UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ОТПУСТИТЬ НАМ ДОЛГИ НАШИ

Проблема несвоевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат населению из Государственного бюджета Украины возникла еще в 1992 году...

Автор: Валентин Симоненко

Проблема несвоевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат населению из Государственного бюджета Украины возникла еще в 1992 году. До 1994-го правительствам удавалось в пределах одного года решать вопрос о погашении задолженности.

Впервые по итогам текущего года она не была погашена в 1995-м и с этого времени становится переходной на последующие годы.

В 1996 - 1998 годах Верховной Радой, Президентом, Кабинетом министров Украины принимается более 40 нормативных актов, направленных на обеспечение своевременной выплаты гражданам Украины заработной платы, пенсий, стипендий, других социальных выплат. Абсолютное большинство из них не выполнено. Долги приобрели устойчивую динамику роста. На 1 июня 1996 года общий объем задолженности по социальным выплатам из государственного бюджета составил 925 млн. грн., на 1 января 1997 года - 1 млрд. 502 млн., а на 1 января 1998 года - 1 млрд. 931 млн.

По данным Национального банка Украины, по состоянию на 1 апреля с.г., общая сумма долгов по заработной плате всех субъектов собственности и всех бюджетных учреждений Украины составила 5 млрд. 337 млн. грн.

Причин такого положения несколько. Первая - это нарушения Кабинетом министров, Министерством финансов, Государственным казначейством Украины норм закона «О Государственном бюджете Украины», других законов и нормативных актов. И прежде всего - нарушения статьи 36 закона Украины «О бюджетной системе Украины» относительно пропорциональности финансирования расходов из бюджета. В итоге - неэффективное управление деньгами бюджетов, отсутствие оперативной информации, незнание конкретной ситуации.

Один из характерных примеров. Законом «О Государственном бюджете Украины на 1998 год» предусмотрена передача местным бюджетам средств на питание и другие мероприятия для учреждений, в которых содержатся дети-сироты. По состоянию на 17 апреля 1998 года Министерство финансов передало 11,8 млн. грн. путем отнесения их на взаимные расчеты государственного бюджета с местными. Таким образом, реальные деньги, выделенные в государственном бюджете на питание детей-сирот (защищенная статья бюджета), не перечислены - на эту сумму лишь уменьшена задолженность местных бюджетов перед государственным. А следовательно, реально этих денег интернатные учреждения не получат.

Вторая причина роста долгов - увеличение доли расходов государственного бюджета на социальные выплаты населению при хроническом уменьшении его реальных доходов и невыполнении доходной части. В Государственном бюджете на 1996 год на эти расходы было предусмотрено 21,5% всех расходов бюджета, в 1997 году - 35,5%. В 1998 году эти выплаты составляют 38,9% расходов госбюджета (9 млрд. 536 млн. грн). В то же время, государственный бюджет Украины на 1996 год по доходам был недовыполнен на 18%, 1997 года - на 22,5%. Судя по поступлениям доходов в первом квартале, государственный бюджет этого года также не будет выполнен, а это значит, что такой же будет ситуация и в нынешнем году.

Третья причина - хотя по значению она может быть названа и первой - отсутствие на государственном уровне единой объективной информации о состоянии задолженности по заработной плате и другим выплатам населению, как основы для контроля, анализа и принятия решений.

Наконец четвертая - это ограниченность поступлений реальных денег в бюджеты, что связано с проведением бартерных операций и выполнением доходной части бюджетов в значительной мере за счет взаимозачетов. О вреде повсеместной бартеризации говорят много, но в жизни все происходит с точностью до наоборот. Доля бартерных операций во взаиморасчетах постоянно растет.

Теперь о взаимозачетах. Поскольку в их ходе никаких реальных денег государственный бюджет не получает и, соответственно, не выдает, его выполнение осуществляется лишь на бумаге. За счет взаимозачетов в 1996 году доходная часть государственного бюджета была, так сказать, «выполнена» на 29,2%, то есть, выполнена «на бумаге» на 3 млрд. 637 млн. грн., в 1997 году - на 25,2%, то есть, почти на 4 млрд. Часть из этих средств могла и должна была пойти на погашение задолженности по заработной плате.

Проведение массовых взаимозачетов существенно искажает картину движения финансовых потоков, тянет за собой шлейф нарушений и злоупотреблений. Несколько примеров из жизни. 24 декабря 1997 года Киевский НИИ онкологии подписал протокол о взаимозачетах с Харьковским заводом шампанских вин о погашении заводом задолженности перед государственным бюджетом Украины по налогу на добавленную стоимость на сумму 738 тыс. грн. и компенсации приобретения НИИ на эту сумму медицинского оборудования. Проверка показала, что НИИ никакого оборудования за это время не приобретал, кредиторской задолженности по этой позиции у него нет, а поставка оборудования намечена лишь через пять месяцев после предварительной оплаты. То есть, обман государства и неуплата налогов - налицо. Аналогично осуществлен взаимозачет между Харьковским НИИ ортопедии и травматологии и ЗАТ «Артемовский ликеро-водочный завод» о погашении ЗАТ задолженности госбюджету по акцизному сбору на сумму 800 тыс. грн. и задолженности НИИ за приобретение на такую же сумму компьютерного томографа. Оборудования не было и до сих пор его нет. Обман и, собственно, криминал - налицо.

