UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как бороться с ПФУ при незаконном уменьшении размера пенсии

Пока чиновники самых высоких рангов вопреки Закону Украины "О пенсионном обеспечении" облагают пенсии налогами, чиновники низших уровней находят менее утонченные, но не менее необоснованные возможности для сокращения пенсионных выплат. Речь идет об уменьшении размера пенсии за счет исключения из страхового стажа для расчета пенсии периода обучения на подготовительном отделении высшего учебного заведения и периода прохождения студентами военных сборов, которые были продолжением учебы в институте.

Автор: Владимир Коноваленко

Пока чиновники самых высоких рангов вопреки Закону Украины "О пенсионном обеспечении" облагают пенсии налогами, чиновники низших уровней находят менее утонченные, но не менее необоснованные возможности для сокращения пенсионных выплат. Речь идет об уменьшении размера пенсии за счет исключения из страхового стажа для расчета пенсии периода обучения на подготовительном отделении высшего учебного заведения и периода прохождения студентами военных сборов, которые были продолжением учебы в институте.

В статье описаны реальные события, имевшие место в жизни автора этих строк. Главной причиной взяться за перо было желание показать пенсионерам целесообразность борьбы за свои права. Подтверждением этого является мой личный успех в этой борьбе. Действия Пенсионного фонда Украины по исключению из страхового стажа периода обучения на подготовительном отделении института и времени прохождения военных сборов в период обучения в вузе признаны судом незаконными: мой страховой стаж для расчета пенсии увеличивается на этот период. Это дело зарегистрировано в едином реестре судебных решений под №335/7855/15-а.

Хочу отметить, что с момента начала борьбы за свои права прошло почти три года. Но пенсионеры, у которых украли аналогичную часть стажа, могут воспользоваться моим опытом и восстановить свои права значительно быстрее. Дело за малым: необходимо составить исковое заявление (образец является приложением к статье) и обратиться в суд. Но перед этим не будет лишним узнать, как это все происходило. Полученные знания помогут избежать лишних ошибок.

С чего все началось? Когда пришло время оформлять пенсию, я подал в управление ПФУ по месту жительства трудовую книжку, диплом об окончании института, военный билет и другие документы, необходимые для расчета пенсии. После ее начисления решил проверить правильность вычисления ее размера, обратившись в ПФУ с соответствующим заявлением. Из предоставленных мне документов было видно, что период обучения в институте значительно уменьшили. Мой общий стаж обучения в институте по данным трудовой книжки (с 1 декабря 1973 г. по 19 сентября 1979 г.) уменьшили более чем на год (12,5 месяца), учтя только период с 1 сентября
1974 г. по 5 июня 1979 г. Теряясь в догадках, какими соображениями при этом руководствовались, можно было предположить, что чиновники исключили из моего стажа период обучения на подготовительном отделении вуза (с отрывом от производства) и время прохождения военных сборов, которые были учтены в трудовой книжке.

Для выяснения причин уменьшения периода обучения в институте я обратился за разъяснениями в управление ПФУ по месту жительства. Их ответ меня просто ошарашил: для зачисления в страховой стаж для расчета пенсии периода обучения по данным трудовой книжки нет законных оснований, поскольку соответствующие записи оформлены ненадлежащим образом, т.е. отсутствует печать. В связи с этим в страховой стаж для расчета пенсии засчитан период обучения в институте по данным диплома (с 1 сентября 1974 г. по 5 июня 1979 г.) в соответствии с постановлением КМУ от 12 августа 1993 г. №637 "Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней" (далее - Порядок).

Но я был уверен: записи в трудовой книжке оформлены согласно действующему законодательству: есть номера и даты приказов, подпись ответственного лица, печать.

Итак, пришлось начать продолжительную переписку с управлением ПФУ по месту жительства и главным управлением ПФУ области. В своих заявлениях я предлагал ПФУ ознакомиться с оригиналом трудовой книжки, оформленной согласно законодательству, и включить в страховой стаж период обучения в институте по ее данным. Чтобы не утомлять читателя содержанием ответов на все мои обращения, отмечу главное - содержание писем ПФУ всегда было одним и тем же: нет печати в трудовой книжке, следовательно, для зачисления в страховой стаж периода обучения, по ее данным, нет законных оснований. Причем ознакомиться с оригиналом документа за все это время никто из сотрудников ПФУ не пожелал.

Если бы не случайная встреча с одним из работников ПФУ, я, возможно, еще долго не узнал бы о причине отказа. Этот сотрудник ПФУ высказал предположение, что при оформлении пенсии работник ПФУ по месту жительства просто не сверил оригинал трудовой книжки с ее копией, и таким образом в пенсионном деле оказалась копия трудовой книжки, на которой не видно печати.

