UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОМУ ДОЛЖНЫ… ДА КОМУ ТОЛЬКО НЕ ДОЛЖНЫ

Кредиторы украинского правительства бывают разные. К самым привередливым относятся международные финансовые организации...

Автор: Игорь Маскалевич

Кредиторы украинского правительства бывают разные. К самым привередливым относятся международные финансовые организации. Чтобы получить у них толику денег, приходится долго ездить, обещать, подписывать разные меморандумы. Кроме этого, надо уметь связно говорить о курсе радикальных реформ и объяснять, что топчутся на месте они пятый (десятый?) год по объективным причинам: наличие у нас зимы (как вариант- лета), тяжелой истории, происков России и т.д. В общем, занятие предельно муторное. Вдобавок с каждым разом очередной «рассказке» верят все труднее, а деньги дают все неохотнее.

Внутри страны гораздо проще. Население, правда, ни в какие реформы тоже особо не верит, но деньги ему можно просто не платить. Задолженность по зарплате бюджетных организаций стремительно катится к миллиарду, а на предприятиях всех видов собственности - к шести миллиардам. Впрочем, государство утверждает, что то не его долги, как бы призабыв, что оно по-прежнему главный акционер почти на всех крупных заводах…

Ну да что там о населении, оно привыкшее, да и огороды у многих есть. А вот банкам с земельными участками не подфартило. Точнее говоря, правительство решило, что именно здесь то благодатное поле, где растет всякая «зелень». Такую уверенность оно обосновывает тем обстоятельством, что пару лет назад банкам была дана возможность немного подзаработать на ОВГЗ. Теперь, стало быть, пора вытрясти эти деньги обратно…

Начали в прошлом году, когда произвели совершенно уникальную «добровольную конверсию гособлигаций». Тогда государство растянуло выплаты по своим долгам с трех-шести месяцев до трех-шести лет. Банки тогда проявили сознательность и поменяли облигаций более чем на 800 млн. грн. Правда, одно из «несознательных» международных агентств, Standart & Poor, обозвало это дефолтом, но его никто и не поддержал. А в отношениях государства и его кредиторов установилась почти что тишь да гладь. Точнее, Минфин периодически заявлял, что не худо бы еще что-то добровольно поменять, но банки отнекивались: «Не могем, батюшка. Сами мы сирые и пожитки у нас убогие».

Однако в конце января этой идиллии пришел конец. Правительство вновь начало конверсировать свои долги - на этот раз выплаты по февральским облигациям. И, несмотря на все призывы банковской общественности, даже подачу иска в суд, оно не заплатило нашим банкам ни копейки. Тут еще у одного международного рейтингового агентства сдали нервы. На этот раз им оказалось Moody's, оно посчитало «добровольный обмен облигаций, произведенный в 1998 году... техническим дефолтом» и заявило о возможном дефолте Украины по внешним обязательствам. Для правительства такое заключение тем более обидно, что практически в те же дни оно своевременно погасило купон по прошлогодним еврооблигациям.

Тощие резервы НБУ похудели еще на $90 млн. Но всех согревала надежда, что 10 марта соберется совет директоров МВФ и Украина получит вожделенные транши по программе расширенного финансирования. Эти средства были бы очень нелишни в марте, так как 17-го предстояло погасить (и уже погашен) первый купон уже по другим евробондам (еще около $80 млн.), а еще через несколько дней - выплатить $60 млн. россиянам. Так что ожидаемых от МВФ денег едва хватило бы на эти два погашения. Однако совет перенесли, теперь уже на конец месяца, а не произвести выплаты по внешним долгам накануне его никак нельзя. Так что и эти долги предстояло гасить НБУ.

Между тем все лихорадочно считают, сколько же у него осталось «в заначке». На начало года было порядка $660 млн., в январе истратили минимум $100 млн., в феврале - еще $150 млн. и в марте светит потратить минимум $150 млн. Такими темпами от валютных резервов НБУ к маю, может, останутся только смутные воспоминания. Между тем ранее председатель правления НБУ Виктор Ющенко неоднократно заявлял, что «стоять до последнего доллара» в валютном резерве не будет. Поэтому по существу вопрос стоит так: либо деньги от МВФ и приход связанных с ним кредитов от Всемирного банка, либо дефолт...

Сейчас практически единственным источником пополнения денежных средств, кроме налогов, является Нацбанк. Он по возможности избегает прямой эмиссии, но добросовестно покупает все выпускаемые Минфином бумаги. За два месяца НБУ пришлось купить таких бумаг на 673 млн. грн., причем со сроками погашения 16-18 месяцев. Любопытно, что доходность их при этом даже упала с 35 до 30% годовых.

Поначалу, в январе, объем их выпуска был утвержден в 750 млн. грн., но сейчас, учитывая, что его почти что выбрали, лимит расширен... в четыре раза, до почти 3 млрд. грн. Любопытно, что и в конце прошлого года предпринималась попытка выпустить бумаг на несколько миллиардов. Тогда это объяснили тем, что «в бой» случайно запустили вариант, разработанный на случай провала конверсии госбумаг. А сейчас, господа, мы к чему готовимся? Кстати, в этом году от ОВГЗ планировали получить в бюджет 630 млн. грн., еще на 1650 млн. погасить старых бумаг. Возникает вопрос: разница между 3 млрд. грн. и 2,3 млрд. - это, случайно, не дефицит бюджета?

Уже официально объявлено о намерении сократить годовой дефицит бюджета до 620 млн. гривен вместо 1240 млн. гривен, предусмотренных соответствующим законом. Поскольку «очевидно, что доходы бюджета за 1999 год будут почти на 2 млрд. гривен меньше уровня, утвержденного законом о бюджете». А тут еще «мировой финансовый кризис по-прежнему ухудшает возможности для новых внешних заимствований». Так что намерение получить внешние займы на 610 млн. грн. выглядят призрачными. Особенно после того, как два из трех ведущих международных рейтинговых агентств выставили нам нелестную оценку.

Теперь осталось вновь определить круг лиц, кому государство решит простить свои долги. Оно обещает, что будет финансировать защищенные статьи бюджета, а неприоритетные расходы - лишь в зависимости от уровня поступлений в бюджет. Однако и среди защищенных есть разные - в зависимости от того, кто и как защищается. К примеру, забастовка атомщиков в конце концов привела к кабминовскому постановлению о том, чтобы Минэнерго взяло у коммерческих банков кредит на погашение задолженности по зарплате, 120 млн. грн., под гарантии Минфина. А так как заставить коммерческий банк выдать заведомо невозвратный кредит - дело нелегкое (банки еще не успели забыть февраль и Минфину не верят), как обычно в тексте правительственного документа появилась фраза - «просить НБУ содействовать обеспечению коммерческих банков кредитными ресурсами». Вы о запуске печатного станка подумали? Ну зачем же нам такие крайности… Все же понимают, что постановление правительства по атомщикам - жест сугубо политический, а потому мало к чему обязывающий.

Будем оптимистами: с мартовскими внешними выплатами мы справимся. Кредит нам, скорее всего, дадут. И тогда до начала лета опять настанет тишь да гладь, не считая, правда, посевной, зарплат и другой мелочи... А там и до осени, до октября недалеко. Правда, в следующем году придется гасить уже не только купоны по еврооблигациям, но и основную сумму долга (500 млн. евро). Но когда это еще будет! Да и вообще, «проблему-2000» в Украине будет решать другое правительство.