UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОЛОСТОЙ ВЫСТРЕЛ,

или Последний довод Кабмина Кабы из каждой контры посля одного удара наганом по сорок пудов хлеба выскакивало, я бы всею жизню тем и занимался, что ходил бы да ударял их!..

Автор: Наталия Яценко

или Последний довод Кабмина

Кабы из каждой контры посля одного удара наганом по сорок пудов хлеба выскакивало, я бы всею жизню тем и занимался, что ходил бы да ударял их!

М.Шолохов. Поднятая целина

Немногочисленные иномарки вперемешку со старенькими, потрепанными «Волгами», да еще «Нивы» и «Жигули», иногда с треснувшим передним стеклом или выглядывающим с заднего сиденья полосатым арбузом… Уже сам класс машин, плотным кольцом окруживших дворец «Украина» в минувшую среду, давал некоторое представление о контингенте собравшихся. Конечно, расширенное заседание Кабинета министров - это не концерт Монсеррат Кабалье. Публика - не сплошь элитно-лощеная, и вместо чудесных арий - убийственная по своим масштабам и безнадежности цифирь долгов бюджетных, зарплатных, пенсионных… Впрочем, элемент театрального действа все равно присутствовал. Как и элемент артиллерийской стрельбы по площадям. Благо, площади в отреставрированном дворце «Украина» - ого-го!

На расширенное заседание Кабинета министров Украины, помимо работников аппарата Кабмина, руководителей всех областных администраций, народных депутатов и прессы, были приглашены директора предприятий, имеющих наибольшую задолженность перед Пенсионным фондом и бюджетом. По инициативе самого ПФ, как сообщил его председатель Борис Зайчук, - порядка 1700. По инициативе Государственной налоговой администрации - еще 631. Согласно данным, растиражированным по всем каналам телевизионщиками, в Киев прибыло «около двух тысяч». Что ж, будем придерживаться такой версии и мы.

Как и следовало ожидать, выступление премьер-министра перед столь массовой аудиторией пестрело цифрами. Сначала (но очень короткое время) - совсем маленькими, зато положительными, такими, как 0,2 процента роста валового внутреннего продукта с начала года. Так хотелось подтвердить, что, «с одной стороны, все отчетливее проступают признаки стабилизации производства в большинстве отраслей народного хозяйства». Затем числа пошли огромные, но отрицательные. К примеру, недоимка по платежам в бюджет предприятий и организаций Украины к 1 июля с.г. выросла по сравнению с началом года более чем в 2,5 раза и к концу месяца достигла 7 млрд. грн. Скверно обстоят дела и с пополнением Пенсионного фонда. Хотя темпы роста недоимки ПФ и замедлились по сравнению с прошлым годом вдвое, однако задолженность очень и очень велика: на 1 августа - свыше 3 млрд. грн. В должниках ПФ ходят нынче более 25 тыс. предприятий и организаций страны, в должниках бюджета - 105,3 тыс.

Ну а коль в зале собраны две тысячи руководителей «особо отличившихся» - тут как бы самое время сильную руку продемонстрировать и твердость характера проявить. Короче: сначала директорам, которые морально подготовились к обычной выволочке по-партхозактивному, приказали не выходя из дворца погасить 30 процентов имеющейся за их предприятиями задолженности перед ПФ. А потом - надо понимать, чтоб замах не пропал, - еще и 5 процентов недоимки перед бюджетом. А также согласовать и подписать график погашения задолженности до конца года - с руководителями своей облгосадминистрации и областного управления ПФ.

Не подпишешь - из дворца не выпустят (выходы действительно охраняла милиция, а на ступеньках перед дворцом важно прогуливались чины с полковничьими погонами). А подпишешь… Как знать - может, собственный «приговор». С работы снимут, как пить дать.

