UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кредит, облигации… и грабли?

Существует нехитрая истина: деньги — это всегда ответственность. К сожалению, многие ее основательно подзабыли...

Автор: Евгений Дмитриев

Существует нехитрая истина: деньги — это всегда ответственность. К сожалению, многие ее основательно подзабыли. Доступность денег в мировой экономике в прошлые годы спровоцировала выпуск явно мусорных облигаций. Не обошло это поветрие и Украину.

А потом пришел кризис. Пришлось платить по счетам…

По данным системы учета выпусков Сbonds, уже в первом полугодии текущего года на рынке украинских облигаций произошло несколько десятков дефолтов (т.е. отказов от выполнения обязательств по облигациям) на сумму 1,04 млрд. грн. К осени дефолтами было охвачено облигаций уже на 2,9 млрд. грн…

Дефолты коснулись и банковской системы. Пионером стал Кредитпромбанк, допустивший дефолт по облигациям на сумму 350 млн. грн. Август «порадовал» инвесторов облигационными дефолтами сразу двух финучреждений — Укргазбанка и «Родовид Банка».

«Родовид» отказался выкупить облигации двух серий на сумму 250 млн. грн., а Укргазбанк — выкупать по оферте облигации на 300 млн. грн.

Правда, то ли причиной, то ли поводом для двух последних отказов стало постановление Нацбанка №421, запрещающее убыточным банкам досрочно погашать свои долговые ценные бумаги, «за исключением случаев погашения по цене ниже 50% номинала». Кроме того, акционеры обоих банков признали, что не контролируют ситуацию. И были фактически спасены от банкротства только выкупом их государством. Сейчас Минфин контролирует почти 100% акций «Родовида» и 81,6% — Укргазбанка.

С Кредитпромбанком ситуация намного сложнее. Он не выкупается государством, но относительно поведения его акционеров у инвесторов уже накопилась масса вопросов.

Выпуская в 2006—2007 годах свои облигации, банк позиционировал себя как входящего в «мощную промышленную группу» и заявлял, что «в состав его учредителей входят крупные коммерческие, промышленные и финансовые структуры Украины, Ирландии, Нидерландов, Кипра и Греции». Под мощной группой имелся в виду концерн «Энерго» Виктора Нусенкиса…

Относительно «крупных структур» из вышеперечисленных стран — слухи сильно преувеличивали. Нусенкис действительно входит в состав акционеров банка, но контрольный пакет принадлежит не ему. Им владеет гражданин Греции грузинского происхождения Папунидис Константинос, который сейчас — прямо или опосредованно (через свои фирмы) — контролирует 79,3% акций банка.

Но инвесторов, приобретавших бумаги на несколько лет, убеждали в том, что банк вот-вот перепродадут крупной западной финансовой структуре. Благо, что такие переговоры действительно шли… Называлась и сумма сделки в 600—700 млн. евро.

В итоге покупатели облигаций не слишком обращали внимание на то, что прибыль банка воображение не поражала, оставаясь последние три года в пределах 5—6 млн. долл.

Зато облигаций разных серий навыпускали почти на 1,5 млрд. грн.

Самое смешное, что банк также брался организовывать их выпуск другим юридическим лицам. На его сайте и сейчас висит такое предложение.

В общем, многие покупали бумаги банка, рассчитывая, что обеспечивать их погашение будут уже новые хозяева — с международным имиджем. Но прошлый год это заблуждение развеял. Переговоры с французским Societe Generale и греческим National Bank of Greece (NBG) закончились ничем. А существующие акционеры нарастающие проблемы банка явно не тянут.

Принятое в начале года решение об увеличении уставного фонда (то есть о вливании денег в банк) на 1,35 млрд. грн. к сентябрю вылилось во вложение всего 30 млн. долл. (или порядка 230 млн. грн.) и обещание вложить еще примерно столько же. Это втрое меньше заявленного, и выправить положение такие суммы вряд ли могут…

Не радуют и отчеты. На 1 апреля банк выдал кредитов на 11,69 млрд. грн. (около 1,5 млрд. долл.). При этом обязательства самого Кредитпромбанка, по данным Нацбанка, на начало второго квартала составляли 11,95 млрд. грн., в том числе 6,88 млрд. грн. — эквивалент в иностранной валюте.

