UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭНЕРГОБАНК: НА НОВОМ ВИТКЕ

Для среднестатистического украинского банка пять лет — это целая эпоха. Банковские же организации, прожившие больше десяти лет, и вовсе можно пересчитать по пальцам...

Автор: Василий Днепров

Для среднестатистического украинского банка пять лет — это целая эпоха. Банковские же организации, прожившие больше десяти лет, и вовсе можно пересчитать по пальцам. Так что киевский Энергобанк, которому в октябре исполнится одиннадцать лет, неплохо справился с тестом на выживание.

За это время банку удалось занять вполне приличное место в группе средних банков с активами свыше 150 млн. грн. Когда финансовое учреждение создавалось, предполагали, что оно будет обслуживать в основном предприятия энергетики. Жизнь заставила работать и в других сферах, что в общем-то пошло только на пользу: сейчас кредитный портфель банка куда более диверсифицирован.

Среди его крупнейших клиентов есть предприятия энергетической отрасли, компании, работающие на рынке информационных технологий, строительные организации и многие другие. В последнее время банк активно занялся кредитованием АПК. Направление для него новое, но перспективное. Уже в прошлом году сельскохозяйственная отрасль получила более 10% объема кредитных ресурсов Энергобанка.

Развивается и работа с населением. К примеру, банк стал предлагать новую услугу — кредитование под будущие доходы (овердрафт), которая пользуется большой популярностью у клиентов.

Новыми банковскими технологиями сейчас мало кого удивишь, так что в Энергобанке стремятся быть просто на уровне: внедряют, в частности, интернет-банкинг, информационные услуги с помощью СМС-сообщений, интенсивно расширяют сеть банкоматов — причем не только в Киеве, но и в регионах.

Осенью прошлого года банк возглавил пришедший из НБУ Петр Андрущенко. Теперь именно ему предстоит воплощать стратегию развития банка. Наследство досталось непростое. С одной стороны, банк достаточно прочно стоит на ногах, с другой — в последние годы его движение вперед явно замедлилось. Как воздух, нужны новые идеи, новые формы и методы работы. Их поиском и занялись. В качестве среднесрочной перспективы намечается удвоить объем капитала в банке. Ближайшая задача куда скромнее — значительно увеличить прибыльность активов. Конечно, в условиях падения кредитных ставок достичь этого нелегко, но цель реальная. В принципе, банк всегда был прибыльном, но по итогам прошлого года прибыль была минимальной.

Уже в начале этого года практически удалось решить проблему с убыточностью ряда филиалов. В некоторых из них пришлось существенно изменить принципы управления, и это дало свои результаты — положение исправляется.

Даже работая с таким сложным сектором, как аграрный (Винницкий, Черкасский филиалы), удалось добиться практически полного погашения кредитов.

Нельзя обойти вниманием и такой важный вопрос, как контроль над финансовыми потоками. Для оценки рисков кредитования создано управление проблемных кредитов. Его задача —гарантировать их возврат. Банк, как многие другие, уже имел печальный опыт недобросовестности заемщиков. Теперь судьба каждого кредита тщательно отслеживается на всех стадиях. Вместе с тем, это позволяет оказывать консультативную помощь клиентам банка. Есть реальные планы по снижению доли проблемных кредитов в течение года.

Сложившуюся на сегодняшний день сеть филиалов руководство Энергобанка считает оптимальной. В то же время там, где необходимо усилить присутствие банка, открываются безбалансовые отделения, сейчас их уже 25. Но развитие диктуется не модой, а уровнем рыночных потребностей. При этом соблюдается основной принцип — делать то, что необходимо клиентам. Ведь любой банк — прежде всего финансовый посредник, помогающий своим клиентам более эффективно распоряжаться их деньгами.

В Энергобанке всегда стремились создать максимальные удобства для клиентов. Это и быстрое, качественное обслуживание в операционно-кассовых залах, и внедрение автоматизированной системы «клиент—банк», и четкая процедура принятия решения о выдаче кредитов. Сейчас количество клиентов банка приближается к пяти тысячам. Примечательно, что за десять лет существования банк не только расширил клиентскую базу, но и не упустил ни одного стратегически важного предприятия, пользовавшегося его услугами.

С крупнейшими корпоративными клиентами реализуется ряд совместных проектов. В частности, активно развивается программа карточных зарплатных проектов (локальные карточки самого банка и системы VISA) . Только за первый квартал этого года количество заключенных договоров на обслуживание в рамках зарплатных проектов увеличилось на 20%.

Так как головной офис Энергобанка находится в столице, то, естественно, основные обороты приходятся на Киев. В частности, он активно работает с городской энергокомпанией «Киевэнерго». Она же является и его крупным акционером, и стороны уверенно позиционируют свои отношения как стратегическое партнерство. Подобная связка выгодна обеим сторонам. «Киевэнерго» получает дополнительную прибыль, банк зарабатывает свои комиссионные. С помощью Энергобанка организована система расчетов населения за отпущенные тепло и электроэнергию. Он же участвует в программах пенсионного фонда «Киевэнерго» и страховой компании «Киевэнергополис».

Кстати, прочность отношений с клиентами недавно была проверена довольно жестким способом. Киевский Укргазбанк пожелал присоединить Энергобанк к себе. Фактически же основной целью была либо ликвидация банка, либо отторжение его филиалов. Впрочем, подавляющее большинство акционеров банка не поддержало планов «захвата». Тогда по страницам прессы с декабря покатилась волна негативных публикаций о нынешнем сложном положении банка и его унылых перспективах.

И хотя содержащие, мягко говоря, полуправду публикации не прекращаются и по сей день, особой негативной реакции не наблюдается. Не было и нет ни паники, ни оттока клиентов. Пожалуй, это и стало лучшим ответом на вопрос, что думают клиенты о своем банке и его будущем.

С другой стороны, сказать, что все это сильно улучшает банку жизнь, сложно. Тем более что в конфликте участвуют и акционеры банка. Все это, как минимум, занимает время. А значит, замедляет темпы реорганизации, столь необходимой для стабильной работы банка. Впрочем, за без малого одиннадцать лет существования в Энергобанке справлялись и не с такими проблемами. Справятся и на сей раз.