Все смешалось в «Украине». Не чересчур ли круто? Да случалось и покруче. Помните, в кинофильме «Щорс» - Васыль Боженко, выкатив на сцену Киевского оперного пулемет «Максим», требует с буржуинов деньги. Нынче, к счастью, к «пулеметному» аргументу не прибегали. Во дворце работали буфеты - с пивом, коньяком, бутербродами с красной икрой (разумеется, не бесплатно). Премьер и некоторые министры раздавали прессе блиц-интервью. Директора приходили в себя и, покорясь судьбе, занимали места среди себе подобных в очереди к табличке с названием родимой области. Человек двадцать-тридцать томились в других очередях - за телефонными карточками и к телефонам-автоматам (что бы там ни говорили, а «мобилизирован» наш среднестатистический директор-неплательщик еще слабовато). Примерно через час после начала «вышибания» денег появилась первая жертва расширенного заседания Кабмина: какого-то бедолагу вынесли на носилках в одну из дежуривших у дворца машин «скорой помощи». Тепловой удар или сердчишко прихватило? Двухтысячный отряд не заметил потери бойца - «диалог власти и бизнеса» продолжался…

Денежный эффект первого дня акции уже известен - около 1 млн. грн. поступлений в Пенсионный фонд. Если разделить на количество присутствовавших директоров-неплательщиков, то получится примерно по 50 грн. «на нос»... Об эффекте политическом, да и вообще - о разумности происходящего, кажется, никто и не подумал.

Впрочем, а чего тут думать? Наш премьер выбивает из злодеев-директоров деньги для пенсионеров, выглядит защитником сирых и обиженных - какая отличная реклама для предвыборного плаката! Но премьерское ли это дело - работать за председателя Пенсионного фонда, весь его аппарат, а заодно и за заместителей председателей областных госадминистраций, «координирующих» вопросы поступлений в Пенсионный фонд? И пока Валерий Пустовойтенко «работает Борисом Зайчуком», кто работает в Украине премьером?

Выступавший на заседании Кабмина председатель НБУ Виктор Ющенко только наметил одну тему, о которой надо давно и открыто говорить вслух. «Я уверен, - заявил он, - что и Чернобыльскому, и Пенсионному фондам необходимы новые инструменты». В том смысле, что нельзя вечно эксплуатировать одни и те же изрядно попахивающие нафталином схемы - сколько денег собрали, столько и раздали; фонд должен деньги зарабатывать, приумножать. Ан нет, наши главные «пенсионщики» мечтают о другом - как бы найти таких плательщиков, которые будут вносить деньги в Пенсионный фонд авансом, путем вексельных расчетов. Следующим шагом, по-видимому, станет поиск таких замечательных пенсионеров, которые и денег не будут требовать, и Пенсионный фонд не забудут кормить…

Пока в выбивании бюджетно-пенсионных денег Украина шаг в шаг идет по российским следам. Но шаги получаются что-то чересчур неуклюжие. Если российские налоговики стремятся действовать наверняка, требовать долги в первую голову с тех, кто действительно в состоянии их погасить, скажем, с РАО «Газпром», то наши власть предержащие пользуются широкозахватным методом. На расширенное заседание Кабмина предусмотрительно не явились те, над кем сгущались свинцовые тучи увольнений и кто действительно задолжал значительные суммы в ПФ и бюджет. Тщетно вызывали на трибуну директоров ОАО «Титан» (Автономная Республика Крым), Запорожской АЭС, Алчевского металлургического комбината… Впрочем, не явиться, как оказалось, было и не самым плохим выбором - тем более что председательствовавший на заседании премьер был явно не склонен выслушивать какие-либо аргументы, даже самые разумные…

А среди явившихся я совсем нечаянно вычислила директора льнозавода - предприятия, задолжавшего в ПФ всего 161 тыс. грн. Расчувствовался директор: мол, во дворце «Украина» второй раз в жизни - впервые был еще Бог знает когда, на комсомольском съезде, хоть посмотрю, говорит, какой он после реконструкции. Но тогда ехал в Киев за командировочные, а сегодня на поездку деньги одолжил: у предприятия 123 тыс. долга по заработной плате, с конца февраля оно остановилось ввиду отсутствия сырья. В Украине не стало льна…

Даже если продать все движимое имущество - а это шесть тракторов и два автобуса, то и тогда, по подсчетам директора, с долгами перед бюджетом, Пенсионным фондом и за коммунальные платежи не рассчитаться. Это с такого и ему подобных должников наше правительство надеялось получить 30 процентов долга сию минуту, сейчас?

