Осенью Кабмин неожиданно для себя и для других нащупал золотую жилу пополнения бюджетных доходов на следующий год. «Залежи» оценены им в 1 млрд. 150 млн. Однако, чтобы изъять указанную сумму, необходимо разрешение Верховной Рады. Тогда и возник пакет из пяти в авральном порядке подготовленных правительственных законопроектов: изменения в декрет об акцизном сборе, изменения правил выдачи специального патента, изменения к законам о налогообложении прибыли предприятий и НДС, а также отдельный проект закона, предлагающий списание и реструктуризацию долга государства по НДС.
Согласно теории, изъять любые «залежи» всегда считалось делом трудным. Как правило, они кому-то уже принадлежат, следовательно, делиться с государством желает далеко не каждый. Поэтому получить разрешение у Рады оказалось сложно. Но наш теоретически хорошо подкованный Кабмин зашел совершенно с другой стороны. Он просит народных депутатов не просто расширить налоговую базу, а увеличить на 1 млрд. 150 млн. доходы бюджета на следующий год. При этом данное увеличение жестко увязывается с принятием основного финансового документа страны.
Для пущей уверенности министр финансов Игорь Митюков со свойственной только ему душещипательностью (еще задолго до непосредственного обсуждения пакета законов) даже рассказал народным избранникам, на какие цели пойдет миллиард. Чем поставил последних в неловкое положение и перед избирателями, и перед Президентом, который в силу своих обязанностей внимательно отслеживает бюджетные перипетии.
Хоть и со скрипом, но дело у Кабмина движется. Депутаты поначалу не то что обсуждать правительственный пакет законов не хотели — даже не включали его в повестку дня. Однако подключается гарант Конституции, придав документам совершенно иной статус. Законопроекты становятся неотложными, и депутаты вынуждены их обсуждать. Поэтому-то два — об изменениях в декрет об акцизном сборе и изменениях в закон о спецпатенте — даже приняты Верховной Радой 13 декабря. Хотя, как и предполагало «ЗН», полной победы одержать не удалось. Будут ли протащены все остальные законопроекты, особенно о патентовании и реструктуризации возврата НДС, — до сих пор не ясно.
Дело в том, что парламентарии сильно сомневаются во многих вещах, заложенных в правительственный пакет законов. Это и точность расчетов возможных в случае их принятия доходов казны. И целесообразность расширения налоговой базы предложенным правительством образом. К примеру, глава комитета ВР по финансам и банковской деятельности Валерий Алешин на вопрос автора статьи о реальности поступлений более одного миллиарда в бюджет от принятия пакета законопроектов только пожал плечами. И ответил: «Это виртуальные, ничем не подкрепленные цифры».
Согласно же логике правительства, 300 млн. гривен бюджет должен получить от изменений декрета об акцизном сборе, 150—200 млн. — от изменения закона о патентовании, еще 700 млн. — от новшеств в налогообложении прибыли и НДС.
Однако самый «злобный» законопроект, предусматривающий списание и реструктуризацию задолженности бюджета по НДС перед плательщиками, в расчет правительством почему-то не берется. Хотя по нему предлагается избавиться как минимум от 1,9 млрд. гривен казенных долгов. (Вся сумма задолженности бюджета по НДС на 1 декабря составляла 5,7 млрд. гривен.) Конечно, списание и реструктуризация — это не доходы, однако экономия бюджетных средств налицо.
Но не будем больше о цифрах, поговорим о существе — предлагаемом правительством расширении налоговой базы. Напомним, что оная имеет, как известно, свойство не только расширяться, но и неожиданно уменьшаться. Это тем более актуально, поскольку практически все пять правительственных законов направлены на ужесточение налоговых правил.
В частности, изменения в декрет об акцизном сборе делают невозможным уклонение от уплаты сбора нефтеперерабатывающих заводов. А ведь до сих пор последним с помощью судов удавалось счастливо избегать дополнительных трат. И вместо запланированных на 2001 год 500 млн. гривен поступило за 11 месяцев всего 200 млн. (Кстати, не потому ли Кабмин и «оценил» закон в дополнительные 300 млн.?) Но возникает вопрос, будут ли нефтетрейдеры завозить нефть, а НПЗ ее перерабатывать с учетом новых правил? А если да, то не обернется ли это повышением цен на топливо в преддверии посевной?
Аналогичный случай с изменениями в закон об НДС. Если их примет Рада, то налоговый вексель будет выдаваться не на всю сумму импортируемых товаров (как это происходит сейчас), а всего на 50% их стоимости. При этом вторую часть стоимости нужно будет уплатить деньгами и сразу. Ухудшаются ли этим условия импорта? Несомненно. Отреагируют ли на это импортеры? Вполне могут. Следовательно, грош цена и рассказам об ожидаемых дополнительных доходах в бюджет.
То же самое можно сказать об изменениях налогообложения прибыли. Предлагаемый правительством запрет начислять амортизацию на не задействованные в производстве основные фонды, сокращение сроков переноса убытков на будущие периоды (с пяти лет до трех) однозначно плохо повлияют на предприятия, имеющие длительный цикл производства или же сезонные убытки и прибыли. А уже принятые изменения к закону о патентовании, по существу, нивелируют одну из упрощенных схем налогообложения.
С трудом, но можно допустить, что депутаты закроют глаза на эту сторону медали и примут еще два законопроекта. Однако что касается списания и реструктуризации задолженности бюджета по НДС, то прохождение документа ожидается весьма бурным. Отчасти это осознал и министр финансов после встреч с фракциями Верховной Рады. А потому в последний момент озвучил несколько иную концепцию закона.
В частности, г-н Митюков сказал, что правительство может гарантировать автоматический, через Госказначейство, механизм возврата НДС крупным экспортерам, имеющим большой легальный оборот во внешнеэкономической деятельности, в обмен на списание возмещения по НДС всем остальным(?!). При этом списание «всем остальным» будет проходить на эквивалентной основе — мол, столько же, сколько минувшей весной списали долга тому или иному плательщику перед бюджетом. И второй митюковский постулат: тем, кто добровольно согласится реструктуризировать долг бюджета по НДС, тоже гарантируют его автоматический возврат с 1 января 2002 года. Таким образом, создается сразу несколько механизмов возмещения, что ставит субъекты хозяйствования в заведомо неравные условия. Вряд ли это придется по вкусу сессионному залу.
Возврат налога на добавленную стоимость одним предприятиям за счет невозврата другим — это далеко не лучший метод. «ЗН» давно подчеркивало: комплексное решение эндээсовской проблемы станет неким моментом истины для всей украинской экономики. Правительство слишком долго отрешенно созерцало ситуацию, чтобы сейчас что-то делать лишь бы делать. И оно не может не понимать, что половинчатые или несправедливые решения способны превратить разрекламированный Клондайк в пустышку. А ведь это хуже некуда — иметь бюджет, доходы которого вилами по воде писаны.