UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХЕППИ-ЭНД

Вообще-то народный депутат — особь закаленная, но на многих из этих закаленных к обеду во вторник грустно было смотреть...

Автор: Наталия Яценко

Вообще-то народный депутат — особь закаленная, но на многих из этих закаленных к обеду во вторник грустно было смотреть. «Как это так — уходить на новогодние праздники при заблокированном парламенте? Нас не поймут…» — говорилось вслух и намеками, оппозиционерами и «большевиками».

То, что последняя попытка всеукраинского передела на поверку оказалась не столь уж умной, выяснилось сразу после массированного отъема комитетских постов в пользу пропрезидентского большинства. Скажем, в бюджетном комитете образовался некий «двуглавый» председатель Порошенко — Солошенко, который и провел одно из затянувшихся чуть ли не на всю ночь заседаний. В комитете по делам ветеранов и пенсионеров новые руководители так и не попытались вступить в свои права. Замков и табличек не меняли. Борцы за свободу СМИ не пожелали видеть своим руководителем кого-либо, кроме Николая Томенко. И этот перечень мелких на первый взгляд сбоев свидетельствовал: человеческий фактор и производственная необходимость явно не желают подчиняться политическому решению.

Ну а если вспомнить, что в подвешенном состоянии оказалось руководство Нацбанка (целую неделю Сергея Тигипко не решались представлять коллективу НБУ официально!), что над страной дамокловым мечом висят санкции FATF, что не принят бюджет и, само собой разумеется, налоговые законы… Нет, с таким наследием идти в Новый год категорически невозможно. И… все пошли другим путем. Да что там пошли — побежали! Понеслись! Полетели со скоростью звука!

…Здесь, по замыслу автора, требуется некое лирическое отступление — об особенностях течения времени в нашем Отечестве. Не знаю, как другие, но я 1 января 2003 года непременно вспомню, что когда-то, в далеком уже 1998-м, этот день виделся решающим в реформировании пенсионного обеспечения. С 1 января 2003 года в Украине должен был заработать Накопительный фонд в системе государственного пенсионного страхования. Однако… течение времени практически остановилось.

За последних пять-шесть лет свои пенсионные реформы провели Польша и Венгрия, Казахстан и Болгария, практически наново написала соответствующие законы Россия, а украинский воз, несмотря на массу обсуждений, всяческое содействие со стороны международных финансовых институтов, так и не доскрипел до принятия хотя бы одного пенсионного закона. Из двух. Много воды утекло. Словно в калейдоскопе, менялись вице-премьеры — идеологи пенсионной реформы: Николай Петрович (тот, что нынче послом в Москве), Сергей Леонидович (тот, что нынче в Нацбанке), Иван Федорович, Владимир Петрович, теперь вот Дмитрий Владимирович. Пришел новый состав парламента, обновилось руководство Министерства труда — и все-таки, и все-таки реформа — в чернильнице. Говоря о внедрении обязательной накопительной системы, эксперты очень осторожно и как бы нехотя называют 1 января. Но теперь уже то ли 2006-го, то ли
2007-го…

Мне меньше всего хотелось бы создавать мнение о социальщиках как о каких-то неумехах. Потому что приватизацию «Укртелекома» всерьез планировали на 2000-й, лет пять перманентно говорим о принятии Налогового кодекса, с 1997-го полным ходом ликвидируем льготы и привилегии, вводя взамен их адресную помощь, с середины 90-х оптимизируем бюджетную сферу... На этом фоне случившийся на неделе законодательный прорыв — лишь приятное исключение, подтверждающее правило: движение вперед легко подменяется иллюзией движения.

С бюджетом-03 — после всего происшедшего с сентября! — получилось действительно красиво. Во вторник — налоговые законы, в среду — повторное второе чтение, в четверг — третье, триумфально завершившееся всего за 57 минут… Да, такого и парламентские старожилы не упомнят (мы уж не говорим о том, что Бюджетный кодекс однозначно не разрешает)…

350 и более голосов за бюджетный закон (по сравнению с пятью-шестью всего месяц назад) действительно способны поразить воображение. Хотя… того, что голосование будет сугубо политическим, никто особо и не скрывал. Вы можете себе представить реакцию фракции «Регионы Украины» на откровенный отъем на этапе третьего чтения 43 млн. грн. из финансирования регрессных исков? Гневные заявления, протесты, голосование против? Да ничего подобного! «Донецкие» вместе со всеми дружно жали на кнопки «за». В поддержку бюджета не высказались разве что коммунисты. Да социал-демократов, как заметили наблюдательные журналисты, голосовало почему-то намного меньше обычного…

