Очень просто - нажатием кнопки
«Поэтому, как экономист, скажу: мое мнение - труба»
(подслушано в кулуарах Верховного Совета утром 21 марта с.г.)
К средине нынешней недели действо принятия Государственного бюджета Украины на 1996 год вплотную приблизилось к своей развязке и, кажется, утратило всяческий интерес для его непосредственных участников. Одни лишь журналисты рыскали в поисках необходимых ко второму чтению документов, и все удивлялись - не столько их отсутствию, сколько олимпийски спокойной реакции на это депутатов. Бюджет в доработанном Кабмином виде - целых два экземпляра для нескольких десятков аккредитованных представителей масс-медиа! - обнаружился утром 21 марта, аккурат перед рассмотрением вопроса на сессии, и за ним выстроилась очередь, чтоб только одним глазком глянуть, да и то под присмотром представителя пресс-службы. О серьезном изучении документа и говорить не приходилось, так что, господа депутаты и правительственные чиновники, не обессудьте.
Впрочем, можно было, кажется, в доработанный бюджет и не заглядывать. По крайней мере дальше первых страниц, где, в частности, записан дефицит в 6,2 процента ВВП и указано, что «лишние» 0,2 процента будут покрываться за счет полученного в конце декабря кредита от Эксимбанка Японии. Посему первоначально определенный размер кредитной эмиссии НБУ - 107 трлн. - увеличивать на сей раз даже не предполагалось, к немалому удовлетворению украинских реформаторов. Чем дальше в бюджет... Положа руку на сердце, что проку вникать в фантастическое хитросплетение многих тысяч цифр в десятки или сотни тысяч миллиардов каждая? Много ли радости, к примеру, в дополнительно изысканных 18,5 трлн. на всю науку, или 10 трлн. на весь госконтракт по закупке сельхозпродукции, или 0,5 трлн. на реализацию Национальной космической программы, если наперед известно, что это капля в море.
Достаточного количества денег для всех алчущих и нуждающихся (а потребовалось бы дополнительно 2,8 квдрл. крб. - больше, чем вся нынешняя расходная часть госбюджета) в казне нет и не предвидится. Тем более, что, по словам представлявшего законопроект во втором чтении министра финансов и народного депутата П.Германчука, за январь-февраль в бюджет уже недопоступило 200 трлн. крб. Где уж тут горевать, что расходы на оборону удалось увеличить на 3 трлн., а надо бы по самым скудным меркам - на 40 трлн., если и в медицине, и в науке, и в АПК (нигде, понимаете, нигде!) дела не лучше, а пэтэушники и вовсе согласно статье 29 госбюджета поражены в правах - будут получать в период практики и производственного обучения не полный заработок, а лишь часть его, определенную Кабмином. Туго придется и всем тем, перед кем бюджет задолжал еще в 1995 году. Как сообщил председатель парламентской комиссии по бюджету Н.Азаров, «не удалось решить вопрос об учете долгов 1995 года в расходах 1996-го». Так что заплатят - не заплатят, похоже, одному лишь Богу известно.
Однако, на Бога надейся... Хотим мы того или нет, но 1996 год явит феномен доселе невиданный: бюджетников неудержимо потянуло на самофинансирование. И если прежде это делалось полулегально, в лучшем случае, посредством нормативных актов органов исполнительной власти в центре или на местах, то теперь такой переход будет освящаться Столпом Украинской Экономики - Законом о Государственном бюджете. Первой ласточкой стала таможенная служба страны: согласно ст. 35 закона, общее ее содержание в сумме 6300 млрд., в т.ч. заработная плата в 3175 млрд., ну очень тесно связано с конечными «производственными» результатами. Ибо до последнего карбованца формируется за счет отчислений от штрафов, сумм пени, других санкций, предусмотренных таможенным законодательством... Правда, до перевода на полный хозрасчет пожарных, судов, воинских подразделений, налоговых служб (предоплата осуществляется соответственно погорельцами, истцами и ответчиками, заказчиками локальных вооруженных конфликтов, лицами, уклоняющимися от уплаты налогов) в нашей стране еще как-то не дошло, зато ввиду крайне стесненных обстоятельств, похоже, будет отпущена на вольный прокорм почти вся исполнительная власть.
Кабмин при поддержке парламента даже «забил» в текст закона о бюджете статью 21, изменяющую - что недопустимо и официально признавалось юридическим отделом секретариата ВС - положение закона о государственной службе. Смысл ее теперь сводится к тому, что источником формирования фонда оплаты труда госслужащих является госбюджет и «другие источники», определенные указами Президента либо постановлениями Кабмина... Не стану уж фантазировать, какими в жизни могут быть эти «другие». Отчисления «заинтересованных» акционируемых предприятий? Средства «ну очень благодарных» бизнесменов? Подачки иностранных партнеров, удачно «толкнувших» в Украине партию комбайнов или маникюрных наборов? Фантазии фантазиями, а жить людям на что-то надо. Не все могут прикрыть свои интересы шедеврами бюджетотворчества типа «финансирование противоэпизоотических мероприятий, бюджетных учреждений агропромышленного комплекса и других его расходов». И тем более не у всех же под рукой кнопка для голосования, позволяющая выкинуть номер в стиле Верховного Совета...
Радиотрансляция пленарного заседания 21 марта, на котором рассматривался бюджет во втором чтении, была прервана за час до его окончания, в 18.10. Но по мне, уж лучше бы депутаты прекратили ее еще минут на 25 раньше. Тогда бы вся страна не стала свидетелем парламентского позора. Многоуважаемый спикер, руководствуясь самыми что ни на есть «доходчивыми» доводами («У нас нема за що паперу купити») поставил на голосование предложение об увеличении расходов на содержание Верховного Совета с 5,1 трлн. до 6,1 трлн., чтобы вернуться к норме первого чтения. И что вы думаете? Верховный Совет, где все - защитники своих избирателей и почти все - знатоки регламента, большинством в 251 голос быстренько высказался «за»: до приличий ли, когда не хватает денег? В нарушение всех и всяческих процедур при этом голосовании по бюджету не было указано, у кого же отобрать недостающий триллион. Пусть, мол, Кабмин определяется.
Неловкость попытался смягчить депутат А.Скипальский, предложив изъять из бюджета целую строку о 1,1 трлн., дополнительно выделяемых на материально-техническое снабжение спецподразделений по борьбе с оргпреступностью (взамен просил «добро» на использование для этих нужд 6 трлн. из изъятых у преступников средств). Но спецназовцев не тронули. А.Мороз предложил другой вариант, за который снова-таки без единого возражения проголосовали: не финансировать из госбюджета содержание объектов социально-культурной сферы, передающихся на баланс местных властей в связи с проводимым в Донецкой области пилотным проектом земельной реформы. На беду для донетчан, сумма была аккурат в 1 трлн. Депутаты от области скромно промолчали... Так что, получая в течение года любой документ из Верховного Совета, давайте не забывать, что выполнен он на бумаге, буквально вытянутой из кармана бюджетников Донецкой области.
Что еще сказать? Разве только то, что бюджет в пятницу наконец-то принят. Но, как и в прошлом году, настоящего облегчения по этому поводу никто не испытывает.