UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАССОВЫЕ АППАРАТЫ: ХОТЬ И НЕТ БАРЫША, ЗАТО СЛАВА ХОРОША

Свыше 255 миллиардов «штрафных» карбованцев взыскано налоговыми службами с предпринимательских структур на протяжении второго полугодия 1994 года...

Автор: Валерий Ясиновский

Свыше 255 миллиардов «штрафных» карбованцев взыскано налоговыми службами с предпринимательских структур на протяжении второго полугодия 1994 года. Причина - нарушение постановления Кабинета министров от 19 апреля 1994 года «О сроках внедрения электронных контрольно-кассовых аппаратов на предприятиях торговли, общественного питания и услуг».

По данным Главной государственной налоговой инспекции Украины, на 1 ноября лишь 41,4 процента субъектов предпринимательской деятельности заявили о наличии у них электронных контрольно-кассовых аппаратов (ЭККА). Чрезвычайно медлительная «аппаратизация» торговли и быта, по мнению заместителя министра финансов, начальника Главной налоговой инспекции В.Ильина, целиком на совести местных органов власти, которые слишком потворствуют непослушным предпринимателям. Для примера, в уходящем году из 5265 случаев, когда налоговые службы настаивали на лишении конкретных провинившихся субъектов права предпринимательской деятельности, местная власть дала «добро» всего лишь 830 раз. Самое большое сопротивление, утверждает налоговая служба, ей оказывают органы государственной власти Луганской, Черновицкой, Черкасской, Закарпатской, Херсонской областей и Республики Крым.

Финансовая и административная ответственность, убежден В.Ильин, неэффективна и «не способствует осуществлению надлежащего контроля за выполнением решений правительства по внедрению и применению ЭККА при расчетах с потребителями». В качестве убедительного аргумента замминистра ссылается на тот факт, что за 10 месяцев 1994 года средний размер изъятой инспекцией прибыли с каждого «проштрафившегося» предприятия составил всего лишь 1 миллион карбованцев: около 50 процентов этих предприятий просто-напросто оказались убыточными, а посему почти автоматически выбыли из «налоговой игры».

В.Ильин официально обратился в Кабинет министров с предложением отменить незаконные решения некоторых исполкомов о продлении для отдельных предприятий торговли и быта сроков внедрения кассовых аппаратов и привлечь виновных должностных лиц к ответственности. По его мнению, Минэкономики следует незамедлительно обнародовать официальное и четкое разъяснение случаев, когда специфика торговой деятельности, предоставления услуг «позволяет осуществлять денежные расчеты с потребителем без применения ЭККА, но с использованием товарно-кассовых книг». Речь идет, в частности, о мелкорозничной торговле или об ассортименте товаров, на который «распространяется мелкорозничная торговля с лотков, корзин, ручных тележек, цистерн, транспортных средств.

Главная государственная налоговая инспекция настаивает также на внесении изменений в действующее законодательство: необходимо ощутимо увеличить штрафы за проволочку с внедрением ЭККА и нарушение правил их эксплуатации. Дальше цитируем докладную записку, сопровождающую в правительство пакет предлагаемых законодательных новаций: «Практика использования электронной кассовой техники в торговле, общественном питании, на транспорте, в связи и бытовом обслуживании в таких странах, как Италия, Греция, Болгария и Венгрия, свидетельствует о необходимости принятия в Украине фискального закона, в котором следует определить ответственность продавца, покупателя, производителя ЭККА, сервисных организаций, а также других организаций, причастных к производству, реализации и сервисному обслуживанию ЭККА».

Что ж, судя по всему, тем «строптивцам», которые и в новом году вознамерятся развивать торговлю и сферу услуг, мирно сосуществуя с налоговой инспекцией, в конце концов придется раскошелиться на ЭККА. Но вот наведет ли этот чей-то до боли знакомый «великий почин» вожделенный порядок в учете и контроле? Сомнительно. С дорогой рыбки, как известно, уха плоха. Тем более у нас: наши поднаторевшие в битвах с государством предприниматели и живые контролирующие умы вокруг пальца обводят - не чета «электронным мозгам». Да и кивание на западный опыт здесь никак не поможет: не подходит он к нашим условиям. Ведь там кассовые аппараты, как и надлежит, задействованы в мобильную компьютерную систему, совместимую с фирмами-снабженцами, и прежде всего оперативно контролируют уровень покупательского спроса на каждый товар и услугу, регулируют «силовое поле» предложения. Функции же «электронного полицейского», если и существуют, то они, мягко говоря, второстепенны. Приблизительно, как для логарифмической линейки - функция забивания гвоздей.