Помнится, вскоре после обретения Украиной независимости одним из самых популярных способов суботне-воскресного времяпровождения киевлян и гостей столицы были походы на многолюдный рынок, расположившийся вокруг чаши Республиканского стадиона. Именно на таких больших и не очень барахолках жителям крупных и не очень городов приходилось свыкаться с новыми реалиями только-только начинавших формироваться рыночных отношений.
В те времена «братки»-рэкетиры нередко практиковали на Республиканском веселенький «фокус». Неожиданно брошенным под ноги взрывпакетом, громкими криками, эффектной потасовкой или каким-то еще незатейливым способом они провоцировали испуг и последующую панику в толпе. Пользуясь неразберихой, ловкачи умыкали с прилавков приглянувшиеся вещички, а заодно — и пару-тройку кошельков из карманов шокированных граждан...
За прошедшие с тех пор полтора десятка лет рыночные отношения в нашей стране развились хоть и не полноценно, но очень серьезно. Барахолки все активнее вытесняются из нашей жизни мега- и гипермаркетами, на смену бартеру пришли платежные карты, и даже рэкетиры эволюционировали, переквалифицировавшись в рейдеров и освоив куда более изощренные методы отбора чужой собственности. Но паника как была во все времена, так и осталась одним из худших помощников в деле защиты своих кровных.
Хроника и факты
Итак, с понедельника, 13 октября, Национальный банк Украины в экстренном порядке ввел временные административные меры, направленные на стабилизацию финансовой системы. Перечень этих мер был утвержден постановлением №319 «О дополнительных мерах относительно деятельности банков», принятым НБУ в субботу, 11 октября, после дополнительных консультаций с представителями крупнейших банков и состоявшегося накануне совещания у главы государства.
Постановление содержит, в частности, запрет на досрочное изъятие депозитов, а также запрет на отклонения между курсом покупки и продажи наличной иностранной валюты более чем на 5%. Этим же решением НБУ обязал банки ограничить активные операции объемами, достигнутыми каждым из них на 13 октября.
Одновременно банковский регулятор подтвердил свое намерение и впредь поддерживать ликвидность банковского сектора путем рефинансирования. «Обращения банков за кредитами рефинансирования мы будем обязательно удовлетворять… Возможности у нас есть», — заявил глава НБУ Владимир Стельмах на специальном брифинге в понедельник. Брифингу предшествовало внеочередное заседание Совета национальной безопасности и обороны, одним из ключевых пунктов которого был вопрос об «усилении финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины».
Экстренные шаги, к которым пришлось прибегнуть Нацбанку, во многом повторяют антикризисные меры, введенные им в конце ноября 2004 года (постановление №576 от 30.11.2004 г.). Напомним, что политические катаклизмы в период оранжевой революции и неосторожные заявления политиков спровоцировали мгновенный рост недоверия к банковской системе, фактически поставив ее перед угрозой развала. Отток вкладов населения принял тогда лавинообразный характер. «За последнюю декаду месяца (ноября) только с платежных карточек население сняло 4,8 млрд. грн., или 5,6% денег, имевшихся в банках. Со срочных депозитов за два последних дня ноября отток составил 1,35 млрд. грн. (3,8% от общей суммы срочных депозитов физических лиц)», — вспоминает руководивший тогда Нацбанком Арсений Яценюк в книге «Банковская тайна времен оранжевой революции».
Четыре года назад совместными усилиями банкиров и их регулятора полномасштабный банковский кризис и крах финансовой системы удалось предотвратить достаточно быстро (всего за две недели) и безболезненно. Иначе мы бы жили сейчас в совсем другой стране…
Зачеты
Нынешняя ситуация и проще, и сложнее. Проще — потому что за плечами отечественных банкиров уже имеется успешный опыт преодоления кризисных явлений. Да и сам банковский сектор за прошедшие четыре года значительно вырос и окреп. С конца 2004-го он сумел более чем в пять раз нарастить чистые активы (со 134 до 757 млрд.), собственный капитал (с 18 млрд. до 94 млрд. грн.), объемы кредитных вложений (с 97 до 616 млрд.).
В результате украинская банковская система, которая еще несколько лет назад была вынуждена мириться с уничижительными сравнениями с размерами всего одного не самого крупного банка из соседней Польши, уверенно закрепилась в пятерке лидеров во всей Центральной и Восточной Европе.
При этом у банков значительно улучшились не только валовые, но и качественные показатели. К примеру, доля проблемных (просроченных и сомнительных) кредитов в общем объеме выданных ссуд снизилась ровно в два раза (с 3,2 до 1,6%).
