Даже поверхностный анализ доходных и расходных статей госбюджета-04, текст которого уже подписан Президентом, позволяет сделать вывод о том, что официальная часть доходов в сумме 60,7 млрд. грн. — это лишь верхушка финансового айсберга. Доходную часть можно было бы увеличить, как минимум, вдвое. Специалисты партии «Яблуко» могут утверждать это, так как изучили главный финансовый документ и сопровождающие его таблицы. Но, к сожалению, «подводная часть» бюджета-04 пойдет на финансирование предвыборной кампании кандидата от власти или осядет на счетах людей, имеющих отношение к коррумпированной власти. Для представителей политико-олигархических кланов бюджет будущего года — это последняя возможность обогатиться за счет налогоплательщиков. После завершения «эпохи Кучмы» этот источник иссякнет.
В Украине пока нет биллов гейтцев, которые стали официальными миллиардерами благодаря интеллекту. Есть олигархи, сколотившие себе состояния на использовании природных ресурсов, а также бесконтрольной эксплуатации бюджетных средств и государственной собственности. На фоне тщательно скрываемых властью возможностей госбюджета цинизм власти ярко проявляется в спорах о том, что тридцати гривен на увеличение минимальной зарплаты в бюджете не существует.
Кстати, члены правительства Януковича, если они сами не страдают амнезией, могли бы напомнить премьеру о том, что Конституция запрещает сужение объема существующих прав и свобод граждан. Похоже, Виктор Федорович забыл, что еще весной он обещал установить с 1 декабря минимальную зарплату в 237 гривен.
Премьеру также забыли напомнить, что цены на хлеб, крупы, мучные изделия и другие основные продукты питания выросли на 30 процентов, а минимальная зарплата — всего на 10 процентов. Зато Виктор Федорович, видимо, хорошо помнит сумму долга перед угольщиками, а также то, что от настроений Донбасса во многом зависит исход выборов. Поэтому и пообещал увеличить финансирование шахтеров до четырех с лишним миллиардов гривен. Напомню, что несколько лет назад в угольной отрасли попытались навести порядок. Состоялись показательные судебные процессы, где фигурировали директора некоторых угольных предприятий, но наказаны были лишь те, на кого идеологи афер с шахтерскими деньгами перевели «стрелки».
Кстати, деньги из бюджета для шахтеров тогда уже выделялись, но были использованы не по назначению. Теперь долги по зарплатам и регрессным выплатам горнякам правительство собирается компенсировать. То есть профинансировать еще раз. И опять за счет бюджета…
Особое внимание премьера к проблемам угольщиков не случайно. Это — задел на выборы. За счет бюджетных средств «донецкие» готовятся решать вопросы предстоящей избирательной кампании. При этом и премьер Виктор Янукович, и генпрокурор Геннадий Васильев наверняка знают, что оборудование для шахт, скорее всего, как и раньше, будет приобретаться в пять раз дороже. Они, видимо, в курсе, что тендеры, проводимые министерствами, — «филькина грамота», ведь право на поставку техники получают те, на кого укажут руководящим перстом.
Впрочем, чему удивляться. За счет налогоплательщиков проворачиваются и не такие махинации. В столице, например, Киевская городская госадминистрация, возглавляемая Александром Омельченко, принимает решение о покупке для нужд города МАЗов. Причем каждый такой автобус почему-то обходится киевской казне на 15—20 тыс. долл. дороже, чем бюджету московской мэрии. Кстати, за счет бюджетных средств мэрия Киева выделяет депутатам Киевсовета по 400 тыс. гривен на нужды округов. Информация об этом, естественно, не обнародуется в столичной прессе. Видимо, городская власть считает, что гражданам незачем знать куда пошли налоги.
У депутатов повыше рангом и аппетит другой: большинство Верховной Рады «пристроило» на нужды своих округов (читайте — фирм) порядка миллиарда гривен бюджетных средств.
Подводная часть бюджетного «айсберга», которую не хотят замечать налоговики, — это сверхприбыль, поступающая в карманы олигархов от использования недр и полезных ископаемых. Причем доступ к рудникам и скважинам они получили не по наследству от родовитых предков, а исключительно из-за близости к власти. Хотя единственным хозяином природных ресурсов является народ, и именно он должен владеть рентой от их использования.