Похоже, что, собирая директорат в Киев на расширенное заседание Кабмина, никто и не подумал отделить фактических банкротов от платежеспособных хитрецов. А может, это делалось с дальним прицелом - на массовость, на обстрел по площадям, чтоб, не дай Бог, ненароком не зацепить настоящих хозяев экономики, задолжавших, конечно же, не по 161 тыс. грн. Иначе почему нельзя было вызвать 20-25 действительно злостных, действительно укрывающих налоги директоров и сразу же после заседания расторгнуть с ними контракты, возбудить уголовные дела, показав это действо широким народным массам по телевидению? И убедительно, и затраты на командировки минимальные. Да и меньший привкус горечи от состоявшегося «диалога между властью и бизнесом» при заблокированных с помощью милиции дверях.

Ну а если очень уж хочется «порки» - то можно было бы провести оную по регионам, охватив уже не две, а, скажем, четыре-пять тысяч предприятий-должников. Но прежде доскональнейшим образом разобраться по каждому. Чудес ведь в экономике не бывает, даже в украинской: начнут выплачивать долги ПФ - резко возрастут долги по зарплатам. Со всеми вытекающими последствиями.

Ах, госадминистрации недорабатывают? А почему в Николаеве, который на заседании Кабмина не раз приводился в качестве положительного примера, «дорабатывают»? Почему там пенсии хоть и с трудом, но платят практически без задержек, а в соседней, Херсонской, области, как явствовало из выступления премьера, удосужились их выплатить только за февраль? Это уже вопросы не пенсионной реформы, а административной, это признаки бессилия и нарастающего неблагополучия в исполнительной вертикали: всю весну и лето кадры руководителей администраций тасуются, как колода, а повышения дисциплины, качества руководства в исполнительной вертикали что-то не наблюдается.

Нужен пример? К сожалению, он у меня имеется, и не один. Если льнозавод ответственен за «недопоставку» Пенсионному фонду 161 тыс. грн., одно из крупнейших предприятий-должников, Черноморское морское пароходство, - 12 млн., то сами правительственные структуры ответственны миллионов эдак за 500, если не больше (это меньше месячной потребности ПФ в средствах, но все-таки…) Однако Валерий Павлович с подчиненных ему министров спрашивал как-то чересчур избирательно: под реальной угрозой увольнения оказался только первый замминистра промышленной политики Валерий Мазур, ведающий вопросами металлургического комплекса, а Минфин, к примеру, вышел из воды сухим…

Между тем еще 8 декабря прошлого года Кабинет министров принял постановление № 1375 о повышении с 1 марта с.г. максимальных пенсий по возрасту. Ни для кого не было секретом, что данная мера увеличит и без того не маленький дефицит средств Пенсионного фонда: до конца года - на 540 млн. грн. Поэтому Минфину предписывалось часть расходов, не свойственных ПФ, но по традиции финансируемых из него (в декабре они оценивались в 1,7 млрд. грн., то есть превышали тогдашнюю сумму задолженности перед пенсионерами), перенести на расходы госбюджета.

Результат известен: в госбюджет-98, который, как мы помним, был утвержден только в последних числах декабря, «пенсионные» изменения внести «не успели» и первомартовское повышение размеров выплат проводилось, по сути, за счет внутренних резервов ПФ. То есть, как ни крути, за счет увеличения сроков невыплат пенсий в отдельных регионах. Но в Пенсионном фонде по этому поводу шуму не поднимали, Минфин, упаси Бог, не критиковали, пресс-конференций не собирали. На нынешнем расширенном заседании Кабмина, увлекшись предприятиями-должниками, о такой «мелочи» и не вспомнили. Правда, по имеющейся информации, Минфин предписанное ему декабрьским постановлением выполнил при секвестре бюджетных расходов, который только что утвержден указом Президента.

