Хотя итоги 2001 года на украинском страховом рынке будут подведены лишь в марте, вряд ли порядок цифр, характеризующих темпы его роста, преподнесет нечто необычное. Во всяком случае, после 84 процентов прироста страховых премий в 2000 году 61 процент прироста за 9 месяцев прошедшего при значительно более низкой инфляции воспринимается как должное.
Жизнь страховщиков в 2001 году была в общем достаточно размеренной, абсолютные цифры страховых сборов росли, относительный уровень страховых выплат оставался невысоким. Инициатива правительства по десятикратному поднятию требований к минимальному размеру уставных фондов страховых компаний (до 1 млн. евро) хоть и была осенью воплощена в Закон, но в сессионном зале получила оговорку, предоставляющую действующим компаниям трёхлетний строк для её выполнения. Более того, первый промежуточный этап (пятикратное увеличение) должен быть достигнут лишь к ноябрю 2003-го. И тут вдруг действующая компания — ЗАО «Европейский страховой альянс» — ещё летом принимает решение уже в 2002 году иметь уставный фонд, в десять раз превышающий требование законодателя.
Зачем? Нет ли здесь какого-то подвоха или недомолвок — сумма-то немалая? Эти вопросы «Зеркало недели» адресовало президенту ЗАО «Европейский страховой альянс» Андрею ЛИТВИНУ.
— Ответ на второй вопрос достаточно лёгкий — без всякого подвоха. Акционеры «Европейского страхового альянса» действительно приняли решение об увеличении уставного фонда до 55 млн. гривен. Причём уставный фонд насыщается живыми деньгами. А зачем — тут двумя словами не обойдёшся. Коротко же — в этом идеология построения работы компании на долгосрочную перспективую. Это — одна из опорных точек видения перспектив страхового бизнеса акционерами и менеджментом компании.
— А поподробнее? Не каждый же день страховые компании объявляют такие уставные фонды. Ведь и с уставным фондом свыше 10 млн. гривен страховщиков не более десятка.
— Это действительно интересное замечание. Парадокс, отличающий страховые компании от других финансовых учреждений, в том, что механизмы страхового рынка позволяют принимать на себя риски, а следовательно — и платежи, не привязывая их объёмы к размеру собственного капитала, и регулирующие органы следят за формированием, покрытием и размещением страховых резервов. Поэтому формально для больших объёмов операций большой уставный фонд вроде как и не нужен. Но на поверку не всё так просто.
Давайте взглянем на украинский рынок страхования. Эти цифры звучали и в специализированных исследованиях, и в популярных изданиях, и в правительственной аналитике. В Украине страхуется 10 процентов рисков против 90-95 в Европе. В Германии застраховано 100 процентов автомобилей, в Англии 97,8 процента квартир застраховано от взлома, во Франции каждый гражданин имеет в среднем четыре страховки. К сожалению, аналогичная статистика по Украине не доступна, но вряд ли, спросив на улице рядовых граждан о наличии у них страховок, мы получим сравнимые с Европой цифры, так как в нашей стране на одного жителя приходится 8 долл. США собранных премий по сравнению с не менее чем 1000 дол. США в ЕЭС.
В ряду же оснований для того, чтобы застраховаться, на первом месте (более 40 процентов), как свидетельствуют социологические исследования, стоит надежность страховой компании. Ведь к страховщику обращается тот, кому есть, что терять, и кто хочет за определённый процент застраховать себя от куда больших потерь. Поэтому размер уставного фонда «Европейского страхового альянса» — это своего рода самый простой и доступный меморандум страховой компании перед клиентом: в бизнес компании вкладываются не только намерения, но серьезные ресурсы, дабы оградить клиентов от потерь.
— Единственная ли это причина для акционеров вкладывать в новую компанию такие средства?
— На размер капитала можно посмотреть и под другим углом зрения. Для того, чтобы строить свой бизнес на обязательных видах страхования для материнских структур и минимизации расходов вне бизнес-групп или административном доступе к тому же обязательному полю страхования, вполне достаточно и минимально требуемого размера капитала. Но «Европейский страховой альянс» видит и строит страховое дело как системный бизнес. Это во-первых.
Во-вторых, новая редакция закона о страховании расширяет возможности для страхового бизнеса. Он стал ближе к потребностям страхового рынка, расширено поле страхования, детализированы процедурные моменты, более взвешены требования к устойчивости страховщиков, сняты формальные ограничения для участия иностранного капитала. Мобилизовать крупный ресурс в кратчайшее время — значит реализовать эти возможности и быть лидером в конкурентной борьбе.
— Кстати, о времени и иностранцах: сможет ли компания конкурировать с западными капиталом, если он воспользуется предоставленной законодательством возможностью?
— Собственно, «Европейский страховой альянс» — общество с участием иностранного капитала. Причём участие сбалансированное — это и английский, и российский капитал. Такой баланс важен и для бизнеса, и для взаимоотношений с клиентами.
Касательно времени — этот фактор действительно важен. Он стал одной из причин создания компании не с чистого листа, а через приобретение страховщика, присутствовавшего семь лет на рынке, с предоставлением ему нового имени и качества.
— Получается, имеешь большой уставный фонд и иностранный капитал — и ты уже в Европе?
— На самом деле размер капитала — не единственная гарантия надежности, хотя, согласитесь, и немаловажная. Страховой бизнес невозможен без постоянного интерактива с клиентами, без доверия. В этом общении своей задачей мы видим преодоление зачастую негативных стереотипов по отношении к финансовым учреждениям, устранение страхов, привнесённых годами кризиса. Страх ненадёжности — размером собственного капитала и качественным покрытием резервов. Страх сложности в покупке услуги и её реализации — простыми и понятными для клиента процедурами.