К сведению украинского правительства: в государственную казну Российской Федерации благодаря различным налоговым механизмам, возвращается около 60% природной ренты нефтегазового комплекса. Это около 40 млрд. долл. США. И уже сейчас разрабатываются новые правила, которые позволят направить в казну дополнительные 20 млрд. нефтедолларов.
В Украине, конечно, не так много нефтегазовых месторождений, но полезных ископаемых достаточно. Баснословные прибыли от их добычи, в соответствии с принципами справедливости, должны стать доходом. По самым скромным подсчетам специалистов, только за счет этой ренты Пенсионный фонд можно увеличить в несколько раз. Увеличение пенсии хотя бы до 500 гривен позволит привлечь в виде внутренних инвестиций пять с половиной миллиардов гривен. И эти средства будут работать на экономику. Пенсионеры, приобретая товары, станут инвесторами отечественной промышленности и финансового сектора. Это, в свою очередь, позволит создать больше рабочих мест, что приведет к росту ВВП и увеличению поступлений в бюджет. А значит, труд учителей и медиков будет оценен по достоинству, а студенты получат нормальную стипендию. Бывший британский премьер Маргарет Тэтчер в свое время взяла в Америке кредит только для того, чтобы увеличить пенсии пожилым людям.
Но, видимо, таким «грамотным» макроэкономистам, как Виктор Янукович, Николай Азаров и Валерий Хорошковский, о подобных экономических закономерностях ничего не известно. Поэтому в таблицах Кабмина к госбюджету-04 фигурируют очень скромные цифры доходов по статьям «специальное использование природных ресурсов» (843 млн. гривен, т.е. примерно 158 млн. долл.), в том числе за «использование недр» (181 млн. гривен, что составляет примерно 34 млн. долларов). Конечно, Украина — не Россия, хотя для некоторых она уже превратилась в Рио-де-Жанейро. В нашей стране достаточно месторождений, где представлена чуть ли не вся таблица Менделеева…
Деньги на достойные зарплаты и пенсии, а значит, и на создание класса покупателей, который станет социальной базой экономического роста, можно также получить за счет реприватизации и национализации крупных предприятий, приобретённых отдельными людьми за гроши. О необходимости реприватизации объектов, по которым не выполняются приватизационные обязательства, говорили все премьеры и председатели ФГИ.
Средства от повторной продажи таких объектов предлагалось направлять в бюджет, но дальше слов дело не пошло. Между тем во многих странах реприватизация, а также национализация — это инструмент государственного регулирования экономики. Нельзя даже сравнивать уровень жизни людей во Франции и в Украине, тем не менее французская экономика пережила в прошлом веке три периода национализации. В 1936 году премьер Леон Блюм усилил контроль государства над оборонной отраслью путем национализации авиакомпаний. После Второй мировой войны генерал Шарль де Голль осуществил передачу одного из лидеров автоиндустрии Франции — компании Renault — в госсобственность. Кстати, и сейчас государству принадлежит значительный пакет акций этого концерна. Кроме предприятий транспорта, также были национализированы шахты, объекты газо- и электроснабжения, банки и другие предприятия, которые нуждались в финансовом оздоровлении. Даже сейчас французское правительство не спешит расставаться с госсобственностью из соображений национальной безопасности, хотя приватизация продолжается.
Украинскую псевдоэлиту термины «национализация» и «реприватизация» лишь раздражают. Ведь наиболее привлекательные и прибыльные предприятия попали в руки представителей политико-экономических кланов непрозрачным путем, многие тендеры проводились номинально. Порой заводы и комбинаты получали «протеже» власти, а не те, кто предлагал большую сумму при покупке объекта. Убежден, что законность приватизации предприятий, подобных Николаевскому глиноземному и Никопольскому ферросплавному, должна быть установлена в судебном порядке. Нужно проверить и приватизацию некоторых финансовых учреждений, например, тех же Укрсоцбанка, Проминвестбанка. Решения парламента по поводу их разгосударствления не было, а уставные капиталы были размыты.
Кстати, на честных торгах купить реприватизируемый комбинат или банк может даже и бывший собственник, при условии, что он предложит наибольшую сумму. Вырученные средства — еще один источник пополнения казны. Это — дополнительные финансовые ресурсы на социальные программы, создание новых рабочих мест, те же зарплаты и пенсии.
Круг замкнулся. Уменьшение числа покупателей для экономики губительно. Это азы экономической грамотности. И если украинское правительство этими азами не владеет, грош ему цена.