UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОНОР ПОНЕВОЛЕ

Нынешний год неумолимо приближается к своей середине, а споры о бюджете и его исполнении не только не утихают, но и обостряются...

Автор: Надежда Федотко

Нынешний год неумолимо приближается к своей середине, а споры о бюджете и его исполнении не только не утихают, но и обостряются. В Верховной Раде уже примеряются к бюджету-2000. Конечно, это хорошо - как и любые попытки заглянуть вперед, правда, при этом нелишним было бы разобраться с тем, что уже натворили…

Бюджеты нынешнего года на сессиях областного, а также городских и районных советов Николаевщины в целом были приняты довольно спокойно, хотя и не без нареканий в сторону центра. Настоящие страсти разгорелись позже, когда стали известны первые результаты хозяйствования в 1999 году.

В январе-марте доходная часть областного бюджета составила всего 36,7 млн. грн. Если сравнить эту цифру с соответствующим периодом минувшего года, то она уменьшилась на 19,5 млн. Ясно, что столь крупное недополучение доходов обострило проблему долгов перед бюджетниками. Область, по результатам 1997 года вовсе не имевшая таких долгов, а в минувшем году задержавшая платежи всего на месяц, в нынешнем году резко сдала свои позиции, увеличив задолженность в среднем до 3,5 месяца.

Местные власти реагировали на беду по-разному. Областной совет и областная госадминистрация пошли на интенсивные поиски выхода из положения, не остановились даже перед проведением внеочередной сессии облсовета. Учитывая сложившуюся ситуацию с неплатежами, депутаты, воспользовавшись специальным разрешением центра, решили пополнить бюджет за счет реализации векселей Южно-Украинской атомной станции на сумму 71,4 млн. грн., находящихся в залоге у Государственной налоговой администрации, в счет погашения недоимки по налогу на прибыль.

Естественно, эти ценные бумаги не могли быть реализованы один к одному, никто на это и не надеялся, но определенную часть средств получить все-таки удалось. Депутаты решили реализовать векселя на 50 млн. грн. фирме «Украгробизнес» за 8,5 млн. частично «живыми» деньгами и частично ресурсами, в основном горюче-смазочными материалами, которые крайне необходимы для проведения весенне-полевых работ. Такое решение, по мнению областных руководителей, позволило несколько пополнить бюджет и смягчить ситуацию с невыплатами зарплаты.

Несколько по-другому среагировали на финансовые трудности власти областного центра. Группа депутатов Николаевского горсовета инициировала длительную и бесплодную дискуссию в средствах массовой информации и на сессии горсовета, пытаясь доказать, что в числе наиболее обиженных оказался именно Николаев, а область пытается за счет средств города решать проблемы сельских районов. Некоторые наиболее горячие головы пригрозили даже обратиться в суд, чтобы защитить свои позиции.

Надо сказать, что подобной конфронтации между городской и областной властью на Николаевщине еще не случалось, они всегда находили между собой общий язык. И нужны были уж очень весомые причины, чтобы нарушить это равновесие.

Как область, в предыдущие два года находившаяся в ряду регионов, наименее обремененных долгами по зарплате, так вдруг дошла до жизни такой? Местные финансисты кивают в сторону Киева, утверждая, что подобный оборот дела был вполне прогнозируемым. Центр поставил Николаевщину в довольно жесткие условия, по существу, включив в группу регионов-доноров, которые не только обеспечивают себя, но и поставляют средства на общегосударственные нужды.

Помнится, в связи с этим председатель облгосадминистрации Н.Круглов на одной из сессий иронично поблагодарил депутатов ВР от Николаевщины за столь высокую оценку возможностей области, вполне серьезно заметив при этом, что таковые явно преувеличены. Губернатора тогда поддержали депутаты облсовета, обвинив своих коллег-земляков в Верховной Раде в том, что, принимая госбюджет, те проигнорировали интересы области. Справедливость тогдашних упреков стала очевидна уже после первых месяцев хозяйствования: за первый квартал «живых» денег в областной бюджет поступило на 25 процентов больше, чем в прошлом году, но ситуация с социальными выплатами от этого не только не улучшилась, но и обострилась - дал себя знать, в частности, фактический запрет взаимозачетов, что для области, где основной плательщик АЭС, катастрофично.

В прошлом году налог на прибыль полностью оставался в области. В нынешнем же только 70 процентов остается областному бюджету, остальные 30 «уходят» в госбюджет. Если бы при этом Южно-Украинская АЭС, находящаяся на территории области, оплачивала налоги деньгами, никаких бы проблем не было бы. Но в том-то и дело, что вместо денег областной бюджет «получает» недоимку в 98 млн. грн. Парадокс, но наличие в области такого мощного предприятия, как АЭС, не только не помогает свести концы с концами, но и существенно затрудняет исполнение бюджета.

Подоходный налог с граждан тоже не радует. В минувшем году он также полностью оставался в области, в нынешнем - всего 60 процентов, а это снова-таки существенная потеря «живых» денег.

Областные финансисты предлагают обратить внимание на то, у каких областей разработчики госбюджета забрали часть общегосударственных налогов. Оказывается, у Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Киевской, Запорожской - т.е. у наиболее сильных, индустриально развитых, которые всегда были донорами. В нынешнем году к этим «силачам» подключили и Николаевскую область, наверное, ориентируясь прежде всего на удовлетворительные показатели исполнения бюджета, стабильные поступления. Однако никто не обратил внимания на существенную деталь: 54 процента всей суммы налогов в области обеспечивает АЭС, которая, как и другие подобные энергетические объекты, страдает хроническим неполучением «живых» денег за отпущенную электроэнергию.

В беседе с корреспондентом «ЗН» глава облгосадминистрации Н.Круглов высказал убеждение, что если бы народные депутаты, принимая госбюджет, внимательно присмотрелись хотя бы к списку областей, привлекаемых к «донорству», то они внесли бы необходимые коррективы. Николаевской области в нем делать нечего. Ведь никому же не пришло в голову сравнивать, скажем, Волынскую область с Днепропетровской или Донецкой?

- В Украине, - привел еще один аргумент Н.Круглов, - пять областей, имеющих АЭС. Но только Николаевская «стреножена». В Хмельницкой области, к примеру, весь налог на прибыль остается на месте. Тоже самое - в Ривненской. Это развязывает руки местной власти в исполнении бюджета.

Обстановка остается довольно сложной, она требует вмешательства центральных органов власти.

- Мы многого не хотим, - говорит Николай Круглов. - Области необходимо вернуть хотя бы те 30 процентов налога на прибыль, которые изымаются нынче в центр, да развязать руки местной власти для того, чтобы с помощью взаимозачетов сделать самое необходимое: запастись медикаментами для льготников, провести неотложные ремонтные работы, подготовиться к зиме. Обнадеживает, что на одном из последних совещаний у премьер-министра Украины было признано, что доведенные в нынешнем году нормативы отчислений для госбюджета не адекватны потенциалу нашей области и что теперь Николаевщину будет лично курировать Валерий Пустовойтенко. Возможно, что все это поможет решить накопившиеся проблемы.