «Водоканал» был не только самоокупаемым, но и прибыльным. По итогам прошлого года его убытки составили 23,4 млн. грн. И это притом, что тарифы на воду в Запорожье регулярно повышаются два раза в год, поскольку кредитное соглашение предусматривает приведение их в соответствие с расходами предприятия.

Десять лет назад со ссылкой на договор власти утверждали, что подорожание услуг «Водоканала» возможно лишь в случае инфляции или «падения» гривни. Сравниваем. В июне 1999 года за кубометр воды население платило 12 коп., промышленные предприятия — 90. Доллар стоил 3,93 грн. Решением исполкома Запорожского горсовета №246 от 30.06.2009 г. «Об установлении тарифов на услуги КП «Водоканал» стоимость кубометра воды для всех категорий потребителей была повышена до 3,54 грн. Получается, на фоне двукратного подорожания американской валюты стоимость воды для промышленных предприятий выросла без малого в четыре, а для населения — в 29,5 раза.

Думаете, это улучшило экономику предприятия? Как бы не так! Уровень оплаты за услуги горводоканала снизился с 95% в 2001 году до 92,2 — в 2008-м. Соответственно, долги потребителей уже перевалили за 150 млн. грн.

Кстати, аналогичных «успехов» концерн «Городские тепловые сети» уже достиг — самостоятельно и без кредитной поддержки. К апрелю прошлого года долги потребителей услуг ГТС исчислялись 145 млн. грн. И это, судя по всему, не предел. С нового года городские власти не исключают 40-процентного повышения коммунальных тарифов…