UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коза от Минфина

Широко известен украинский национальный анекдот о том, как Тарас пошел к раввину, пардон, к батюшк...

Автор: Александр Кирш

Широко известен украинский национальный анекдот о том, как Тарас пошел к раввину, пардон, к батюшке, пожаловался ему на жизнь, получил совет ввести козу в хату, после чего, когда жизнь стала еще веселее, отправился к советчику снова, на этот раз получил рекомендацию козу из хаты вывести. И — о, чудо! — жизнь оказалась совершенно великолепной!

Именно так делает хорошую жизнь налогоплательщикам Министерство финансов: в изначальных законопроектах закладывается некая козочка, по устранении каковой они уже кажутся абсолютно изумительными.

Кто не знает — так Леонид Гайдай пробивал в свое время «Бриллиантовую руку»: он в конце фильма показал… ядерный взрыв, и на таком фоне все остальные претензии к нему сразу отпали. В результате чего — как только взрыв был убран, фильм разрешили без возражений.

Но вернемся к нашим баранам. Минфиновский проект об изменении практически всех налоговых законов, скорее всего, в заявленном виде не пройдет, да и для прохождения он не предназначен. Судя по его дикости, роль законопроекта, внесенного нынешним первым вице-премьером и представленного профильному комитету ВР замминистра финансов, несколько иная: он должен выполнить только миссию козы.

И ругать мы сейчас эту козу будем отнюдь не потому, что она и есть наше будущее (до такого, надеемся, дело не дойдет), а чтобы народ видел, в каком направлении бодро работает креативный мозг правительства и что ожидало бы страну, если бы остальные ее мозги этому не противились.

Итак, возвращаясь к нашим баранам уже с козой, отметим, что в первую очередь она делает движения в направлении банков (и заодно — страховых компаний). Видимо, вот тут-то как раз и пронесет — в том смысле, что антибанковские (а может, и антистраховые) инициативы в конце концов не пройдут.

Во-первых, не пройдут из-за суперсверхмощного антилоббирования. Ведь у потенциально обижаемых финансовых учреждений средств на содержание любого (анти)лобби должно хватить, как и непосредственно на дополнительную аргументацию.

Во-вторых же, угрохать банки (непризнанием, например, налогоуменьшений у тех, кому и так плохо из-за кредитных невозвратов) все-таки никто не отважится. Потому что уже и в Минфине должны осознавать: будет плохо банкам — будет плохо всем.

Но верно и другое: если плохо станет обычным предприятиям, то банки, оставшись без них, тоже долго не протянут (поэтому при обсуждении законопроекта на профильном парламентском комитете банкирам и иже с ними можно было бы не убегать, как только банковская часть обсудилась, а посидеть еще — чтобы предотвратить угрозы банковским клиентам, т.е. обычным предприятиям, которые, хоть и не банки, в защите тоже нуждаются).

В этой связи рассмотрим подробнее как раз ту часть нашей, в смысле — минфиновской, козочки, у которой некое будущее, похоже, есть. Ибо, к примеру, у малого бизнеса защитников «с весомыми аргументами» явно поменьше, чем у финучреждений. Из-за чего как раз его-то, многострадального, и могут обидеть снова.

Причем осуществляется медленное, но верное уничтожение малого бизнеса под лозунгом борьбы за равные для всех условия. Налоговые же векселя, позволяющие откладывать уплату «ввозного» НДС, такое равноправие нарушают, поскольку являются формой государственного кредитования, а потому для выравнивания всех минфиновский законопроект предлагает (и это — на полном серьезе!) разрешить выписывать налоговые векселя только тем, у кого таможенная стоимость партии товаров превышает 1 млн. гривен.

То есть «выравнивание» ожидается такое: крупным предприятиям будет разрешено то, что собираются запретить мелким!

Может, для пущего равенства предприятия с недостойными размерами товарных партий стоит запретить вообще? Чтоб не путались под ногами и не мешали истинно равным…

(Заодно, кстати, выдавать налоговые векселя запретили в проекте всем, кто не уплачивает НДС по ставке 20%. В том числе, например, экспортерам того, что из ввезенного сырья сделано. Очередное изумительное стимулирование тех, кто у нас сегодня, пожалуй, самый «застимулированный»!)

