UA / RU
Поддержать ZN.ua

Когда "больные" обратят внимание на "врачей"?

Как привлечь инвестиции в туристическую отрасль, могли бы рассказать ученые.

Автор: Игорь Винниченко

Сентенции и действия причастных к туристско-рекреационной отрасли правительственных чиновников и общественных деятелей разных уровней наводят на мысль, что они сознательно игнорируют известный афоризм сорокового президента самой богатой страны мира ("Мы финансируем науку не потому, что богаты. Мы богаты потому, что финансируем науку"). Кто от этого выигрывает и выиграет - вопросы риторические…

"У мене є мрія"

В августе первокурсникам-туризмологам столичного университета имени Шевченко о двух своих мечтах (как по мне, вполне правильных) рассказал заместитель директора Шевченковского национального заповедника (ШНЦ) Игорь Лиховый. Первая - чтобы посетители известного всему мировому украинству учреждения имели возможность "попробовать настоящий борщ, отведать домашнюю колбасу, вареники" etc. (в качестве примера был назван Лувр, который "ежегодно продает 3,5 млн обедов"). Вторая мечта - чтобы те же гости этого святого места могли приобрести "настоящие украинские сувениры". О том же, что именно мешает их воплощению, бывший министр культуры и туризма, посол Украины в Беларуси, затем первый заместитель министра культуры так и не сказал (несмотря на вопросы мои и студентов).

Кстати: руководство ШНЦ не отреагировало и на предложенные студентами проекты инноваций для заповедника.

Государственная Стратегия развития туризма и курортов на период до 2026 г., одобренная соответствующим распоряжением Кабмина 16 марта с.г., также не может не радовать. В частности, контрольными показателями развития этой отрасли. Так, количество иностранных туристов, въезжающих в Украину, должно увеличиться (в качестве исходных приняты показатели 2015-го) в 2019 г. в 1,5 раза, в 2022-м - вдвое, в 2026-м - в 2,5 раза. Количество субъектов туристской деятельности также должно вырасти в полтора, три и пять раз соответственно, а объем поступлений в местные бюджеты от уплаты туристического сбора - в два, пять и десять раз. "Реализация Стратегии, - указано в этом документе, - предусматривает достижение следующих показателей: увеличение расходов туристов во время путешествий в Украине до 80 млрд грн в 2026 г.; увеличение объема капитальных инвестиций в сферу туризма и курортов до 6,6 млрд грн в 2026 г.".

Глава парламентского туристского подкомитета А.Романова на своей странице в Facebook 4 октября отметила: "Туристической Украине быть! В этом я каждый раз убеждаюсь на международной туристической выставке UITM (проходят каждый год в Киеве. - И.В.). Увеличивается как число участников, так и размеры и качество стендов. А это значит (и статистика это подтверждает), что Украина становится привлекательной дестинацией для многих стран. А также украинские регионы и города с каждым годом становятся более успешными в формировании собственного турпродукта!!!". Я не мог не спросить народную избранницу об источнике "статистики". Ответом-объяснением она меня не порадовала. Однако в присущей ему манере (недаром же "Таблоїд Волині" назвал его "госслужащим с душой поэта и кулинарным поясом "мастера по бутербродам") отреагировал волынский областной туристский чиновник И.Мирка: "Зачем вам источник, информацию берите прямо из частной переписки".

21 октября в Одессе состоялось совместное заседание профильных комитетов парламентов Украины и Польши по вопросам туризма, на котором одним из вопросов, как отметила А.Романова на своей странице в той же соцсети, была "диспропорция въездных потоков: из Украины в Польшу выезжают за год более 10 млн человек, а из Польши в Украину - немного больше 1 млн". "То есть, - резюмирует глава туристского подкомитета, - надо стимулировать въездной поток польских туристов (сейчас страна - только на четвертом месте по въезду)". На мои вопросы (К кому обращение? Что сделано для мотивации поляков? Если не сделано, почему? Когда заработает многоязычный (в том числе и на польском) национальный туристский сайт или портал?) ответ тоже повис в "воздухе"...

В начале сентября финансовый директор ПАО "Укрзалізниця" (УЗ) А.Рязанцев отметил, что в этом году компания может получить свыше 11 млрд грн убытков от пассажирских перевозок. Предложил ему вспомнить о железнодорожном туризме (ЖТ), который популярен не только на Западе, а значит, мог бы улучшить дела и отечественных железнодорожников (ему даже "папередники" уделяли внимание: была разработана соответствующая программа развития этого вида туризма на 2011–2012 гг.). На предложение А.Рязанцева "обрисовать видение" отметил, что сотрудничество УЗ и отечественных туризмологов (формализованное соответствующими соглашениями) выгодно обеим сторонам: ученые получают конкретные практические задачи (по изучению зарубежного опыта, инноваций в ЖТ, масштабов и географии спроса на услуги ЖТ и их мониторинга, интерес турфирм в сотрудничестве с УЗ, подготовке и переводе на многие языки соответствующей информации для размещения ее на официальных сайтах и страницах УЗ в соцсетях и т.п.), которые воплощаются в предлагаемых железнодорожникам научно обоснованных проектах концепций/стратегий/программ развития этого вида туризма. Ответа жду с 22 сентября…

Вызывают удивление и действия общественных активистов и руководителей турфирм в некоторых регионах, которые ради увеличения числа туристов "договариваются" со своими соседями - в ходе вояжей к ним - об "обмене" потенциальными путешествующими. Показательно, что туризмологов в эти "делегации" не приглашают.