Тем временем назрела еще одна проблема. По закону и по здравому смыслу, после введения в феврале нынешнего года единого фиксированного налога для предпринимателей «пенсионщикам» полагается от него энная сумма. Конкретно - 10 процентов. Деньги, как уж в Украине заведено, местные бюджеты перечислять не спешат. В какие миллионы это выльется, еще непонятно. Как говорится, не прочувствовали. Но пока Пенсионный фонд разрешает себя «обижать», данная порочная практика, безусловно, будет сохраняться - разве что премьер снова возьмет на себя на некоторое время заботы председателя ПФ и волевым решением заточит в каком-нибудь благоустроенном дворце несколько десятков руководителей местных администраций…

Нет, честное слово, идея с временным заточением не так уж плоха. Только надо бы для начала определиться, кого и с какой целью заточать. То ли разработчиков указов, после чьей многотрудной работы наше законодательное поле стало еще больше похоже на минное: никто не знает, что и когда рванет (даже в самом прозаическом смысле - какого числа и какого месяца), а если рванет - то в какую сторону и кого разнесет.

То ли надо подойти с другой стороны и посадить под замок всех теоретиков и практиков управления госсобственностью, включая председателей наблюдательных советов при тысячах украинских акционерных обществ. Пусть подумают вдали от ежедневной суеты, хорошо ли радеют за народное добро. Ведь упоминавшийся выше льнозавод, между прочим, - на 95 процентов предприятие государственное; 50 процентов его акций, причитающихся по нашему закону товаропроизводителям бесплатно, этим товаропроизводителям ни под каким видом не нужны. Государство же свою собственность бросило на произвол судьбы - и помогать предприятию не помогает, и банкротить не банкротит. Единственное - налоги не забывает требовать… Сколько таких заброшенных по Украине?

А может, под замок сам себя засадит весь состав правительства? Сугубо добровольно - до выработки мало-мальски удобоваримой, согласованной между отдельными своими звеньями, а главное - осуществимой концепции структурной реформы экономики. Вот это дело важное, нужное, а главное - правительственного уровня.

Р.S. В пятницу, на втором этапе расширенного заседания Кабмина, стало известно: акция по изыманию средств для бюджета и Пенсионного фонда успехом практически не увенчалась. Директора, особенно крупных предприятий, таких, как горнообогатительные комбинаты, шахты, не дрогнули и… задолженность погашать не поспешили. По состоянию на 22 часа 6 августа, в Пенсионный фонд от должников поступило 6,7 млн. грн. «живыми деньгами» и еще 55,7 млн. - продукцией. В сумме - одна пятидесятая часть недоимки. Руководители 521 предприятия подписали под нажимом правительства обязательства по погашению бюджетных долгов, однако 5-6 августа деньги поступили только от 219 из них. И общая сумма в масштабах страны почти символическая - 19,1 млн. грн., т.е. 87 тыс. на одного должника.

Итак, расчет на силовое давление себя не оправдал, и правительству, если оно хочет добиться какого-то реального результата, придется-таки избрать иную тональность диалога с промышленниками и предпринимателями. Это, кажется, уже осознал и Валерий Пустовойтенко: заключительная часть заседания прошла в подчеркнуто спокойном, примирительном ключе. Однако… должникам, которые не «осознают» и не поспешат расплатиться, были обещаны новые встречи. Ближайшая - на организационно-методическом сборе и штабных учениях Гражданской обороны. Как известно, системой ГО в масштабах страны руководит лично премьер, в областях - главы администраций, на предприятиях - директора. Поэтому не исключено, что разговор с должниками продолжится и несогласных платить будут выносить с места учений на носилках, но без предоставления противогаза и средств радиационной защиты…