Хотя новые правила налогообложения операций с ценными бумагами работают в Украине уже целый квартал, делать однозначные выводы об их эффективности преждевременно. Рынок еще не "переварил" полностью фискальные новации. Как, впрочем, и государство.
Пока главная интрига - сколько дополнительно "ценнобумажных" доходов получил госбюджет благодаря введению акцизов при продаже ЦБ (1,5% от суммы внебиржевых сделок и 0,1% - если бумаги находятся в листинге бирж). Ну и, конечно, удалось ли в принципе государству таким образом хоть немного перекрыть схемы уклонения от налогообложения, прежде всего, в "сером" внебиржевом сегменте, который до сих пор позволял многим финансовым "иллюзионистам" показывать иллюзорные убытки на сотни миллиардов.
В Министерстве доходов и сборов констатировали, что госказна получила дополнительные поступления от налоговых новшеств на рынке ЦБ, но конкретные суммы фискалы пообещали назвать только в мае, после консолидации отчетности налогоплательщиков. Очевидно, что суммы не будут, как минимум, впечатляющими, ведь многие участники рынка лишь присматриваются, как "раскачивается" новая система, и не особо активно торгуют.
При этом некоторые важные изменения на рынке все же можно увидеть уже сейчас. Речь идет, прежде всего, об увеличении его биржевой, то есть более прозрачной, составляющей. Так, если в прошлом году в январе объем биржевых торгов составил 13,952 млрд грн, в феврале - 14,561 млрд, в марте -
15,711 млрд, то по итогам аналогичных периодов текущего года данные показатели были на уровне 24,072 млрд (+72,5%), 24,721 млрд (+69,77%) и 32,785 млрд грн (+108,7%) соответственно. "Все больше операций переходит из внебиржевого сегмента в биржевой", - констатировал в комментариях ZN.UA глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Дмитрий Тевелев.
Понятно, что такие процессы обусловлены, в первую очередь, стремлением участников рынка сэкономить на налоговых платежах, которые нужно осуществлять по операциям вне бирж.
Интересно, что восходящая динамика биржевых торгов обеспечена, прежде всего, ростом объемов операций с ОВГЗ. Если в январе-марте 2012-го они составляли
22,61 млрд грн (51,13%), то за этот же период 2013 года - 58,87 млрд (72,16%). Привлекательность госбумаг для инвесторов обусловлена тем, что по сделкам с ОВГЗ платить акциз не нужно.
Как рассказывают фондовики, многие участники рынка пока воздерживаются от торгов в том числе из-за отсутствия положения об определении биржевого курса для "акцизного" налогообложения. "Возникает риск, что операции, проведенные на фондовых биржах до момента принятия этого положения, могут попасть под налогообложение. Самые осторожные говорят, что пока торговать негосударственными ЦБ не будут или будут торговать только листинговыми бумагами и, в худшем случаи, уплатят налог по ставке 0,1%", - констатирует член совета ассоциации "Украинские фондовые торговцы" Андрей Некрылов.
В НКЦБФР уверяют, что заветное положение уже "созревает". По словам Д.Тевелева, проект документа уже прошел согласование в Минфине и Миндоходов, сейчас готовится для передачи на регистрацию в Минюст. "При этом я бы не сказал, что в вопросе биржевого курса существует неопределенность. На сегодняшний день есть правила биржевых торгов, в которых содержатся определенные статьи, определяющие порядок расчета биржевого курса. Мы рекомендовали участникам рынка ориентироваться на этот документ. Говорить, что он идеален, наверное, нельзя. Но это механизм, который может использоваться для целей определения результатов для налогообложения. Мы согласовали это с Минфином", - отмечает руководитель НКЦБФР.
Биржевой курс - не единственный вопрос, требующий внимания государства. Все более актуальным становится создание предохранителей против "засорения" бирж некачественными бумагами, которые под давлением акцизов бегут с внебиржевого рынка.
По словам члена НКЦБФР Анатолия Амелина, в данном вопросе дополнительные возможности для комиссии предоставляет получение права вместе с Министерством доходов и сборов определять критерии фиктивности эмитентов ценных бумаг, оценивать эмитентов на соответствие данным критериям, останавливать обращение таких ЦБ и обращаться с исками в суд с требованием о ликвидации таких компаний.