Только после выступления на инвестиционном форуме "Таврийские горизонты" экс-министра экономики П.Шереметы (который очертил три важных аспекта развития любого курорта) Скадовская городская рада задекларировала намерение создать "новое рабочее место специалиста по развитию туризма". Займет ли эту должность профильный специалист, вот вопрос…

Закарпатье тоже богато "мечтателями". Один из них - главврач санатория "Квітка полонини" П.Ганинец. Он решил избавиться/уменьшить влияние (?) конкурента (санатория "Кришталеве джерело") способом, который своей простотой пристыдил бы и железнодорожные рельсы: установил забор и приставил к нему охранника. Из-за этого не только отдыхающие обоих рекреационных заведений, но и работники "конкурента" вынуждены преодолевать лишних несколько сотен метров по автотрассе, движение транспорта на которой медленным назвать язык не поворачивается. И вспоминая при этом, конечно же, все известные им "литературные" выражения.

Указанное лишь частично характеризует отечественную туристско-рекреационную отрасль, которая при надлежащем отношении ее "игроков" к науке (туризмологии) могла бы дать фору не одной бюджетообразующей отрасли украинской экономики. Однако существующий де-юре Научный центр развития туризма уже почти десять лет не финансируется, а более ста вузов страны, которые готовят профильных специалистов, устали ждать внимания (которое проявляется прежде всего в практических запросах) со стороны членов правительства, бизнеса и туристской общественности. Показательна в этом отношении реакция участников инвестиционного форума "Закарпатье - бизнес в центре Европы" (состоялся 12 октября с.г. в Ужгороде) на мое выступление, в котором речь шла и о прошлогоднем визите в регион шейха Эмада Абу Алруба (Катар). Он приехал на Закарпатье для ознакомления с направлениями, интересными для инвестирования предпринимателями из Катара, Саудовской Аравии, Бахрейна, других арабских стран. Среди них и туриндустрия, рекреационные услуги и минеральные воды. Прошел почти год, но об арабских инвестициях открытые масс-медиа молчат. Не слышали о них и в департаменте экономического развития и торговли ОГА.

Как привлечь, прежде всего, иностранные инвестиции, могли бы рассказать ученые. Ведь не один год они исследуют-анализируют-предлагают. Но обратят ли на них внимание в только что созданном Офисе по привлечению и поддержке инвестиций (Ukraineinvest) - консультационно-совещательном органе, подчиненном Кабинету министров Украины? Или же в Закарпатской ОГА, руководство которой горой за реализацию проекта мегакурорта "Свидовец" (несмотря на справедливые упреки экологов о вреде от него прежде всего природе края)? Или же в Агентстве регионального развития Житомирской области, руководитель которой А.Сачук занимается поиском инвесторов для отелей? Или, по Жванецкому, будут - как это делается в течение всего развития государства в годы независимости - и в дальнейшем "сопромат смекалкой заменять"? С соответствующими результатами…

У них

Испания в течение многих лет находится на вершине мирового туристского Олимпа, в значительной степени благодаря Испанскому институту туризма (TurespaЦa). Задачами этого учреждения являются исследование туристских рынков и разработка соответствующих рекомендаций; промоушн страны вместе с местными органами власти как туристского направления; стимулирование сбыта испанского турпродукта; предоставление информационных услуг предприятиям национальной туриндустрии и т.п.

В Польше же, где количество иностранных гостей каждый год достигает нескольких десятков миллионов, с 1972-го действует Институт туризма. Его основные задачи: исследование туристских рынков, разработка мер по стимулированию въездного туризма, формирование стратегии маркетинга национального туризма, определение перспективных рынков сбыта турпродукта, оценка экономического эффекта от туристской деятельности и др.

Главными направлениями маркетинговых исследований в туризме Австралии являются изучение турпотоков и турпродуктов, прогнозирование долгосрочных тенденций развития рынка, изучение тенденций деловой активности, анализ продаж и т.п.

Умные ищут средства. Сотрудничества

К таким относятся Вышгородский историко-культурный заповедник (Киевская обл.) и ООО "Ведмежа" (Свалявский район Закарпатья). Соглашениями о сотрудничестве этих учреждений с кафедрой краеведения и туризма столичного университета имени Шевченко предусмотрено выполнение (в том числе и студентами) задач и работ, выигрышных для обеих сторон. Именно такими являются создание экспертных групп для проведения соответствующих исследований, мониторинг процессов на рынке туристско-рекреационных услуг, подготовка совместных экспертных заключений, организация постоянного эффективного диалога общественности с органами государственной власти, местного самоуправления в сфере межкультурных контактов, туризма, охраны, сохранения и воспроизведения природных и историко-культурных ресурсов и традиций, разработка и внедрение инновационных подходов к решению вопросов по развитию туризма. Что касается последнего, то многих студентов разных курсов заинтересовало предложение директора ООО "Ведмежа" С.Овчарова приобщиться к реализации проектов по строительству отелей, частных домов и термального аквапарка.