UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРАХ НЕВЫПЛАЧЕННЫХ НАДЕЖД

Очередной День правительства в ВС в очередной раз продемонстрировал практически полную дистрофию как нашей исполнительной, так и законодательной власти...

Автор: Александр Березняк

Очередной День правительства в ВС в очередной раз продемонстрировал практически полную дистрофию как нашей исполнительной, так и законодательной власти. Между тем львиная доля истинной подоплеки вопроса «О выполнении Кабмином Украины постановлений ВС и собственных решений о расчетах по зарплате в бюджетной и небюджетной сферах» была по существу раскрыта в самом конце марта, когда с интервалом в два дня, на двух известных столичных площадках прошли собрания представителей общественности, казалось бы, мало связанные между собой. В действительности же между ними существовала логическая связь, построенная по принципу антитезы: если на первом форуме решали проблему «Как заплатить?», то на втором - «Как не заплатить?» Впрочем, обо всем по порядку.

День правительства

(9 апреля)

Скорее всего, это все-таки была расширенная коллегия Министерства статистики. И министр финансов Петр Германчук, и председатели комиссий ВС Юрий Буздуган и Николай Азаров состязались, кто больше нанесет «статистических ударов» по противнику в лице противостоящей ветви власти.

Первым серию цифровых хуков нанес П.Германчук. Если в 1995 г. в бюджеты всех уровней не поступило 229 трлн. крб., то за первый квартал текущего года по предварительным расчетам - более 150 трлн. Соответственно, неплатежи из бюджета возросли с 59 трлн. до 170. На сегодня фактическая задолженность по зарплате составляет 81 трлн. крб. (Забегая вперед, скажу, что председатель правления НБУ Виктор Ющенко озвучил такие цифры просроченных зарплат и приравненных к ним платежей: на 26 марта 35041 предприятие задолжало около 120 трлн. крб., причем в бюджетной сфере 9829 предприятий имели задолженность около 22 трлн.). Кто виноват? Одна лишь законодательная неурегулированность оплаты труда в бюджетных учреждениях «стоила» в 1995 г. свыше 120 трлн. крб. Плюс многие местные органы в нарушение Закона о бюджете устанавливают доплаты и надбавки к окладам, которые выливаются затем в многие сотни миллиардов долгов по зарплате. И поскольку правительство в этих условиях не в состоянии в одночасье погасить все долги, ВС было предложено утвердить новый график их погашения.

Первым к серии ответных аперкотов приступил Ю.Буздуган. Если в 1991 г. ВВП равнялся 117 млрд. долл. и зарплата в нем составляла 58%, то в 1995 г. эти цифры составляли соответственно 45 млрд. и 31%. Если в том же 91-м масса зарплаты равнялась 73 млрд. долл., то в 95-м - менее 15 млрд. Если на 1 января 1995 г. задолженность по зарплате достигала 3,5 трлн. крб., то на 1 января 1996 г. она увеличилась в 25-30 раз, в то время как цены выросли в 2,8 раза. То есть никак не потребительский спрос был причиной инфляции. Тем не менее летом прошлого года правительство протягивает поправку к бюджету, где ограничивает фонд потребления. Несмотря на это, зарплата у монополистов возросла в 2 раза. В бюджете-96 Кабмин сделал аналогичную попытку, но ВС не пропустил эту статью. И вот в поданной правительством новой тарифной сетке опять предложено ограничение фонда потребления. Что до принятого в январе графика погашения долгов по зарплате, то он благополучно сорван. Поэтому менять нужно не график, а всю экономическую политику.

Н.Азаров нанес серию мелких, но точных ударов по задолженности в отдельных бюджетных отраслях, после чего присоединился к выводам предыдущего выступающего. На этом «бой» был остановлен. Каждая ветвь осталась при своем мнении.

Круглый стол №106

(28 марта)

Верное своей традиции поднимать наиболее острые вопросы социально-экономической жизни Украины, представительство Всемирного банка собрало всех потенциально заинтересованных лиц для обсуждения причин и способов борьбы с невыплатой зарплат. Я не привожу мнения всех участников, поскольку квинтэссенция проблемы сосредоточилась в двух выступлениях.

Первое слово - вице-президенту Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергею Погорелову. Суть его более чем взволнованных тезисов сводилась к следующему.

Виноват во всем порядок. Точнее, очередность обязательных платежей. Только 10% ежедневных поступлений на расчетный счет предприятие имеет право тратить на свои неотложные нужды. А дальше идут поборы в бюджет и внебюджетные фонды, инкассовые поручения налоговых «кровопийц», дань за энергетические и коммунальные услуги, взносы в «заначку» АПК. И только потом настает очередь «других расходов», где, между прочим, сидит и зарплата. Если к этому добавить, что налоги на зарплату достигают 63%, кризис неплатежей превысил 3 квдрл. крб. по кредиту и 2 квдрл. крб. по дебету, а продукцию со складов никто покупать не желает, то ответ на исконный вопрос «Кто виноват?» более волновать нас не должен.