Комплименты по поводу бюджетной виктории лились рекой. Но это может быть объяснено несколькими причинами. Одна, но не основная — ни депутаты, ни правительство в полном составе физически не могли успеть ознакомиться с тем, за что, собственно, голосовали. Измученный ночными бюджетными бдениями первый вице-премьер Азаров несколько раз подчеркивал, что при окончательной подготовке текста закона возможны редакционные правки. Поэтому, надо думать, нельзя исключать сюрпризов.

Но уже сейчас очевидно, что в целом бюджет получился сбалансированней, чем абсолютно нереальный, из-за которого страна мучилась в уходящем 2002-м. Без особых приватизационных экспериментов (доходы от приватизации, как и положено, разместились в разделе «Финансирование», и объем их только немногим превышает 2 млрд. грн.). Со значительно более низким уровнем фанатизма по поводу ресурсов для дорожного строительства — часть акциза на нефтепродукты все-таки попадет в общий фонд бюджета, а следовательно, на отличные от дорожностроительных цели. С рекордным объемом местных бюджетов — на этапе повторного второго чтения их доходы увеличились на 1,6 млрд. грн. Не один и не два депутата публично благодарили за сие благодеяние председателя бюджетного комитета. Очень трогательно получалось…

На самом деле не столько бюджетный комитет, сколько всю Раду надо будет поблагодарить, если наши города и села в конце концов получат эти дополнительные сотни миллионов. Потому что главный «изюм» бюджетного закона на 2003 год (и главное отличие от двух предыдущих, на 2001 и 2002-й) — в наконец-то принятых налоговых законах.

Всеобъемлющими их назвать сложно — самые кардинальные изменения случились разве что с законом о налоге на прибыль. Другим документам повезло меньше: вдвое повышены ставки акциза на смесевые бензины, улучшение же администрирования НДС отложено до лучших времен. Но все-таки по горячим следам принятия, в среду, замгоссекретаря Минфина Василий Регурецкий говорил, что дополнительный ресурс оценивается более чем в 2,1 млрд. грн. Правда, в четверг, выступая перед депутатами, первый вице-премьер Николай Азаров называл несколько более весомую цифру — свыше 3 млрд. Что могло означать только единственное: на усиление налогового пресса в правительстве рассчитывают все больше и больше.

Можно, конечно, назвать этот процесс и по-иному — к примеру, расширением налоговой базы. Но, думаю, субъекты свободных экономических зон с этим вряд ли согласятся. И последнее решение Верховной Рады об отмене льготы по НДС при ввозе в Украину ряда наименований продукции (так называемых товарных групп 1—24) попытаются оспорить в суде. Если же в стране начнется очередная «бизониада» (по аналогии с судами по поводу отмены льгот для СП), то бюджет получит не желанный миллиард, а в лучшем случае сотню миллионов гривен. Тот, кто считает это журналистскими «страшилками», может поинтересоваться мнениями в Минфине или финансовом комитете парламента…

С налогом на прибыль все вроде бы понятнее и определеннее. Если вкратце, то между ветвями власти наконец достигнут компромисс относительно возможности перенесения убытков прошлых лет на будущие налоговые периоды. Вводится трехлетний период погашения для старых убытков (возникших до введения в действие закона. — Н.Я.), которые не будут учитываться при возникновении новых. Президентское пожелание не оголять бюджет, вводя поквартальное авансирование прибыли вместо ежемесячного, учтено депутатами только частично: поквартальная схема сохраняется, но при этом введены еще два авансовых платежа — за январь и 11 месяцев года. Ну а с 2004-го ставка налога на прибыль все-таки снизятся на 5%, на этом Верховная Рада настаивает.

Мирно и даже не без приятности завершается старый год в Национальном банке. На первой своей пресс-конференции в четверг новый председатель НБУ Сергей Тигипко источал дружелюбие, раздавал похвалы (своему предшественнику, главе совета НБУ, руководителям областных управлений банка и т.д.), говорил об открытости главного финансового института и неприемлемости каких-либо резких, непродуманных действий в кредитно-денежной политике и конфронтации с правительством. Словом, Институтская не желает быть источником напряженности и протягивает всем руку дружбы.

На столь оптимистичной ноте и распрощаемся. До января!