UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гривня укрепляется, но стоит ли радоваться?

Наибольшие потери от ревальвации национальной валюты понесли производители и экспортеры.

Автор: Игорь Гужва

Многие скучали по доллару за 8 грн, но к ревальвации гривни страна оказалась не готова. Да, укрепление гривни на 16,9% стало очень чувствительным для экономики и социума.

Наибольшие потери понесли производители и экспортеры, ведь ревальвация гривни пришлась как раз на пиковый сезон экспорта. Такой акт со стороны власти обусловил значительные потери. Если финансовые планы предприятий формировались, исходя из курса 28 грн за доллар США, то закрывать финансовый год производители и экспортеры вынуждены с курсом 23 грн/долл.

Действующая власть очень рада и красноречиво отчитывается о рекордных урожаях зерновых в 2019 г., составивших 74,3 млн т, хотя, как известно, это произошло исключительно благодаря усилиям бизнеса и хорошим погодным условиям. При этом о недополученных миллиардах гривен почему-то умалчивается.

Впрочем, приключения экспортеров на этом только начинаются. Осознанное и целенаправленное укрепление гривни без экономического основания создает эффект сжатой пружины, которая вот-вот выстрелит. И, скорее всего, произойдет это именно в тот момент, когда украинские аграрии - лидеры экспорта будут вынуждены закупать сельскохозяйственную технику, удобрения, семена, горючее и другие материалы на внешних рынках, чтобы провести посевные работы.

Соответственно, воспроизвести в этом году достижения 2019-го на нынешнем этапе представляется маловероятным, - украинским производителям банально не хватит недополученных ресурсов. То есть манипуляция с курсом минимум дважды ударит по агропроизводителям и негативно скажется на общей экономической ситуации.

От искусственного укрепления гривни госбюджет во второй половине 2019 г. тоже недополучил около 40 млрд грн, в частности из-за сокращения базы налогообложения. Это частично стало причиной урезания бюджетных расходов.

Подавляющее большинство населения также ощутило на себе укрепление гривни. Особенно чувствительным это стало для тех, у кого поступления привязаны к иностранной валюте. Кроме того, все менее привлекательным для трудовых мигрантов становится перевод денег в Украину. По данным НБУ, в январе-ноябре 2019-го эти переводы достигли 11,7 млрд долл., что на 12,5% больше, чем в январе-ноябре 2018 г., в валютном эквиваленте, но на 4,4% меньше - в гривневом. В таких условиях формируется новый тренд, когда становится более выгодным переводить не деньги, а продукты и вещи натурой. Тем более что в соседней Польше на многие товары цены уже ниже, чем в Украине.

Фактически выигрывают в такой ситуации только импортеры, ведь стоимость импорта уменьшается, а цены растут. Соответственно, рентабельность увеличивается на ровном месте. По данным Госстата, цены на потребительские товары в январе-ноябре 2019 г. выросли на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. При этом НБУ зафиксировал, что на протяжении тех же 11 месяцев 2019 г. импорт товаров увеличился на 3,6 млрд долл., таким образом продолжилось вытеснение отечественного производителя с внутреннего рынка.

Действующая власть, как и предыдущая, на это закрывает глаза, мол, мы не занимаемся импортом, а только экспортом. Отсюда вопрос: кто тогда в Украине занимается импортом? Иностранные бизнес-ассоциации? Грантодатели и грантоеды?

Говоря об экспорте, следует отметить, что он растет значительно медленнее по сравнению с импортом, за аналогичный период - всего на 2,7 млрд долл. Вместе с тем в структуре экспорта сырье и полуфабрикаты достигают 2/3 отечественных товарных поставок на внешние рынки. Так, в январе-ноябре 2019-го 21,4% товарного экспорта Украины составили черные металлы и изделия из них, 18,0 - зерновые культуры, 10,1% - минеральные ресурсы (железные руды).

Как известно, доля экспорта в ВВП Украины стабильно превышает 50%, соответственно, его сырьевая структура представляет серьезную угрозу экономической безопасности государства. При таком уровне открытости экономика Украины весьма чувствительна, во-первых, к колебаниям мировых цен на сырье и полуфабрикаты (внешний фактор). Амплитуда этих колебаний зашкаливает: по оценкам ЮНКТАД, во время кризиса международной торговли в 2015 г. цены на сырье обвалились в среднем на 36,2%, тогда как на готовые товары - на 9,5. Во-вторых, к укреплению курса гривни (внутренний фактор), что повышает стоимость украинского экспорта на мировых сырьевых рынках, где конкуренция обычно идет за каждый цент в стоимости продукции.

В противоположность тому, что происходит с валютным курсом в Украине, мировой опыт свидетельствует, что курс национальной денежной единицы может быть эффективным инструментом регулирования экономики.

Например, Китай и Турция сознательно занижают стоимость своих национальных валют, чтобы формировать благоприятные предпосылки для наращивания экспорта. Показателен также негативный опыт Японии конца 80-х годов прошлого века, когда США заставили японскую власть искусственно укрепить иену, что вызвало продолжительную стагнацию экономики страны.

Говоря о государственной политике действующей власти, замечу, что Программой деятельности КМУ среди других ключевых показателей предусмотрено удвоение экспорта. Такая же задача закреплена и в стратегическом плане Минэкономики. Следует напомнить, что предыдущей программой деятельности правительства также предполагалось удвоить экспорт к 2019 г. Впрочем, достичь этого показателя так и не удалось, - экспорт в 2019 г. вряд ли превысит соответствующие показатели за 2015-й более чем на 25%. Вместе с тем импорт будет по меньшей мере на 40% выше, чем пять лет назад.

