UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕВРОПА: НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ВАЛЮТЕ

Как известно, комиссия Европейского союза не так давно обнародовала план введения в Европе единой валюты - экю...

Как известно, комиссия Европейского союза не так давно обнародовала план введения в Европе единой валюты - экю. Из него следует, что такая валюта будет введена в странах - членах ЕС к концу столетия.

О необходимости создания в Европе единого валютно-финансового союза говорилось еще в Маастрихстском договоре (1991 г.). В нем было предусмотрено, что к концу 1996 года государства - члены ЕС должны прийти к соглашению относительно основополагающих принципов единой валютной политики: допустимого уровня инфляции, учетных ставок, мер по обеспечению стабильности валюты. Если согласие будет достигнуто, главам государств надлежит принять принципиальное решение о переходе на новую валюту. После этого в течение года нужно будет определить фиксированный курс обмена национальных денежных единиц на общеевропейские деньги.

План, разработанный Комиссией ЕС, подтверждает эту принципиальную концепцию, но вместе с тем подчеркивает, что на пути Европы к единой валюте немало серьезных препятствий, для преодоления которых потребуются усилия и время. Хотя переход к общеевропейским деньгам осуществляется постепенно и к каким-либо потрясениям в валютно-финансовой сфере пока не привел, эксперты убеждены, что опасности не устранены: они будут подстерегать страны Европы в период между принятием окончательного политического решения о введении новой валюты и определением обменных курсов. Именно в этот период можно ожидать крупных спекулятивных операций на валютном рынке, которые могут дестабилизировать ситуацию. Создать условия, исключающие возникновение такого рода ситуации, - одна из важных задач европейских правительств, штаб-квартиры ЕС в Брюсселе.

По мнению Европейской банковской федерации (ЕБФ), банкам Европы для перехода на единую валюту потребуется от трех до четырех лет, а сам этот переход обойдется им в сумму, эквивалентную двум процентам всех операционных расходов. Практически это означает, что английские банки, например, должны будут затратить не менее 914 миллионов фунтов стерлингов (в том числе 436 миллионов на замену информационной технологии и 284 миллиона на замену оборудования и инструментов торговли). В исследовании ЕБФ отмечается также, что определенные финансовые потери могут быть понесены в связи с переходом на единую валюту не только банками, но и различными фирмами, компаниями, частными лицами.

Это одна сторона дела. Но есть и другая, связанная не столько с экономикой и финансами, сколько с психологией людей. В одном из своих выступлений в Европарламенте, комиссар ЕС по экономическим и финансовым вопросам Ив-Тибо де Сильги особо подчеркивал, что общественное мнение Европы еще пока не готово к появлению новой валюты. И это по-своему закономерно. «Уберечь свои деньги куда труднее, чем добыть их», - говорил еще Мишель Монтень, знаменитый французский философ XVI века. А «своими деньгами» французы, естественно, считают франк, англичане - фунт стерлингов, немцы - марку, итальянцы - лиру и т.д. Далеко не все европейцы, в том числе и представители деловых кругов, убеждены в преимуществах новой валюты. Многим не нравится само ее наименование - экю (первые буквы от слов European Currency Unit). Британская Би-би-си объявила конкурс на лучшее название общеевропейской денежной единицы. Бельгийцы предлагают назвать новую валюту нейтрально - «евро». «Надо научить людей любить новую валюту», - говорит Ив-Тибо де Сильги. Вполне очевидно, что и решение такой не совсем обычной задачи потребует времени...

Не прекращаются дискуссии о том, должны ли переходить к новой валюте одновременно все пятнадцать государств - членов Союза. Ряд экономистов считают, что на первом этапе этот шаг следует предпринять странам с наиболее сильной экономикой и устойчивой валютой - Германии, Франции, Австрии, государствам Бенилюкса; другие же государства должны присоединяться к ним постепенно. Если членами Союза станут восточноевропейские государства, то им предстоит вводить новую денежную единицу в последнюю очередь.

Словом, трудностей, действительно, немало, но тем не менее страны Европы шаг за шагом продвигаются к созданию единого валютно-финансового механизма. Как явствует из плана Комиссии ЕС, на первом этапе расчеты в экю будут производиться между правительствами, банками, компаниями. Приобщение же к новым денежным знакам простых граждан произойдет, видимо, через 3 - 4 года после начала безналичного обращения новой валюты, то есть в начале будущего столетия.

А тем временем новая денежная единица обретает свое лицо. Установлено, что 1 экю равен примерно 1, 3 доллара. Министры экономики и директора центральных банков 15 государств - членов ЕС уже договорились о том, что единая валюта будет выпущена в девяти монетах - от 0,01 до двух экю и в пяти купюрах - от 5 до 500 экю. Цвет монет красный, белый и двухцветный.

Впрочем, и вопрос о том, как должны выглядеть новые деньги, тоже вызывает споры. По мнению многих англичан, банкнота без портрета королевы - вообще не деньги. Сходные доводы выдвигают датчане. У шведов свои претензии: евромонеты, по их мнению, должны выпускаться из сплавов без примеси никеля, который, оказывается, у многих вызывает аллергию. Кстати, металл, из которого предстоит отлить в общей сложности 40 миллиардов новых монет, еще не определен. Специалисты считают, что из какого бы металла эти монеты не отливались, на работу уйдет не менее трех лет.

В Брюсселе и других европейских столицах надеются, что единая валюта явится важным фактором экономической стабильности ЕС, облегчит борьбу с инфляцией, повысит конкурентоспособность европейских товаров и услуг. Введение в оборот экю позволит ликвидировать и расходы, связанные с переводом одной из европейских валют в другую и достигающие ныне по некоторым оценкам 40 - 50 миллиардов долларов.