Узнав об этом, я лично предоставил начальнику отдела по перерасчету пенсии оригинал трудовой книжки, после ознакомления с которым чиновник признал, что записи в ней о периоде обучения в институте оформлены правильно. О наличии печати в трудовой книжке была сделана соответствующая запись на ксерокопии документа, находящейся в моем пенсионном деле. Первая победа была одержана, поэтому, вдохновленный ею, я вновь обратился в управление ПФУ по месту жительства с просьбой пересчитать страховой стаж для начисления пенсии надлежащим образом.

Но мне снова отказали, сославшись на Постановление и диплом, хотя в действительности даже непонятно, как по последнему можно установить период учебы в институте, поскольку в нем нет точных дат, а есть только годы поступления в вуз и его окончания. Мне, кстати, так и не удалось узнать, как ПФУ определяет эти даты...

После очередного отказа стало понятно, что пришло время подавать иск в суд. В ходе его рассмотрения чиновники ПФУ пытались доказать, что период обучения на подготовительном отделении института и время прохождения военных сборов не предполагают получения определенного образовательного и образовательно-квалификационного уровня, предусмотренного Законом "О высшем образовании". Необходимо указать, что первая редакция этого закона была принята в 1991 г., а в институте я учился в 70-х годах прошлого столетия. Следовательно, оснований для применения этого закона, что также подтвердил суд, нет.

Кроме того, работники ПФУ утверждали, что в период обучения на подготовительном отделении института и за время прохождения военных сборов я не был застрахованным лицом согласно ч. 1 ст. 24 ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Напомним, что страховой стаж - это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса. В связи с этим, по мнению работников ПФУ, этот период в мой страховой стаж для расчета пенсии не включается.

Но работники фонда умолчали о том, что согласно ч. 4 ст. 24 ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу этого закона, зачисляются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством. А раньше действовал ЗУ "О пенсионном обеспечении", согласно ст. 3 которого право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, в том числе воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты.

Таким образом, право на трудовую пенсию имеют не только лица, за которых платились страховые взносы в ПФУ, но и лица, учившиеся в вузе до вступления в силу ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", т.е. до 1 января 2004 г.

Согласно ст. 56 ЗУ "О пенсионном обеспечении" в стаж зачисляются работа, выполняемая на основании трудового договора, и учеба в вузе.

В связи с тем, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка (ст. 62 ЗУ "О пенсионном обеспечении"), то именно ее данными должен, прежде всего, подтверждаться период обучения в вузе. И только при отсутствии - согласно Порядку КМУ.

Учитывая то, что описанная правовая конструкция включения в страховой стаж для начисления пенсии периода обучения в институте по данным трудовой книжки является важным условием успешной защиты своих прав, визуализируем ее в виде схемы.

Необходимо отметить, что, оспаривая действия ПФУ в суде, я допустил существенную ошибку, откладывая судебную защиту своих прав. Поскольку считал, что исковая давность для обращения в суд составляет три года. В действительности исковая давность для обращения в суд с иском против ПФУ составляет шесть месяцев, поскольку судебная защита прав осуществляется в административном суде.

В административном иске я требовал:

1) обязать ответчика включить в страховой стаж период обучения в институте в соответствии с данными трудовой книжки (с 1 декабря 1973 г. по 19 сентября 1979 г.);

2) обязать ответчика сделать перерасчет размера пенсии с момента ее начисления в связи с увеличением страхового стажа.

Поскольку я пропустил шестимесячный срок обращения в суд по поводу перерасчета размера пенсии с момента ее начисления, суд оставил без рассмотрения второе исковое требование. Но требование о включении в страховой стаж периода обучения в институте в соответствии с трудовой книжкой было удовлетворено.

Поскольку постановление суда вступило в законную силу, я намерен продолжить борьбу и вернуть недополученные за три года средства. Для этого есть несколько путей.

Первый - подать гражданский иск о возмещение материального ущерба в размере недополученной пенсии. Но в этом случае придется уплатить судебный сбор в размере 0,4 минимальной заработной платы.

Второй путь - написать заявление в прокуратуру о незаконных действиях ПФУ, воспользовавшись ч. 1 ст. 367 "Должностная халатность" Уголовного кодекса Украины, которой предусмотрена ответственность (в том числе в виде ограничения свободы) за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих должностных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним, что нанесло существенный ущерб охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц.

После открытия уголовного производства можно предъявить гражданский иск к подозреваемому, обвиняемому либо к физическому или юридическому лицу, которое по закону несет гражданскую ответственность за ущерб, причиненный действиями подозреваемого, обвиняемого или неподсудного лица, совершившего общественно опасное действие (ч. 1 ст. 128 Уголовного процессуального кодекса Украины). Судебный сбор при этом не платится.

На сегодняшний день я еще не выбрал путь возмещения материального ущерба. Но читатели ZN.UA первыми узнают о победе на выбранном пути возмещения материального ущерба.