Благодаря ощутимому повышению рентабельности банковского капитала (с 8,4 до 11,4%) и активов (с 1,1 до 1,4%) значительно улучшились финансовые результаты. Если за девять месяцев 2004 года прибыль банковской системы составила 1,1 млрд. грн., то аналогичный показатель нынешнего года выше более чем в семь раз — 8 млрд. грн.
Стремление к публичности и прозрачности сделало банковские учреждения одними из наиболее добросовестных налогоплательщиков, признают в Государственной налоговой администрации, которая еще пару лет назад предъявляла банкирам серьезные претензии по этому поводу. По подсчетам ГНАУ, если в среднем по Украине налоговая отдача (отношение уплаченного налога на прибыль к валовым доходам) субъектов хозяйствования составляет 1,5%, то у банков — около 6%.
Согласно данным налоговиков по состоянию на 1 сентября 2008 года, банковская система перечислила в бюджеты всех уровней 3,9 млрд. грн., в том числе отчисления по налогу на прибыль составили 2,3 млрд. Это — в 1,8 раза больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Мы намеренно акцентируем внимание на всех этих положительных моментах, чтобы на фоне всеобщего негатива, созданного во многом искусственно, напомнить, что на самом деле отечественная банковская система — это один из наиболее динамично развивающихся секторов отечественной экономики. И именно с усилиями банкиров-профессионалов, а не политиков-популистов связаны основные шансы на максимально безболезненный выход из сложившейся ситуации.
Подсчеты
Сложности нынешней ситуации заключаются в том, что, помимо политического кризиса (с этой постоянной бедой финансисты и предприниматели уже научились сосуществовать), она сопряжена с грандиозным мировым финансовым кризисом. Последствия которого для отечественной экономики не только вылились в непомерное удорожание внешних займов, но и уже привели к ощутимому спаду в отечественной промышленности.
Из-за введенного НБУ запрета на наращивание кредитных портфелей банков этот спад может усугубиться. Поэтому эта мера — одна из самых непопулярных в банкирской среде.
Как сообщил в ходе пресс-конференции 15 октября глава Совета НБУ Петр Порошенко, банки смогут продолжить кредитование украинских предприятий-экспортеров в достаточных объемах. Для этого Нацбанк в ближайшее время подготовит соответствующие разъяснения к постановлению №319. «Разъяснениями будут сняты любые ограничения на кредитование субъектов экономики, которые работают в реальном секторе, экспортно-ориентированы и должны на сегодняшний день обеспечить соответствующие рабочие места», — сказал Порошенко. Вместе с тем он подчеркнул, что ограничения потребительского кредитования (в том числе в иностранной валюте) будут сохранены.
По мнению аналитиков Foyil Securities, украинская банковская система существенно замедлила бы рост в октябре—декабре, независимо от того, принял НБУ 319-е постановление или нет. «Мы считаем, что банки будут крайне осторожны в осуществлении межбанковского и коммерческого кредитования, пытаясь сохранить ликвидность в период мирового кризиса», — утверждает директор аналитического департамента Foyil Securities Агшин Мирзазаде.
В то же время он отмечает, что «коэффициент платежеспособности украинской банковской системы с лихвой отвечает всем установленным нормам и требованиям». Так что украинская банковская система, по мнению экспертов Foyil Securities, далека от серьезных потрясений, а НБУ имеет достаточно резервов для предотвращения кризиса и стабилизации этого сектора.
В частности, аналитики компании подчеркивают, что средний коэффициент достаточности капитала по системе составляет 14% (против требуемых 10%), в то время как показатель ликвидности превышает норму почти в два раза.
Действительно, согласно последним официальным данным НБУ, показатель мгновенной ликвидности в целом по банковской системе составляет 55,1% (при нормативе Н3 — 20%), текущей ликвидности — 79,3% (при нормативе Н4 — 40%), краткосрочной ликвидности — 37,8% (при нормативе Н5 —20%). Адекватность основного капитала — 9,99% (при нормативе Н2 — 4%).
Одной из возможных проблем для поддержания платежеспособности отечественных финучреждений некоторые наблюдатели называют более 1,2 млрд. долл. внешних долгов, которые до конца года украинским банкам предстоит вернуть. Член Совета НБУ Василий Горбаль уверен, что такая общая сумма погашений не представляет серьезной опасности ни для банковской системы, которую Нацбанк готов поддержать рефинансированием, ни для экономики страны. Он считает, что «основной проблемой сейчас может быть только ажиотаж, паника, психологический фактор». «Его необходимо снимать», — подчеркивает финансист.
Действительно, после возникновения проблем с ликвидностью в Проминвестбанке «заиграли новыми красками» и стали объектом пристального внимания многие обстоятельства, которые в других условиях выглядели бы вполне обыденно.