Мы убеждены, что нужно резко ограничить проведение взаимозачетов до решения этого вопроса в законодательном порядке и разработки нормативной базы с регистрацией ее в Министерстве юстиции Украины. Необходимо привлечь к ответственности тех, кто превратил взаимозачеты в «бездонное корыто».

Что же нужно для уменьшения задолженности по социальным выплатам? Прежде всего срочно ввести единую ежемесячную статистическую отчетность, обязательную для всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, и всех бюджетных учреждений о задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам населению с выделением задолженности по бюджетным организациям в разрезе государственного и местных бюджетов и отраслей. Далее - сконцентрировать усилия на улучшении финансовой ситуации в государстве, увеличении поступлений в государственный бюджет. С этой целью сосредоточить в госбюджете государственные ресурсы непосредственно бюджета и ресурсы внебюджетных фондов. Все государственное финансирование и государственное кредитование должно осуществляться исключительно через государственный бюджет. Надо провести сплошную инвентаризацию фондов специального назначения и внебюджетных фондов, а их около шестисот, закрыть безосновательно созданные, законодательно определить порядок их функционирования и подотчетность, временно, до приведения в соответствие с установленным порядком и условиями кредитования и возврата бюджетных средств, приостановить финансирование проектов из госбюджета через государственный инновационный фонд.

Коротко о сути этого предложения. Сегодня государственное кредитование осуществляется как через государственный бюджет (бюджетное кредитование), так и через государственные внебюджетные фонды (инновационный фонд, фонд приватизации, другие), через систему Государственного комитета по материальным резервам, государственную компанию «Хлеб Украины», другие госструктуры. В 1997 году таких «внебюджетных», но за счет государственных денег, кредитов (как правило, под очень невысокие проценты, а то и беспроцентных) и, как показали наши проверки, порой и безвозвратно было выделено на суму более 2,5 млрд. гривен.

Требует упорядочения деятельность и взаимоотношения с госбюджетом Государственного материального резерва.

У последнего только просроченной задолженности по выданным товарным кредитам на 1 мая 1998 года накопилось на 3 млрд. 640 млн. грн. За прошлый год эта задолженность выросла на 1 млрд. 400 млн. грн., а с начала текущего года - еще на 400 млн. грн. Терять ежегодно 1 млрд. 400 млн. грн. для государства недопустимо, тем более, что финансирование, пополнение, закладка фондов госрезерва осуществляется за счет госбюджета. В то же время - возврат отпущенных материальных ценностей из госрезерва в 1997 году составил лишь 30%. 70% - это чистые потери бюджета.

Однако, несмотря на это, Кабинетом министров в госкомрезерве создается внебюджетный фонд, из которого в 1997 году 436 тыс. грн. направляется на премирование работников госкомрезерва. Не лучше обстоят дела в этом году. Потери бюджета по итогам года будут многомиллионными.

Необходимо осуществить анализ остатков бюджетных средств на банковских счетах главных распорядителей кредитов. В самый короткий срок перейти к единому казначейскому счету, что создаст условия для мобилизации остатков бюджетных средств для финансирования дефицита бюджета и уменьшения сумм внешних или внутренних займов на 1,2-1,5 млрд. грн. Остатки бюджетных средств на счетах банков за 1997 год возросли на 135 млн. и на 1 января 1998 года составили 1 млрд. 59 млн. грн.

Необходимо безотлагательно упорядочить обслуживание государственного долга и дефицита государственного бюджета. Напомню: общий объем государственного долга за 1997 год увеличился на 43% и составил на 1 января с.г. 31,1 млрд. грн., что на 10 млрд. больше доходов государственного бюджета на 1998 год.

Для начала следует постепенно сузить рынок ОВГЗ и уменьшить нормы доходности по государственным ценным бумагам. В 1997 году было размещено облигаций на сумму 11,2 млрд. грн. По состоянию на 1 апреля с.г. их выпущено еще на 2,9 млрд. грн. В то же время в результате их размещения поступило лишь 2,1 млрд. грн., тогда как на оплату ранее размещенных ОВГЗ было выплачено 2,5 млрд. грн. То есть сегодня, а, точнее, начиная с сентября прошлого года, ежемесячные расходы государственного бюджета по погашению ранее проданных ОВГЗ намного превышают поступления от их продажи.

И в заключение. Необходим жесткий контроль Верховной Рады за выполнением Кабинетом министров, Министерством финансов, Госказначейством закона «О Государственном бюджете Украины на 1998 год» и других законодательных актов, которые регулируют бюджетный процесс и проблему погашения задолженности в текущем году. По состоянию на 1 июля с.г. следует определить реальные объемы расходов, необходимых для финансирования защищенных статей госбюджета до конца нынешнего года.

На основании этих расчетов можно было бы утвердить реальные графики погашения задолженности по социальным платежам населению, обеспечить их финансирование, а также финансирование текущих социальных выплат населению по защищенным статьям в полном объеме.