Вместе с тем стратегический план Минэкономики предусматривает следующие плановые показатели развития торговли и производства:

- темпы прироста физических объемов экспорта товаров и услуг в среднем на 5% ежегодно;

- уменьшение уровня ввозных пошлин на 10% для топ-100 товарных линий на топ-20 рынках;

- увеличение доли высоко- и среднетехнологического производства с 3,5 до 9,3%;

- прирост производства продукции машиностроения на 7–10% ежегодно;

- сокращение степени износа основных средств с 60,6% в 2018-м до 38% в 2024 г.;

- рост доли товаров, произведенных с использованием технологий высокого и средневысокого уровня, в структуре экспорта товаров с 17% в 2018 г. до 27% в 2024-м;

- увеличение числа проведенных торговых расследований для защиты украинских производителей на внутреннем рынке с пяти в 2018 г. до шести в 2024 г.

Однако средства достижения остаются довольно сомнительными с точки зрения удвоения экспорта и наращивания производства. Ведь стратегический план по сути отображает обычный функционал министерства. А ключевые показатели хотя и выглядят весьма привлекательными, но не имеют никаких экономических обоснований, кроме как справочник "потолок".

Финансовая составляющая стратегического плана Минэкономики также вызывает большие сомнения в достижении революционных показателей, поскольку отображает текущую бюджетную декларацию этого ведомства на соответствующие годы. То есть стратегический план Минэкономики не имеет взаимосвязи между ожидаемыми результатами, мерами и финансовым обеспечением.

Говоря о нынешнем внешнеэкономическом блоке правительства, следует отметить, что из-за очевидной зависимости должностных лиц от внешнего управления и спонсоров так называемых проектов технической помощи не следует ожидать мероприятий в интересах отечественного товаропроизводителя.

Также понятно, что экспортер тоже нескоро получит реальную поддержку, хотя для этого есть абсолютно все возможности. Например, действующий закон о создании экспортно-кредитного агентства, принятый еще в 2017-м, которым прямо предусмотрен запуск этого учреждения на протяжении шести месяцев с момента вступления закона в силу. Есть бюджет, и даже создано юридическое учреждение. Впрочем, для полноценного запуска до сих пор банально не хватает политической воли на среднем уровне государственного менеджмента. Аналогичная ситуация с торговыми представительствами, - есть все, кроме политической воли чиновников. И таких примеров, к величайшему сожалению, немало.

То есть, если в государственном менеджменте в ближайшее время ничего не изменится, отечественному производителю и экспортеру придется подождать практической поддержки со стороны власти.

Учитывая наличие так называемого монобольшинства в парламенте, на сегодняшний день существуют абсолютно все возможности внести необходимые коррективы в соответствующие государственные политики. В частности, дополнить предусмотренные правительством мероприятия (в некоторых случаях - заменить) механизмами развития производственно-экспортного потенциала страны. Среди таких мероприятий вижу целесообразным:

1. Скоординировать меры НБУ по внедрению эффективной курсовой политики и учетной ставки в интересах отечественного производителя и экспортера.

2. В эпоху роста глобального протекционизма правительство должно искать возможности более мобильной и эффективной защиты интересов отечественных производителей на внутреннем рынке, в частности, предусматривать возможность введения предварительных защитных мер.

3. Перенести срок запуска ЭКА с декабря 2020-го на январь 2020 г., расширив потенциал этого учреждения по примеру Румынии - дополнив функциями банка развития. То есть поддержка экспортера должна начинаться на этапе поддержки производства через гарантирование, страхование и удешевление кредитных ресурсов. Прежде чем стимулировать экспорт чего-то высокотехнологичного, мы должны обеспечить условия, чтобы это что-то начало в Украине производиться или стало производиться в значительно больших масштабах.

4. Ввести налоговые, таможенные и финансовые стимулы для индустриальных парков. В министерской программе индустриальные парки упоминаются. Впрочем, внедрение этих стимулов требует особого внимания. Чтобы этот инструмент заработал, условия в индустриальных парках Украины должны быть лучше, чем в соседних странах, в частности, в Польше и Турции.

5. Пересмотреть таможенно-тарифную политику в интересах отечественных производителей - минимизировать ввозные пошлины на импорт сырья и комплектующих и увеличить пошлины на импорт готовой продукции и экспорт сырья. Особого внимания это требует в связи с намерениями правительства сократить ввозные пошлины в других странах. Без аналогичных мер с нашей стороны это миф.

6. Пересмотреть системы публичных закупок, государственного заказа и государственных целевых программ для формирования спроса и внедрения стимулов для отечественного производителя с целью удовлетворения собственных потребностей, в частности, в сфере машиностроения, обновления основных фондов и т.п., в формате импортозамещения с дальнейшим обеспечением экспортного потенциала.

7. Запустить сеть торговых представительств за границей для обеспечения профессионального продвижения торгово-производственных интересов Украины за границей 247.

8. Пересмотреть условия взаимодействия с МВФ - снять ограничения, блокирующие промышленное и экономическое развитие Украины, и установить обязательность консультаций правительства с Верховной Радой по меморандумам.

Только таким образом можно обеспечить качественное изменение структуры производства и экспорта и выйти на устойчивую положительную динамику экономического развития, а также предоставить возможности для приближения к задекларированным в правительственной программе показателям, в частности по привлечению 50 млрд долл. инвестиций, созданию миллиона рабочих мест и обеспечению 8-процентного роста ВВП ежегодно.