К примеру, бурю эмоций на рынке и в СМИ вызвало обращение за рефинансированием в НБУ 25 отечественных финучреждений. В последние годы этот инструмент привлечения ресурсов использовался банками чрезвычайно редко, хотя еще несколько лет он практиковался достаточно активно. Что даже вызывало нарекания руководства НБУ. Руководство Нацбанка заявляло о желании более активно использовать рефинансирование как эмиссионный канал, вместо пассивного выкупа валюты от внешних займов на межбанковском рынке. Это позволило бы повысить гибкость кредитно-денежной политики, сделав ставку рефинансирования более эффективным инструментом в регулировании денежного предложения.
Однако банки предпочитали привлекать финансирование на внешних рынках по нескольким причинам: оно обходилось дешевле, не требовало залогового обеспечения, а выполнение сопутствующих процедур помогало улучшать имидж учреждения.
Впрочем, за последний год ситуация снова кардинально поменялась. «В условиях кризиса на мировых рынках, с их нынешней чрезвычайно ограниченной ликвидностью и сумасшедшими ценами, нам стало значительно выгоднее привлекать гривневые ресурсы по ставкам НБУ, — рассказывает президент «Надра Банка» Игорь Гиленко. — Мы предвидели эту ситуацию достаточно давно и еще за несколько недель до получения рефинансирования Национального банка начали вести с регулятором консультации по этому поводу. Поэтому сказать, что вдруг возникла какая-то особенная необходимость, мне достаточно трудно».
«Рефинансирование НБУ не является помощью, — продолжает банкир, — это совершенно нормальная банковская практика, которой почему-то вдруг стали уделять какое-то нездоровое внимание. Те несколько миллиардов, которые были выданы банковской системе, не слишком значительны даже по меркам Украины, не говоря уж о тех гигантских масштабах, о которых идет речь в других странах».
Просчеты
Одной из главных предпосылок к паническим настроениям не только среди простых граждан, но и финансистов стал скачок наличного курса до отметки 6 грн./долл., допущенный Национальным банком, который явно переусердствовал с либерализацией курсообразования. Спохватившись, банковский регулятор достаточно быстро стабилизировал ситуацию на рынке — для этого понадобилось всего три дня.
Способен ли Нацбанк поддерживать стабильность обменного курса в дальнейшем? Большинство экспертов уверены, что да: золотовалютных резервов НБУ для этого более чем достаточно.
Наиболее аргументированную точку зрения по этому поводу высказал аналитик инвестиционной группы «Сократ» Михаил Сальников. Он, в частности, напомнил, что в современной экономике используются три основных индикатора адекватности валютных резервов: отношение резервов к импорту, отношение резервов к денежному агрегату М2 (так называемое предложение денег) и отношение резервов к краткосрочному внешнему долгу. В зависимости от используемого индикатора, резервы считаются адекватными, если они могут покрыть три месяца будущего импорта, составляют не менее 30% М2 или способны полностью покрыть краткосрочный внешний долг. По подсчетам аналитика, в данный момент резервы НБУ могут финансировать 3,8 месяца прогнозируемого будущего импорта, составляют 41,7% М2 и почти на треть (32,2%) превышают размер краткосрочного внешнего долга.
Что дальше? «Происходящая сейчас коррекция курса должна сгладить и в какой-то степени компенсировать влияние сезонных факторов и ухудшение экспортной конъюнктуры, — заявил в интервью «ЗН» первый зампред НБУ Анатолий Шаповалов. — Подобные цели, как и противодействие накоплению других возможных дисбалансов, как раз и преследует проводимая Национальным банком либерализация курсообразования, о чем уже неоднократно заявлялось».
Запреты
Самое серьезное и непопулярное ограничение с точки зрения рядовых граждан — временный запрет на досрочное изъятие депозитов. «Несмотря на очевидную непопулярность моратория на досрочное изъятие депозитов среди вкладчиков, мы считаем его вполне обоснованным, наиболее действенным способом удержать ликвидность банковской системы, — заявил «ЗН» председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. — Без подобных мер банки по определению уязвимы: кредитные соглашения заключаются на все более длинные сроки, тогда как депозитные — могут быть расторгнуты фактически в любой момент.
Поэтому в экстренных случаях банкирам нужен инструмент защиты от клиентской паники, от которой не застраховано фактически ни одно учреждение. Яркое тому подтверждение — события вокруг Проминвестбанка, представлявшего собой достаточно устойчивую и прибыльную финансовую структуру, но под воздействием рейдерской атаки оказавшегося в бедственном положении буквально в считанные дни».