Теперь второй неизбежный вопрос - «Что делать?» По мнению С.Погорелова, надобно ликвидировать практику безакцептного снятия долгов - это раз. Реструктуризировать их года на 2-3 - это два. Простить все 500 трлн. крб. пени и штрафов - это три. Урезать самые варварские виды налогов - это четыре. Провести индексацию основных средств - это пять. Ускорить амортизацию - это шесть. Одним словом, всего набирается 12 крайне важных для своевременной выплаты зарплат пунктов. Причем, что не менее важно, на предприятиях всех форм собственности.

Это выступление, как мы вскоре увидим, имело самое непосредственное продолжение на другом форуме. Но наиболее интересное в этой чрезвычайно запутанной истории выяснилось в ходе выступления нашего Главного Банкира. Отдав должное первопричине дистрофии при выплате зарплат - затоваренности продукции из-за низкой ее конкурентоспособности и засилью бартера (откуда, прикажете, брать деньги на зарплату, коль формально они в обороте не участвуют), В.Ющенко привел весьма любопытные данные.

Так, в 1994 г. прибыль в народном хозяйстве составила без учета банковской и страховой деятельности почти 470 трлн. крб. В 1995 г. она достигла без малого 1700 трлн. Даже если сбросить 182% годовой инфляции, реальные оборотные средства и зарплата должны были бы вырасти в два с лишним раза. Однако примерно треть капитала-95 пошла на так называемое материальное поощрение, а также «другие цели». При том, что на эти «цели» пошли 15% всех доходов, в нашей статистике они не расшифровываются. Но та же статистика говорит: темпы роста прибыли значительно превышают темпы роста неплатежей.

После вышеприведенных выкладок туман над круглым столом сгустился еще больше. Куда же подевались многотриллионные суммы потенциальных зарплат, уж не говоря об оборотных средствах? Никто из присутствовавших за столом представителей администрации Президента и «примкнувшего» Кабмина пофантазировать на сей счет так и не решился. А посему во время скромного фуршета некоторые представители пишущих и вещающих на широкие массы сидящих без зарплаты трудящихся решили: где же еще разгореться дебатам на сей счет, как не в здании бывшей «Школы коммунизма», что на площади Независимости.

Пятый съезд УСПП

(30 апреля)

Съезд удался на славу. В Президиуме - главы государства и кабинета, в зале - советники, помощники и члены в полном составе. Повсюду витал дух кузницы руководящих кадров. Бурными аплодисментами было встречено заявление Президента о том, что решено ударить возрожденными из пепла декретами по разгильдяйству Верховного Совета в части рассмотрения проектов подготовленных Кабмином законов (председатель ВС, по слухам, на съезд допущен не был). Уже в ближайшие дни (внимание!) должен появиться Указ из 12 долгожданных пунктов. И запируем на просторе, как сказал бы классик, живи он в эпоху трансформации. Во всяком случае, заключительный фуршет был не в пример скуповатому Всемирному банку.

«Надеюсь, - поднял первый бокал вновь избранный президент УСПП Анатолий Минченко, - работать мы будем конструктивно и честно». Имелась ли при этом в виду выплата долгов по зарплате, так и осталось непроясненным. Зато платить свои долги в бюджет промышленники и предприниматели не намеревались абсолютно «честно»: во исполнение вышедшего несколько дней спустя Указа «О мерах по стабилизации финансового состония предприятий».

Мораль

Надежда, как известно, покидает нас последней. Включая и ожидания трех-, четырех- и т.д. месячных зарплат. Насколько оправданны эти ожидания? Судите сами: дефицит бюджета в январе-феврале составил на круг 66 трлн., доля покрытия его гособлигациями - вчетверо ниже запланированной, внешние займы - на нуле. Кредиты НБУ правительству подскочили в первом квартале до 100 трлн. при годовой квоте 107. Правда, на все том же круглом столе №106 наш председатель правления НБУ обронил одну очень интересную мысль: «В экономике нет средств, чтобы выплатить такую огромную задолженность. Ведь определенная часть зарплаты является не заработанной, а всего лишь начисленной».

Так вот, если вспомнить минувший День правительства, то невольно возникает вопрос: а заработали ли свои десятки миллионов наши правительственные чиновники и депутаты? Не являются ли их оклады по преимуществу начисленными? Что, если соответствующим постановлением ВС или, на худой конец, декретом Президента реструктуризировать на 2-3 года долги по зарплате в учреждениях всех ветвей власти?