Другой удар по малому бизнесу наносится дубиной — ею малых бизнесменов загоняют в компьютерный рай. Тех, кто попытается уклониться от научно-технического прогресса и под надуманным предлогом отсутствия в деревне компьютера посмеет нарушить требование сдачи реестров налоговых накладных в непременно электронном виде, кара ожидает нехилая: на сумму «не подтвержденных» таким образом налоговых накладных им начислят НДС!

Но при чем, тут, извините, добавленная стоимость? Что именно, простите, в данном случае добавляется? Или все забыли, как НДС расшифровывается? И думают, что это на самом деле — «Наказание Для Сельских»?

Сие тоже во имя равенства?

На самом деле подобной угрозой просто выпихивают плательщиков НДС в неплательщики. А у неплательщиков (как правило — единоналожников) не очень любят что-либо покупать юрлица, ибо тогда они остаются без налогового кредита и теряют на этом самом НДС. Зато для олигархов рынок юрлиц высвобождается!

И какие же такие доходы собирается наварить бюджет на всем этом — от принудительно ускоренного изъятия оборотных средств у «домиллионных» или от доначислений бескомпьютерным?

Следующий удар связан с так называемыми обычными ценами. Именно малому бизнесу труднее всего находить аналоги для своей продукции и именно его первого коснется новация, заключающаяся в том, что, защищая свою цену от дообложения, теперь нельзя будет ссылаться на тот подпункт в законе, согласно которому априори (пока не доказано противоположное) цена из договора и есть обычная цена.

Причем сам подпункт остается, но вот ссылаться на него — нельзя!

А ведь объект обложения таким, например, налогом, как тот же НДС, не может быть меньше обычной цены!

И раз «презумпция обычноценности» договорной цены отменяется, придется каким-то образом «истинность» цен доказывать — видимо, калькуляцией себестоимости! Но зачем тогда в стране, где эдакое собираются ввести, употреблять слова «рынок», «Европа», «интеграция» и прочие новомодности? Нужно честно сказать, что мы строим то, что построено в Беларуси. И что механизм рыночного ценообразования дискриминируется (по крайней мере — собирается дискриминироваться) механизмом налоговым.

При этом активизация налогового сопровождения ожидает бедные предприятия вплоть до самого банкротства. Ибо в процесс восстановления платежеспособности потенциального банкрота снова вмешивается Родина и требует от умирающего предприятия (согласно тому же законопроекту) внесения — несмотря на налоговый мораторий! — целой кучи налогов, включая НДС, акцизы и подоходный, на том «основании», что они были получены этим предприятием от других лиц. Можно подумать, налог, к примеру, на прибыль был получен в составе этой прибыли как-то иначе. Другое дело, что иные операции оказались не столь удачными и все полученное съели, но кого это теперь волнует? Впереди всех кредиторов первый и главный — государство с протянутой рукой!

Хорошо хоть о косвенной природе НДС к концу законопроекта все же вспомнили: вначале его рассматривали (если кто забыл) не как косвенный налог, а как прямое наказание за медленную поступь к прогрессу...

Обращаем внимание: даже предвыборный период традиционного «облизывания» бизнесменов всех мастей не помешал правительству явить миру такое чудо! Что же нас ожидает после 31 марта 2006 года, если уже и до выборов бизнесменов (а с ними — и их предприятия!) изводят целыми пластами?

Или кому-то из законописцев чем хуже — тем лучше? И кто-то сознательно подставляет под удар премьера, который одновременно возглавляет Союз малых, средних и приватизированных предприятий Украины?

Сколько же надо продать «Криворожсталей», чтоб дать остальным предприятиям свободно дышать?

P.S. Замечания, которых пока удостоился законопроект от депутатов, сводятся в основном к защите банков. Неужели все, кто не банки,— никому не интересны?