UA / RU
Поддержать ZN.ua

Интерконтинентбанк: пробой в системе

Быть маленьким не слишком хорошо. Когда лопнул банк «Украина» — то было событие. Формировалась сл...

Автор: Сергей Уманский

Быть маленьким не слишком хорошо. Когда лопнул банк «Украина» — то было событие. Формировалась следственная комиссия, проводились парламентские слушания, эксперты обсуждали вопросы минимизации ущерба для банковской системы. Надо отдать должное: выводы были сделаны, и с тех пор «системных аварий» на рынке не наблюдалось. Во время банковского кризиса революционного декабря Нацбанк сумел «подхватить» банковскую систему. Хотя и довольно близко от опасной черты…

Однако при довольно благополучной общей картине из поля зрения НБУ фактически выпали мелкие и средние банки. Точнее говоря, их отслеживают, но получить достоверную информацию об их состоянии крайне сложно. Как правило, клиенты узнают, что они «попали на деньги», в тот момент, когда что-либо предпринимать уже поздно. Так было при неурядицах с Премьербанком. Сейчас в этом списке появился новый персонаж — Интерконтинентбанк.

Национальный банк заявил, что изучает вопрос о введении временной администрации в Интерконтинентбанке, поскольку в нем начались задержки с выполнением обязательств по вкладам. Правда, тут же последовали заверения, что на стабильность банковской системы происходящее не повлияет.

ИКБ вообще может стать едва ли не эталоном рисков для вкладчиков. Проблемы у него начались еще в прошлом году, но долгое время не афишировались. Хотя уже в марте ему ограничили объемы привлечения средств физических лиц.

Ситуацию резко ухудшила неожиданная смерть одного из негласных совладельцев банка — народного депутата Плужникова. В результате банк «поплыл». За неполные пять месяцев в нем сменилось пять руководителей. Появилась информация о том, что сменились и главные акционеры (косвенно это подтверждалось изменением четырех из семи юридических лиц, владевших крупными пакетами акций).

То есть проблемы банка для специалистов были вполне очевидны. Однако вкладчиков продолжали потчевать благостной информацией о том, что ситуация под контролем. Более того, еще в этом году банк провел массированную рекламную кампанию. Причем рекламировалось, что деньги вкладчиков идут на строительные проекты с высокой доходностью. В результате привлечение средств происходило практически до последнего времени. Еще 27 июля было заявлено, что банк пересмотрел процентные ставки по депозитам физических лиц в пользу своих клиентов.

Новые проценты действительно были выше рыночных. Вот только перспективы их выплаты призрачны. Скорее, эти действия были направлены на создание у клиентов впечатления о достаточно благополучном положении в банке. Те, кто поверил (а это в первую очередь предприятия малого и среднего бизнеса), попали под удар. Самостоятельно отслеживать банковские риски они не в состоянии, а сигналы от НБУ явно запоздали.

В принципе, мелкие вкладчики смогут вернуть разве что проценты по вкладам — суммы до 1200 гривен, которые им, пусть и с неизбежными проволочками, вернет Фонд гарантирования вкладов. Почему не 5000? Да потому, что еще летом банк был переведен в «условные члены Фонда». За… неуплату взносов.

Еще хуже придется юридическим лицам. У них фактически «зависло» 132 млн. грн. (26 млн. долл.). Некоторым это угрожает разорением. Кстати, с расходованием денег, которые они принесли в банк, возникает много вопросов. Обнаружилось, что эффективность строительных проектов, под которые их занимали, мягко говоря, сильно преувеличена. Из 14 объектов, о которых говорили в прошлом году, реально в более-менее продвинутом состоянии находятся два. По остальным работы в лучшем случае в начальной стадии, а один объект Киевсовет вообще запретил строить. И это при том, что доля кредитов ИКБ, направленных на финансирование строительства, составила около 60% общего объема кредитного портфеля банка.

Фактически возникла ситуация, когда основную часть привлеченных средств вкладчиков банк сразу же выдавал дружественным себе строительным компаниям. Где они «благополучно» осваивались без видимого результата.

Сейчас ситуация такова, что в ближайшее время будет либо введена временная администрация, либо придет новый инвестор (возможно, третий за год). Конечно, стремление НБУ сохранить хотя бы те активы, что остались, похвально. Однако лучше бы он четко определился с программой возврата ресурсов вкладчикам.

Люди по-прежнему питаются слухами о судьбе банка. Так, недавно появилась информация о возможном его вхождении в создаваемый холдинг из трех-четырех небольших банков. Но эти разговоры никак, в смысле — положительно, не влияют на текущие выплаты, и вопрос о погашении долгов пока висит в воздухе.

На 7 октября назначено собрание акционеров банка. Какие решения на нем будут приняты, пока не ясно. Если акционеры примут решение о банкротстве банка, тогда абсолютно непонятно, кто и, главное, за счет чего будет возвращать деньги, которых к тому моменту может физически уже не быть. И любые действия любых надзирающих органов, в том числе и Нацбанка, окажутся бесполезными.

Зато, похоже, нашли виновников «торжества» — ими оказались СМИ. Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко заявил, что «никаких объективных причин для банковского кризиса нет. Невозвращение средств Интерконтинентбанком — это всего лишь один факт, который ни в коем случае не является свидетельством возникновения проблем в банковской системе… Я прошу журналистов не формировать в обществе негативные ожидания. Только психологический фактор может спровоцировать дестабилизацию: если люди начнут паниковать и завтра все побегут забирать свои вклады — тогда будет кризис».

Это правда. Однако если наши надзорные органы будут появляться на сцене только в финальной части, психологический фактор может сильно врезать. Небольшой банк снова продемонстрировал: в системе контроля зияют дыры. А именно в подобных банках держит свои средства значительная часть нашего малого и среднего бизнеса. Их, кажется, хотят сделать опорой для экономики страны. Но при таком уровне защищенности от рисков ждать этого придется долго. До следующего прорыва?

Сейчас появилась информация, что вкладчики создают инициативную группу с целью получения своих вкладов и привлекают юристов... Утопающие снова будут спасать себя сами. Кому-то явно так легче.