UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭНЕРГОДАРСКИЙ СИНДРОМ КАК СЛЕДСТВИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КИЕВА

Формирование государственного бюджета - больное место внутренней политики любой, даже экономически развитой страны...

Автор: Владимир Писковый

Формирование государственного бюджета - больное место внутренней политики любой, даже экономически развитой страны. Несмотря на все стремление к «справедливому подходу», регионы неизбежно будут ссылаться на ущемление их интересов центром, вести борьбу за более выгодные для себя нормативы отчислений, позволяющие пополнять местные бюджеты. В этом отношении Украина является не исключением, а показательным примером, подтверждающим общее правило.

Относительная бесконфликтность и оперативность процедуры принятия в первом чтении проекта закона «О государственном бюджете на 1995 год» в Верховном Совете, возможно, произвела желаемый эффект на наблюдателей извне, но отнюдь не внутри страны. И в очередной раз взроптали регионы, внося в дело отстаивания собственных прав некоторые элементы новизны. Как это, скажем, случилось на Запорожье.

Третья сессия Запорожского облсовета решением от 17 марта с.г. утвердила предварительные объемы областного бюджета и порядок индексации бюджетных расходов на текущий год. На фоне общего недовольства этим решением особо выделился голос депутатов Энергодарского горсовета, которые на своей сессии расценили деятельность областных коллег как явно дискриминационную по отношению к интересам жителей четвертого по величине города области, где расположена Запорожская АЭС.

- С учетом инфляции, абсолютный уровень поступлений, который предоставила область Энергодару на этот год, соответствует половине прошлогодних расходов. Это нонсенс, - поделился в беседе председатель Энергодарского горсовета Станислав Рудницкий. - О каких-либо расчетах и речи нет. Все мотивируется тем, что у нас в городе уровень жизни несколько выше, чем в округе. Из этого следует: раз везде плохо, нельзя, чтобы где-то было чуть лучше. На сессии горсовета мы отнюдь не делали упор исключительно на местные интересы, подчеркнуто игнорируя общие. Тем не менее, убеждены, что приемлемый баланс все же нужно соблюсти.

- То, что такой баланс действительно нарушен, слишком уж очевидно из принятого сессией облсовета механизма отчислений в доходы бюджетов городов и районов от общегосударственных налогов и сборов. В частности, из налогов на добавленную стоимость и на прибыль Энергодару выделили по 1 проценту, а, например, Токмаку - соответственно по 80 процентов, Мелитополю - 47 и 80, Бердянску - 16,1 и 80 процентов.

Столь разительный контраст председатель депутатской комиссии по экономике и финансам Запорожского облсовета Александр Белоусенко объяснил следующим образом.

- В прошлом году Энергодар действительно имел лучшие нормативы отчислений в свой бюджет (6,5 процента от налога на добавленную стоимость и 50 - от налога на прибыль), поскольку предполагалось, что у города сложится отрицательный контингент по НДС. Однако расчеты оказались ошибочными. В конечном итоге поступления в местный бюджет были значительно выше, что позволило энергодарцам не только профинансировать общепринятые расходы, но и увеличить их по целому ряду статей, взять на себя затраты, не связанные с местным бюджетом, - оказать финансовую поддержку ряду лечебных и других учреждений, которые не относятся к категории местного хозяйства.

В наметившейся конфронтации органы местного самоуправления городского и областного уровней отнюдь не стали «по разные стороны баррикады», а, скорее, предпринимают попытки сформировать «единый фронт» в наступлении на центр. И в Энергодаре, и в Запорожье данный конфликт склонны расценивать как цепную реакцию, сынициированную бюджетной политикой Киева.

- Практика разработки проектного бюджета, - говорит Александр Белоусенко, - исходит из тех же схем, что сложились со времен Союза. Скажем, по расчетам областного финуправления, для сохранения минимального уровня финансирования расходов на здравоохранение, народное образование, другие бюджетные сферы Запорожью на этот год необходимо 114 триллионов карбованцев. А в проект бюджета заложено всего 38 триллионов.

Понятно, что экономика страны испытывает трудности, но почему-то эта тяжесть распределяется на уровне регионов далеко не справедливо. Запорожье, например, занимает одно из ведущих мест в стране по производству прибыли на душу населения, а по расходам находится значительно ниже в списке. Хотя есть регионы, которые живут по совершенно иному принципу, пользуясь благосклонностью центра. Такие подходы ставят наш регион в крайне сложное положение, когда увеличивать базу для отчислений попросту нет смысла. Уже сейчас областной бюджет является должником государственного, сумма кредиторской задолженности достигла нескольких триллионов карбованцев. Приходится жить за счет доходов, которые планируем получить в будущем.

Разумеется, подобные аргументы для Киева далеко не новость, к ним уже привыкли настолько, что предпочитают попросту оставлять без внимания. Это как раз и дает основания утверждать, что, исчерпав лимит просьб и убеждений экономического порядка, запорожцы решили прибегнуть к политическим. И вполне объяснимо, почему именно Энергодар оказался в роли наиболее «бюджетно обиженного» областью. Ведь город, где расположена атомная электростанция, со времен основания привыкший быть на особом счету и в области, и в республике, не станет безропотно мириться с ущемлением своих прав. Доказательство тому - прошлогодняя единственная в области забастовка персонала медсанчасти, обслуживающей атомщиков.

На фоне энергетического кризиса, который весьма ощутимо сказывается на состоянии украинской экономики, оставлять без внимания недовольство энергодарцев весьма рискованно. Правда, в запасе у центра остается еще метод вразумления областного руководства с тем, чтобы местный бюджет был скорректирован в более выгодную для Энергодара сторону. Однако надежды на это, пожалуй, весьма иллюзорны - депутаты как левого, так и правого крыла, представляющие регион в Верховном Совете, настроены весьма критично по отношению к областному руководству, которое, по их мнению, проявляет недостаточную настойчивость в защите интересов региона. Некоторые из них оценивают решение сессии облсовета по бюджетным отчислениям как очень хороший чисто политический ход, который, тем не менее, может привести к довольно плачевным результатам.

Руководители областного и четырех крупнейших городских Советов уже имели встречи с Президентом, Председателем Верховного Совета, исполняющим обязанности премьер-министра. К их визиту в Киеве отнеслись с пониманием и сочувствием, но домой запорожцы привезли лишь обещания разобраться с их проблемой. Кто использует возникший тайм-аут с большей выгодой - покажет время, которое, увы, уже давно не лечит...