UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как обычно — это сколько?

Итак, выборы прошли, политика закончилась, началась снова экономика. Обычная экономика со своими обычными проблемами и — обычными ценами...

Автор: Александр Кирш

Итак, выборы прошли, политика закончилась, началась снова экономика. Обычная экономика со своими обычными проблемами и — обычными ценами. То есть мы снова о родном: есть идея, причем подсказанная.

Порядочных налогоплательщиков достаточно часто терзают опасения относительно того, понравятся ли их цены налоговикам и будут ли при проверке цены продажи сочтены приемлемо высокими, а цены приобретений — приемлемо низкими. Ибо если не понравятся и не будут, то в случае более чем 20-процентного разночтения приемлемости произойдет (по инициативе налоговой через суд) существенное доначисление НДС — то ли в силу увеличения облагаемой продажной цены до уровня обычной, то ли в силу снижения налогоуменьшающей покупной цены — тоже до обычной. В случае же, если контрагент — физлицо либо лицо, для целей налогообложения именуемое связанным, а также если имеет место бартер или какая-то иная экзотика, доначисления при цене, признанной «необычной», грозят и по налогу на прибыль, причем в таких ситуациях налогоувеличения будут происходить даже при менее чем 20-процентных отклонениях, то есть независимо от «степени необычности».

При этом честный плательщик вовсе не собирается обманывать государство и «не такую» цену может установить или принять от контрагента просто по незнанию — в силу недостаточности информации. Особенно — если это касается цены приобретения того, что покупается не очень часто, или при продаже чего-то не очень профильного либо просто при покупке-продаже чего-то новенького.

Причем знать обычную цену налогоплательщику (хоть юрлицу, хоть физпредпринимателю) нужно не только для целей налогообложения (хотя и для этого тоже), но и просто с точки зрения грамотного ценообразования. Ибо зависит цена сейчас не столько от себестоимости (которая, конечно, прогнозируема), сколько от рыночной конъюнктуры и целого ряда осложняющих факторов (с прогнозируемостью которых уже гораздо хуже).

Плюс — следует учесть явную неопределенность в отношении того, что из этого всего в налоговой захотят признать, а что — признать не захотят.

Таким образом, чрезвычайно востребованной (и потому хорошо оплачиваемой) оказалась бы услуга (если бы ее кто-то предоставлял) по квалифицированному экспертному определению обычной цены для той или иной конкретной ситуации.

Ибо огромный пункт 1.20 закона о налогообложении прибыли (на который в своем п. 1.18 ссылается и закон об НДС и который фактически действует также для целей налога на доходы физлиц — в силу упоминания в п/п. 4.2.9 «е» соответствующего закона «обычных скидок») позволяет определить обычную цену в чересчур широком диапазоне. И нет ни малейшей уверенности в том, что налоговая с таким диапазоном (или с любой цифрой в его рамках) согласится и не подаст в суд на чересчур буквально понявшего закон плательщика. А уж в суде многое будет зависеть от ценоощущения судьи.

Тем более что процедуры, установленной законом(!) для обычноценовых доначислений по косвенным
методам, к которой апеллирует этот п. 1.20 (в 1.20.10), до сих пор нет!

Ну а с учетом приказа ГНАУ от 31.12.2009 г. №756 (имеем в виду п. 3 утвержденных им изменений к Методическим рекомендациям) до суда может и не дойти. Поскольку налоговики разрешили себе направлять плательщику «письмо-предложение о самостоятельной уплате рассчитанных (налоговой) с применением обычных цен налоговых обязательств», что для многих тихих плательщиков, дороги в суд не знающих, денег на него не имеющих и ссориться ни с кем не желающих, будет равносильно «письму-указанию».

Так что экспертное определение обычных цен до проверки, а не по ее итогам (а еще лучше — на этапе формирования цены или обсуждения договора с контрагентом) было бы весьма желанным. При условии, разумеется, что:

— налоговики такую экспертизу будут признавать (о чем должен быть подписан некий совместный документ с соответствующими фирмами-экспертами);

— факт заказа такой экспертизы не обнародуется;

— ее результат отнюдь не обязывает плательщика применять рассчитанную цену (требуется лишь оплата произведенного расчета);

— гарантией объективности послужит комплекс антикоррупционных предупредительных мер — например, положение о лишении права оказывать данную расчетную услугу после первого же проигранного в суде спора, в ходе которого «расчетная продукция» (размер посчитанной обычной цены) будет признана некачественной.

Некая параллель — но без обязаловки! — здесь может быть проведена с уже существующими организациями оценщиков. Только их услуги нужны не всем и редко, а вот обычные цены полезно знать всем и всегда — чтобы извечное «А ну какая у вас цена?» можно было, наконец, отпарировать встречным «А какую вам надо?».