UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОРМУШКА ДЛЯ ВЕЧНО ГОЛОДНОГО ЧИНОВНИКА

Будущий Налоговый кодекс изучали на местах, можно сказать, скрупулезно. Организации предпринимателей дружно обсуждали его с чиновниками и налоговиками, вносили свои предложения и замечания, надеясь быть услышанными...

Автор: Нина Перстнёва

Будущий Налоговый кодекс изучали на местах, можно сказать, скрупулезно. Организации предпринимателей дружно обсуждали его с чиновниками и налоговиками, вносили свои предложения и замечания, надеясь быть услышанными. Однако в итоге, несмотря на все усилия, проект, принятый во втором чтении, воспринимается как убийственный для малого и среднего бизнеса. Если суммировать содержимое писем, отправленных за последнюю неделю в адрес Президента страны и парламентариев, то можно сделать вывод: столь важный для страны документ писан для удовлетворения потребностей вечно голодного чиновника.

Сегодня миллионы мелких предпринимателей работают по упрощенной системе налогообложения, не требующей сложных бухгалтерских отчетов. И если взглянуть на статистику, то благодаря действующей системе с каждым годом растет их число. В Одессе, к примеру, только за шесть месяцев этого года рост составил свыше 33%. Если брать городские рынки, то здесь зарегистрировано около 12 тыс. торговых мест, а по Одесской области — свыше 34 тыс. Это примерно около 150 тыс. работающих. К тому же в четырех городах области внедрен специальный торговый патент. Скажем, в Ильичевске, где эта система удачно прижилась, за три с лишним года втрое увеличилось количество мелких предприятий. Появились 1,5 тыс. дополнительных рабочих мест. Поступления в бюджеты всех уровней выросли в пять раз. Словом, несмотря на жалобы со стороны предпринимателей, все же можно было говорить о наличии в стране условий для развития мелкого бизнеса.

Если абстрагироваться от постановления ВР о принятии Кодекса во втором чтении и говорить о конкретном «содержимом» отдельных разделов, то документ фактически ликвидирует существующую систему упрощенного налогообложения. Предложенный же взамен специальный режим является совершенно неприемлемым (в смысле упрощенности). Поскольку предусматривает для мелких предпринимателей такие платежи, как НДС и начисления на заработную плату, которые он должен будет платить на общих основаниях. В то время как сегодня у него есть право выбора, если говорить об НДС: либо платить данный налог на общих основаниях, либо платить большую ставку единого налога. А что касается начислений на зарплату, то сейчас они входят в состав этого самого единого налога.

Но речь идет не только о размере и количестве налогов. Задекларированная в проекте упрощенная система ведения учета будет регламентироваться Минфином. Что это будет за порядок, неизвестно. Однако ясно, что такая формулировка дает возможность исполнительной власти полную свободу выбора.

Вызывают протест и предложенные нормы налогового администрирования, которые дают налоговикам еще больше возможностей в плане проверок предпринимателей. Ведь к плановым и внеплановым проверкам, согласно новому Кодексу, добавляются еще и текущие, выборочные, встречные, повторные и т. д. И как вытекает из проекта Кодекса, они проводятся в «меру появления потребности в них». Такая формулировка по сути узаконивает беспрерывный «парад» проверяющих. Не меньше возмущает предпринимателей и статья о штрафных санкциях. Предлагается система, при которой за одно и то же нарушение можно применить два-три штрафа и начислить на них пеню. Много возражений вызывают и нормы, регламентирующие местные налоги и сборы, в частности рыночный, который возрастет.

Вот на этих ключевых моментах и акцентировали внимание организации и профсоюзы предпринимателей в своих письмах к руководству страны с требованиями не допустить принятия в предложенной редакции Налогового кодекса, разрушающего мелкий и средний бизнес. Но, увы, депутаты проект во втором чтении одобрили. В итоге 4 декабря в Киеве был создан комитет общественной инициативы «АнтиКодекс», куда вошли ряд объединений и профсоюзов предпринимателей со всех регионов Украины. Цель — не допустить поспешного принятия Кодекса и требовать доскональной проработки каждой статьи. В связи с этим был разработан план действий, в том числе пикетирование Верховной Рады, бойкоты и пикеты на местах. В Одессе в минувший понедельник пикет был организован лидерами Союза общественных организаций «Согласие». Однако акция получилась весьма малочисленной. К зданию областной налоговой администрации не пришли не только рядовые предприниматели, но и лидеры различных организаций, защищающих интересы предпринимателей. А их в Одессе более 60. Многим не понравился тот факт, что пикет был устроен возле налоговой.

По словам председателя союза «Согласие» Феликса Кобринского, местные СМИ отказались предоставить ему возможность выступить перед одесситами с разъяснениями сложившейся ситуации и призвать людей принять участие в акции протеста. Хотя, по его мнению, добиться принятия нормального с точки зрения развития предпринимательства документа можно только с помощью массовых акций.

Надо сказать, одесситы народ не баррикадный, терпеливый. Но когда его доводят, а такие случаи — не редкость, он готов протестовать. В этом году из-за частых проверок контролирующих служб взбунтовался крупнейший промтоварный рынок «7-й километр». Всей стране известна трагедия с самосожжением одесского предпринимателя С.Каверина, происшедшая в здании налоговой администрации, в результате которой погибло несколько человек. Кстати, в этой истории точка еще не поставлена. Совсем недавно в отношении покойного Каверина суд вынес оправдательный приговор. Но это решение райсуда было обжаловано в апелляционном суде, который отменил оправдательный приговор и направил дело в прокуратуру для дополнительного расследования.

Всевозможные поборы и наезды на предпринимателей, к сожалению, стали привычным делом. Даже местная власть, для которой малый и средний бизнес являются основой пополнения бюджета, занимается тем же. Сегодня с одесситов, которые только пытаются стать предпринимателями, еще на этапе регистрации, собирают дополнительно по 30—50 грн. (в каждом районе — по-разному) — то на соцразвитие района, то на подписку газет для ветеранов войны...

В общем, если ко всему прочему еще и законодательство будет способствовать усилению налогового и административного давления, то это действительно может привести к социальному взрыву, если учесть, для скольких людей мелкая торговля — единственный способ выжить. Кстати, какова реакция местных властей Одессы на проект Налогового кодекса, выяснить у тех, кто занимается в горисполкоме вопросами малого и среднего бизнеса, не удалось. По всей видимости, содержимое данного документа мэрию устраивает. Вместе с тем, по данным общественной приемной уполномоченного Госкомпредпринимательства в Одесской области, сегодня чуть ли ни 15% одесситов трудятся по упрощенной системе налогообложения. Если она будет ликвидирована, то немало людей просто лишатся работы.

Если говорить о реакции местных властей в других городах области, то мэр Ильичевска Валерий Хмельнюк отправил в адрес Президента не одно письмо с просьбой сохранить упрощенную систему налогообложения и, в частности, специальный торговый патент. Увы, не очень помогло. Как известно, угроза существованию этой формы налогообложения нависла и со стороны другого документа. Еще в сентябре этого года Кабмин внес на рассмотрение Верховной Рады проект закона «О внесении изменений к Закону «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», и в минувший четверг он парламентом принят. Многие предприятия теперь лишатся права на спецпатент, и как это скажется на городской казне, неясно. А ведь Минфин в расчетах доходной части бюджета города Ильичевска на 2002 год включил поступления от платы за спецпатент в объеме около 5 млн. грн.