Два года потребовалось Верховной Раде, чтобы наконец исправить досадные ошибки, допущенные при внесении изменений к закону «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Хотя намерения в целом тогда были благими: хотелось получить побольше. Однако вышло как всегда...
Если будут деньги
Лето 1999 года. Задолженность Пенсионного фонда (ПФ) перед пенсионерами исчисляется миллиардами гривен. Поступлений от дополнительного сбора на ликвидные золото, автомобили и валюту, практикующегося с 1998 года, явно недостаточно. Срочно еще нужны денежные источники. Инициативу проявил Президент, но истинным благодетелем стал парламент, который, отвергнув указ, принял по сути ничем не отличающиеся от президентских изменения в закон «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». В результате появился 5-процентный сбор с табачных изделий. Причем со всех сразу: произведенных, импортированных и даже экспортированных. В последнем случае получается, что отечественный ПФ должны были наполнять в том числе и граждане иностранных государств. Правда, временно — пока ПФ не рассчитается по долгам. Ориентировочно до 2000 года...
Лето 2001 года. В Пенсионном фонде уверяют, что еще год назад полностью рассчитались с пенсионерами по старым долгам. Впрочем, это ни для кого не секрет. Более того, значительно вырос размер пенсий. По крайней мере номинальный. А с 1 августа планируется очередное повышение пенсий — об этом заявил председатель правления Пенсионного фонда Борис Зайчук. И многозначительно добавил: «Если, конечно, будут деньги».
Резонное замечание, не правда ли? Ведь практически все это время шел поиск компромисса между нуждами бюджета и экономической целесообразностью. Но об этом позже. А пока…
Экспортеры в ауте
Оптимистическая тенденция двух последних лет к росту экспортных продаж табачных изделий в последнее время сменилась на противоположную. Объемы реализованной продукции украинских табачных фабрик на внешних рынках значительно сократились. Нет нужды перечислять потери, которые по этой причине понесли отечественные производители, экономика страны в целом и пенсионные поступления в частности. Факт налицо: при нынешней системе налогообложения табачной отрасли она потеряла свою ценовую конкурентоспособность не только на мировом рынке, но и в собственной стране. Идея парламента образца 1999 года — ввести дополнительный сбор и таким образом заставить курильщиков других стран наполнять счета отечественного ПФ — только еще больше стимулировала пенсионеров-украинцев (вынужденных любителей дешевого «импорта») поддерживать экономики соседних России и Молдовы.
Поиск компромисса
Здесь уместно вернуться к истории поиска компромиссных решений и немного шире взглянуть на экономические реалии так называемого переходного периода, который длится уже более десяти лет.
Еще в середине 90-х законодательные решения, покончившие с давальческими схемами и закрепившие фиксированный акцизный сбор на табачные изделия, стали мощным катализатором поступлений в госбюджет. Отпали разнообразные схемы ухода от налогов, спровоцированные исчислением ставок от стоимости (5 процентов 99-го, кстати, открыли такие возможности вновь).
После этого поиск компромиссов свелся в основном к определению ставок акцизного сбора. Но «экономики» нам всегда было недостаточно, а значительная «пенсионная» часть электората диктовала политическое решение о 5 процентах.
Идеальным вариантом, конечно, было бы разумное повышение акцизных ставок, предоставлявшее правительству возможность часть собранного в бюджет налога направлять на нужды пенсионеров. Но ведь акциз так безлик, а избирательные кампании накатывают регулярно...
Как же можно отменить столь необходимый денежный ресурс для отечественного пенсионного обеспечения? Парламент даже согласился продолжить действие табачного пенсионного сбора на 2002 год. Но, слава Богу, догадались избавиться от очевидных недостатков.
От бремени пенсионного налога освобожден экспорт, годовая отдача от которого к настоящему времени сжалась до скромных 11,5 млн. грн. Откуда возьмутся денежки, если только за один год (с первого квартала 2000-го по первый квартал 2001 года) объем внешних продаж сократился с 1,59 млрд. шт. сигарет до 970 тысяч?