«С юридической точки зрения, согласно ст. 1060 Гражданского кодекса коммерческие банки не имеют права ограничивать досрочное расторжение договоров. Тем не менее судебная тяжба с коммерческими банками представляется нецелесообразной и бесперспективной: несмотря на правовую коллизию, банки будут исполнять постановление НБУ, а не Гражданский кодекс. На данный момент экономическая целесообразность решения НБУ, его способность предотвратить панику на рынке значительно более важна, чем юридическая составляющая», — считают эксперты инвестиционной группы «Сократ».
Владельцам вкладов не следует поддаваться панике, советуют банковские аналитики. Большинство банков — члены программы гарантирования вкладов физических лиц. Следовательно, по истечению срока договора депозит вкладчикам будут возвращать, а если, не дай Бог, с банком что-то случится, Фонд гарантирования вкладов обеспечит возврат всех депозитов вплоть до сумм в 50 тыс. грн.
Как сообщил журналистам Петр Порошенко, НБУ предоставит 1 млрд. грн. кредита Фонду гарантирования вкладов физических лиц для увеличения размера максимальной компенсации по вкладам с 50 тыс. до 100 тыс. грн. Соответствующие изменения в смете Нацбанка на текущий год утверждены Советом 15 октября.
По словам г-на Порошенко, Нацбанк получил подтверждение в Министерстве финансов о том, что в обновленной редакции проекта госбюджета на 2009 год будет предусмотрено выделение ФГВФЛ средств на сумму
1 млрд. грн., что позволит фонду погасить кредит Нацбанка.
Вопросы
По данным проведенного еще в конце прошлого года опроса GfK Ukraine, банки на тот момент пользовались наибольшим доверием у соотечественников — после церкви и армии, уверенно лидируя по этому показателю среди бизнес-структур.
Вплоть до начала октября с.г. доверие населения к банкам, очевидно, росло, поскольку банковская система достаточно активно привлекала его вклады, ставшие основным источником ресурсов в условиях ограниченной ликвидности мировых рынков. По предварительным данным НБУ, за девять месяцев с начала года средства физлиц в банковской системе увеличились почти на четверть (на 23,6% — до 202 млрд. грн.). А за период с конца 2004-го они выросли почти в пять раз.
Однако доверие — штука шаткая. Без доверия в банковском бизнесе никак, а разрушить его может любая мелочь, особенно на фоне внутриполитического и мирового финансового кризиса.
Судя по характеру и направленности отдельных доз или «дез» информации, их подача могла носить скоординированный характер не только в отношении Проминвестбанка. Ведь SMS, наподобие приходивших клиентам ПИБа, получали вкладчики и других финучреждений.
Как сообщила 15 октября Служба безопасности Украины, ею были раскрыты попытки «черного пиара» против нескольких ведущих банков страны. Сотрудники службы установили личности заказчиков размещения в нескольких газетах и Интернете публикаций с негативной оценкой финансового состояния и кризисных явлений в деятельности ряда крупнейших финансовых учреждений. «Сообщения вызывали панические настроения среди вкладчиков этих банковских учреждений», — отметили в СБУ.
Что это — происки рейдеров, конкурентов или имеет место еще более масштабная акция? Если еще год назад за каждый крупнейший украинский банк необходимо было выложить как минимум 2—3 млрд. долл., то после «хорошего» кризиса за такие деньги их можно скупить едва ли не все скопом.
По свидетельствам присутствовавших на президентском совещании, одной из ключевых тем была необходимость активизировать разъяснительную работу не только среди населения, но и среди журналистов. Действительно, потоки негатива в виде непроверенных слухов, спекуляций и анонимных домыслов, вылитые на головы банкиров, часто превосходят все мыслимые пределы. А ведь общеизвестная истина — деньги любят тишину — не утратила своей актуальности. И каждый публичный удар по репутации того или иного банка, выливаясь в совершенно конкретные потери в его балансе, вредит имиджу всей системы.
Не стоит забывать и о том, что каждый удар по стабильности банков — это удар по экономике, а значит, и по благополучию каждого жителя этой страны, вне зависимости от того, располагает ли он банковскими сбережениями. Именно поэтому центральные банки и правительства ведущих государств сейчас так мало считаются с расходами, идя на беспрецедентные меры по поддержанию своих банковских систем. Помимо уже выделенных на эти цели сотен миллиардов, на прошлой неделе только США и ЕС объявили о выделении дополнительных 2 трлн. долл., которые будут направлены на обеспечение ликвидности и увеличения капиталов банков.
Подобная готовность защищать банковские системы любыми средствами — лучшее свидетельство того, что их стабильность — безоговорочный приоритет перед всеми остальными проблемами. Ведь другого, более эффективного, инструмента финансового посредничества и денежного обращения человечество пока не придумало.