UA / RU
Поддержать ZN.ua

И волки сыты и овцы целы?

Отчаявшись вернуть свой задепонированный «кэш», вкладчики соглашаются решать кредитные проблемы банка. Если есть подходящее залоговое имущество.

Автор: Сергей Следзь

На сегодня вопрос досрочного расторжения депозита неактуален. Ведь не секрет, что уже стало проблематичным забрать свои кровные даже по окончании депозитного договора. То и дело вкладчики банков, наконец-то дождавшиеся истечения действия своего депозитного договора, утверждают, что банки отказываются выплачивать им деньги. В условиях, когда регулятор смотрит сквозь пальцы на их жалобы, это опасное явление приобретает все больший масштаб. Поэтому, чтобы унести ноги из банка, его маленькие кредиторы вынуждены проявлять изобретательность. А что делать — силы не равны. Ведь банки уже меньше беспокоятся о сохранении своего доброго имени (хотя это им наверняка аукнется в будущем, если, конечно, они останутся на рынке), регулятор молчит, а отечественный суд — плохой помощник, особенно при незначительной сумме вклада.

«Купи шото…»

Зеркальным отображением банковского депозита есть кредит. Соответственно проблем­ный кредит порождает сложности для банка и его вкладчиков. Лавинообразно накапливающиеся проблемы невозвращения кредитов уже сейчас привели к тому, что на балансе финансовых учреждений скапливается все больше невостребованного залогового имущества. Несомненно, в дальнейшем ситуация будет только усугубляться. Как банку рассчитаться с кредиторами и не почить в Бозе?

Расчет за депонированную валюту по курсу 5 грн., который пытаются практиковать банкиры, это по сути грабеж своего маленького, но массового инвестора. Однако все равно эти гривны необходимо где-то брать. Поэтому такой вариант не может быть компромиссным выходом из ситуации. Не будем рассматривать и вариант, когда отлежавший свое время гривневый депозит выплачивается мелкими частями на протяжении энного количества лет, что приведет к еще большему обесцениванию денег вкладчиков.

А вот вариант, когда за невозвращаемые депозитные деньги вкладчик приобретает у банка приглядевшийся ему залоговый конфискат, хотя и не идеален, но заслуживает внимания…

Сколько стоит конфискат?

Схема проста, внимательный читатель наверняка уже понял ее суть. Депозитные деньги, зависшие в банке, тратятся вкладчиком на приобретение, например, автомобиля, конфискованного банком у прогоревшего заемщика. Тоже самое справедливо для любого другого залогового имущества, доставшегося банку. Вопрос лишь в цене, подровнять которую можно, использовав доплату (со стороны обладателя депозита) или наоборот выплату (со стороны банка). Конечно, цена должна соответствовать реалиям сегодняшнего дня и той все более усложняемой ситуации, в которой оказались банк и его клиентура. Надо сказать, что цены, по которым в настоящее время банки пытаются реализовать конфискат собственникам депозитов, неинтересны. Поэтому без обоюдного стремления пойти навстречу тут не обойтись.

Базовая схема вполне усложняема. Причем от этого она может даже выиграть. К примеру, банки могли бы создать единый реестр конфиската. Это позволило бы разнообразить предложения для вкладчиков и, соответственно, увеличить количество разрешенных кредитно-депозитных «дефолтов». Правда, при этом банки должны будут подчинить свои персональные интересы интересам отечественной банковской системы.

Наверняка существуют и другие варианты выхода из ситуации, кажущейся тупиковой. Вкладчики, с которыми обсуждалась данная схема, находят ее для себя интересной. Захотят ли идти по этому пути банки или предпочтут и дальше «нагибать» доверчивую клиентуру, удерживая их деньги на текущих счетах? Вот в чем вопрос…