Итоги полугодия оказались крайне тяжелыми: убытки второго квартала достигли 168,6 млн. грн. Это больше, чем банк показал прибыли за последние пять лет. Вдобавок международное агентство Fitch Ratings отозвало рейтинги Кредитпромбанка. А напоследок индивидуальный рейтинг банка был подтвержден на уровне «E» (уровень дефолта по обязательствам), что обеспечивает крайне унылые перспективы для заимствований на внешнем рынке.

К середине 2009 года кредиты с просрочкой свыше 90 дней (то есть проблемные) возросли до 10,8% кредитного портфеля Кредитпромбанка.

Но самое «веселое», похоже, еще впереди. Буквально через месяц начинается непрерывный поток выплат по сериям облигаций: «H» — на 250 млн. грн. (погашение — 21 октября 2009-го), «D» — на 50 млн. (оферта — 15 февраля 2010-го), «G» — на 500 млн. грн. (оферта — 5 июля 2010-го) и серии «I» — на 250 млн. грн. (погашение — 20 октября 2010 года).

Вопрос, есть ли на это деньги, пока риторичен.

В июне банк заявил, что снова «ищет стратегических инвесторов, чтобы укрепить финансовое положение в условиях кризиса... Кредитпромбанк находится в процессе реструктуризации долгового портфеля и проводит переговоры с потенциальными стратегическими инвесторами о входе в акционерный капитал банка».

Появилась информация о переговорах с Европейским банком реконструкции и развития. Но расставаться с контролем нынешние владельцы не готовы и, по неофициальным данным, предлагали 49,9% акций.

Естественно, говорилось и о реструктуризации облигаций. Однако этот процесс банкиры представляли на редкость своеобразно. Так, Кредитпромбанк предлагал погасить до конца года аж…. 5% суммы долга. Еще 10% — в следующем году и 85% — на протяжении 2011—2012 годов. Фактически инвесторам предлагают новый долгосрочный выпуск. И по совершенно смехотворной ставке — с доходностью 17—20% годовых. Напомним, летом эти облигации торговались временами по 30—40% от номинальной стоимости. Иными словами, рынок оценивал их риски в сотни процентов доходности.

Реструктуризация на предлагаемых условиях, мягко говоря, больше похожа на попытку перекладывания своих проблем на чужие плечи.

Эксперты еще тогда заявили, что предлагаемые условия «были чрезвычайно невыгодны, поэтому на них согласились немногие инвесторы». Попытки проведения индивидуальных переговоров особого эффекта не дали. Удалось кое-как урегулировать вопрос только с платежом по очередной облигационной оферте, на относительно небольшую сумму.

При этом банк непрерывно бодро заявляет о своем благополучии и полном соответствии стандартам. Действительно, паника среди вкладчиков никому не нужна. Но возникают вопросы уже к НБУ — что он собирается предпринимать?

Расчет, что проблемы удастся решить выкручиванием рук инвесторам, откровенно иллюзорен.

Дарить такие суммы никто не будет. Держатели облигаций намерены защищать свои интересы, в том числе в судебном порядке. А без согласия инвесторов привлечение необходимых средств нереально… Между тем Национальный банк уже вполне завален жалобами клиентов Кредитпромбанка.

Поступали предложения о введении Нацбанком временной администрации. Идея, как минимум, стоит рассмотрения. Хотя бы для того, чтобы разобраться с необходимой банку помощью. И помощью сотням тысяч людей, доверивших ему деньги...

В отличие от выкупленных правительством относительно небольших «Родовид Банка» или банка «Киев», «Кредитпром» входит в первую двадцатку крупнейших финансовых организаций страны. Его проблемы могут снова обострить ситуацию во всей банковской системе. Тем более что пересидеть их не удастся.

По данным издания «Коммерсант-Украина», до конца года проблемы с выплатами по облигациям могут возникнуть у 11 банков на сумму 2,72 млрд. грн. Неужели этого обязательно дожидаться? Может, лучше вспомнить печальный прошлогодний опыт Проминвестбанка. Там нарастание проблем долго игнорировалось, вот и дождались бурной развязки, после которой пришлось срочно заливать систему деньгами.

Может, все-таки начать действовать на упреждение, а не плестись за событиями? Это всегда дешевле…