"Разработанное нами положение об определениях критериев фиктивности эмитентов ценных бумаг находится сейчас на согласовании в Министерстве юстиции. После госрегистрации документа мы сможем использовать его нормы для борьбы с "мусором". Но уже сегодня можно сказать, что под санкции может попасть около 2 тыс. эмитентов, немалая часть которых подпадает под определение фиктивных", - констатирует представитель НКЦБФР.
Пока не совсем ясной остается ситуация с векселями. На операции с этими ценными бумагами внедрение акцизов повлияло едва ли не наиболее ощутимо, поскольку они не могут торговаться на биржах, соответственно, "обречены" на дополнительное налогообложение. В данном вопросе представителям госорганов и представителям рынка еще нужно выработать взаимоприемлемые алгоритмы, которые, с одной стороны, позволят добросовестным налогоплательщикам использовать векселя как действительно удобный платежный инструмент. С другой стороны, нужно найти предохранители против использования этих ЦБ в схемных операциях, ведь манипуляции с векселями (по признанию, кстати, самих участников фондового рынка) были одним из самых популярных способов для уклонения от налогообложения до внедрения новых фискальных правил.
Кроме того, текущее уменьшение внебиржевых торгов, наверное, следует рассматривать не только через налоговую, но и через макроэкономическую призму. А здесь не помешает вспомнить и об отсутствии четких сигналов от МВФ о продолжении сотрудничества с Украиной, и о дальнейшем охлаждении экономики (хотя спад промпроизводства и замедлился). То есть поводов у инвесторов излучать чрезмерный оптимизм, мягко говоря, слишком мало, а желающих рисковать в условиях тотальной неопределенности может быть не так много, как хотелось бы тем же торговцам ЦБ.
Кроме того, фондовый рынок Украины - материя вообще очень тонкая, чтобы не сказать специфическая. В то время как международные индексы могут бить рекорды роста, наш может демонстрировать ощутимую отрицательную динамику (как сейчас). Причем показательно, что номинальным драйвером падения может быть форс-мажор явно не общеэкономического масштаба (как в случае с пожаром на Углегорской ТЭС). Это только свидетельствует о том, что как минимум отечественный фондовый рынок находится в зародышевом состоянии (если абстрагироваться от более чем развитой "оптимизаторской" составляющей). Но это проблемы системные. И лишь налоговыми инструментами их невозможно решить - ни слишком жестким закручиваем гаек, ни масштабной либерализацией.
При этом некоторые участники рынка продолжают выражать недовольство введением акцизов, указывая в том числе на риск снижения привлекательности рынка для иностранных инвесторов из-за роста трансакционных издержек и т.д. Однако мало кто верит, что в ближайшей перспективе удастся добиться, по крайней мере, снижения акцизных ставок (не говоря уже об их отмене).
"Слишком много копий вокруг этого вопроса было сломано. Это, скорее всего, уже пройденный этап. Тем более номинально государство пошло на компромисс с рынком, снизив ставку налога на прибыль по операциям с ценными бумагами до 10%", - отметил в комментариях ZN.UA руководитель одной из ведущих отечественных инвестиционных компаний.
Но акцизные сборы - не альфа и омега в системе налогообложения операций с ценными бумагами. Еще одним вызовом для "определенной" части рынка является узаконивание отчетности и учета операций с ЦБ по международным стандартам (в т.ч. учета расходов в момент продажи финансового инструмента, определения финансового результата отдельно по группам инструментов). "Эта новация снижает возможность минимизации налоговой базы за счет завышения расходов", -констатирует А.Амелин.
По словам же Д.Тевелева, главным для фондового рынка является то, что, несмотря на прогнозы, катастрофы после изменения налогового законодательства не произошло.
"То, что закон не дает многие ответы на многие вопросы, - это да. Но любое законодательство требует доработки. Мы думаем, что еще поработаем здесь с Министерством доходов и сборов и доведем нормативную базу до некоторого совершенства", - резюмирует глава НКЦБФР.
Ну что же, обещаний и деклараций о намерениях от высокопоставленных госчиновников, в том числе и в отношении фондового рынка (развивать, улучшать, стимулировать), уже приходилось слышать очень много. И, в принципе, уже давно определен не только перечень направлений работы, но и достаточно широкий набор инструментов и даже конкретных законопроектов - в рамках многочисленных концепций, стратегий, программ, в числе которых и президентская программа развития экономики, за выполнением которой вроде бы следит сам гарант. Вот только реально на этом поприще - превращения фондового рынка в реальное подспорье для привлечения в экономику ресурсов - делается еще слишком мало. Или просто об этом обществу пока неизвестно?