«Европейский страховой альянс» определил для себя несколько узловых точек, по которым легко можно судить о качестве предоставляемых услуг.
В первую очередь — конкретизация страховых услуг для каждого клиента: от наличия всех необходимых лицензий через базисные и рамочные правила страхования к гармонизации страхового продукта с индивидуальными потребностями гражданина. На основании имеющихся лицензий компания разработала специальные программы, ориентированные на потребительские группы. Даже в тех сферах страхования, которые задекларированы государством как обязательные, но ещё не подкреплённые правительственными нормативными актами (не установлены порядок, страховые суммы и тарифы) «Европейский страховой альянс» предлагает продукты, используя добровольную форму страхования. Ведь собственно обязательные виды закрепляются в законе как понимание общественной востребованности определённой защиты.
— На рынке 320 пролицензированных страховых компаний, и каждая предлагает свои полисы. Как «Альянс» относится к конкурентам?
— Вообще-то, количество реально работающих на рынке компаний на порядок меньше. С фирмами и руководителями, слово которых имеет вес в страховом содружестве, «Альянс» поддерживает нормальные рабочие отношения. Что для нас действительно важно — так это инициирование и активизация сотрудничества по созданию страховых пулов. Через объединение усилий и ресурсов можно придать новое качество услугам на внутреннем страховом рынке. К слову сказать, представитель «Европейского страхового альянса» возглавил Украинский Р&I Пул, занимающийся сострахованием ответственности судовладельцев.
— Андрей Владимирович, а кого компания видит среди своих клиентов?
— В этом году особое внимание уделяем прежде всего атомной энергетике, металлургие, газодобыче, нефтепереработке. Именно на этих направлениях сейчас сконцентрирована реализация страховых программ «Альянса». Тем не менее, нам есть что предложить любому обратившемуся за страховой защитой.
— Да, сейчас много рекламы «Европейского страхового альянса». Для чего такие объёмы?
— Объёмная реклама важна. Для того, чтобы знать о возможности защитить себя и о способности компании обеспечить эту защиту. Ведь такой носитель информации, как реклама, — быстрый и хороший способ популяризации страховой культуры в обществе. «Альянс» отрицает страх как способ воздействия на клиентов. Наоборот, задача нашей рекламы —через художественные формы предложить уверенность без раздражения и навязывания. Рекламные материалы «Альянса» выдержаны в деликатной тональности, хоть и присутствуют в немалых объёмах.
Кстати, вы затронули вторую узловую точку в работе компании. Мы не ждем клиента, а стараемся донести продукт до него. Начиная с понятных объяснений необходимости защитить себя от превратностей до круглосуточной информационной линии и предоставления каждому обратившемуся конкретной информации по интересующим вопросам. Наряду с предложением отдельных страховых продуктов, «Европейский страховой альянс» ориентируется на продажу страхователю нескольких продуктов в пакете, что экономит и время, и средства клиента. Такой комплексной страховой услугой может быть, например, совместное страхование всех аспектов предпринимательской деятельности, включающее в себя страхование имущества от всех рисков, ответственности перед третьими лицами, страхование автогражданской ответственности, несчастных случаев на производстве. Для физических лиц — совокупность услуг по страхованию квартиры, домашнего имущества и ответственности перед соседями, которых не выбираешь. Любому востребованному сегменту мы можем предложить комплекс услуг.
— Для таких планов, наверное, необходима разветвлённая структура?
— Совершенно верно. Поэтому за прошедшие полгода заработали структурные подразделения «Альянса» в Киеве, Запорожье, Одессе, Крыму, Кировограде, Полтаве. На очереди — открытие собственного учебного центра для подготовки страховых агентов. В наших планах — и использование агентских услуг состоявшихся сетевых компаний. Максимально приближенная к клиенту структура компании и квалифицированные сотрудники — ещё один краеугольный камень работы «Европейского страхового альянса». Костяк коллектива — специалисты с более чем пятилетним опытом работы в страховании.
— Сложной системой сложно управлять. Не получится ли распылённость взамен цельности?
— Менеджмент компании не рассматривает сеть как самоцель. Наоборот — ее развёртывание идёт и будет идти за бизнесом и клиентом. Понятно, что разветвлённая структура требует чётких внутренних стандартов и процедур. Поэтому мы формируем единое информационное пространство компании, что позволит всем структурным подразделениям обмениваться данными в режиме реального времени и ежедневно отслеживать как консолидированный баланс, так и ситуацию на любом участке. Регламент работы построен таким образом, чтобы оптимизировать оценку риска для клиента и минимизировать совокупный финансовый риск бизнеса. Это — и формирование сбалансированного страхового и перестраховочного портфеля, повышение андеррайтерской ёмкости. Ресурсы компании и налаженные связи с рядом крупнейших зарубежных перестраховочных компаний позволяют Альянсу принимать риски с высокими суммами и перестраховывать любые риски на территории всего земного шара.
Цель компании на ближайшие три года — выйти в лидеры украинского страхового рынка и интегрировать «Альянс» в европейский рынок. При оценке собственной работы мы ставим для себя планку европейских критериев.
— Реально ли это?
— А почему нет? Украинские граждане и предприятия их достойны. «Европейский страховой альянс» предлагает уверенность. Уверенность — чем не европейская черта?