Акцизные принципы пенсионного сбора
Производителей сигарет избавили от маразматических временных нормативов уплаты пенсионного сбора. Вместо прежних ежедневных (нужно же было додуматься!) перечислений теперь им позволены ежемесячные. «Но самое главное в другом, — уверяет инициатор законопроекта депутат Вячеслав Сокерчак. — Сигаретный сбор в ПФ переходит на акцизные принципы, т.е. оплата будет зависеть не от стоимости, а от количества реализованной продукции». Отныне производителей и импортеров сигарет вместо ставки пенсионного сбора в 5% ожидают две фиксированные — 2,5 грн. за тысячу сигарет с фильтром и 1,5 грн. за тысячу сигарет без фильтра.
По мнению авторов законопроекта народных депутатов Вячеслава Сокерчака, Валерия Алёшина, Василия Цушко, новый подход позволит уйти от ныне существующей системы двойного налогообложения. Как объяснили в парламентском комитете по вопросам финансов и банковской деятельности, ныне 5% сбора взимается со стоимости сигарет с учетом акцизного сбора. Кроме того, эти же 5% попадают в базу налогообложения НДС. По заверению разработчиков, акцизный подход позволит поставить в равные условия производителей и импортеров сигарет. Вдобавок к этому у предпринимателей отпадает соблазн манипулировать ценами на продукцию с целью уменьшения сумм пенсионного сбора.
Подсчитали и будущие доходы ПФ. Если брать полный год, получается больше.
Пенсионный
фонд — «за»
Лишние деньги пенсионерам не помешают, поэтому ПФ не против новшеств. Тем более что близится очередное повышение пенсий. В управлении ПФ по поступлениям заверили, что в любом случае потерь не должно быть, а администрирование сбора существенно упрощается. Теперь можно будет четко просчитать поступления от сбора на сигареты, поскольку сумма уже не будет зависеть от колебаний цен на рынке. Не видят оснований для беспокойства и в департаменте Минфина, курирующем вопросы пенсионного и социального обеспечения.
Вот так оценивает текущую ситуацию Ольга Горбач, заместитель начальника управления Пенсионного фонда:
— Закон, принятый Верховной Радой и полученный нами еще раз перед тем, как его будет рассматривать Президент, уже завизирован председателем правления Пенсионного фонда. Мы провели анализ, основанный на новых ставках и на статистике выпуска сигарет в 2000 году с учетом потерь от освобождения экспорта. По нашим расчетам, поступления останутся приблизительно на том же, что и раньше, уровне. Если же произойдет прогнозированный рост производства, то суммы поступлений незначительно возрастут. Речь идет о нескольких миллионах гривен. Реальных потерь Пенсионного фонда от смены ставки не предвидится.
Вячеслав Сокерчак, народный депутат:
— Уверяю вас, бюджет не пострадает. Он даже больше получит. Вот посмотрите. Ведь сейчас предприятиями фактически платится повышенный акциз, что существенно сдерживает реализацию. Да и процедура уплаты упрощается. Теперь не нужно будет каждый день бегать с декларацией и докладывать о перечислении денег в Пенсионный фонд.
Компенсация Пенсионному фонду обеспечивается благодаря точно подобранным нами ставкам и в оценке реального годового производства сигарет по видам. Поступления в ПФ увеличатся еще и от того, что закон перекроет лазейки для нечестных производителей и импортеров. Думаю, вам известны случаи занижения отпускных цен и таможенной стоимости. Создавались «свои» фирмы и через них реализовывались сигареты, которые отпускались как бы для своих. И таким способом уходили от 5%.
Главное, что мы освободили экспорт, а увеличится экспорт — появится смысл увеличивать производство. Мы же этими 5% сами лишили украинский товар ценовой конкурентоспособности. Снимая налог с экспорта, мы стимулируем производство. И получаем намного больше, в том числе и в Пенсионный фонд. Думаю, что производители будут довольны изменениями. Их оценка была позитивной. Закон также поддерживают Минфин и Минэкономики. Они ведь понимают, что прежде была в принципе нарушена система налогообложения. Теперь все станет на свои места.