UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОЛОГ ВЕК У ЗАРПЛАТНОГО ДОЛГА...

Увы, свершилось - официальное признание такого общеизвестного факта, как всеукраинская катастрофа с зарплатой...

Автор: Наталия Яценко

Увы, свершилось - официальное признание такого общеизвестного факта, как всеукраинская катастрофа с зарплатой. Не далее как в минувший вторник страна из уст премьер-министра Евгения Марчука услышала, что невыплаты зарплат, достигшие к 1 мая с.г. 177 трлн. крб., и пенсий из Пенсионного фонда на сумму 42,4 трлн., составляют «угрозу государственному строю». Попытки в течение вот уже пяти месяцев переломить ситуацию успеха не принесли: правительство убедилось, что традиционным латаньем «тришкина кафтана» погасить задолженность не удастся. Вот уж поистине, прав был В.И.Даль: у долга век долог, особенно (добавим от себя) когда он зарплатный. Даже если из ежедневных бюджетных поступлений в Украине не финансировать абсолютно ничего, кроме социальных выплат, то и в таком случае средств не хватает, - мужественно признал 21 мая Евгений Марчук. Тупик и... всеобщее злорадство антиреформаторских сил, открытым текстом призывающих к смене курса.

Объясняться с парламентариями премьер-министру было весьма нелегко: правительство уже не раз обещало рассчитаться с долгами по зарплате, однако свое обещание так и не выполнило. В очередной раз вести речь о каких-то графиках погашения задолженности было бы просто неприлично. Поэтому Е. Марчук в своем получасовом докладе сделал попытку анализа главных причин «зарплатного бедствия».

Как и ожидалось, первым был назван глобальный платежный кризис, который продолжительное время, но особенно активно - в последние полтора года, разъедает нашу экономику. Ну а сам кризис откуда? Вследствие недостаточной эффективности и некомплексности принимаемых мер, наличия в деятельности правительства методологических просчетов. Здесь как-то исподволь, незаметно стрелка была переведена на проблемы монетарной политики. Национальному банку попеняли за чрезмерное рвение: денежная масса, согласно приведенным в докладе данным, возросла в 1995 году в 2,13 раза при темпах инфляции в 2,82 раза, то есть оказалась на треть меньше.

Отыскалась, стало быть, одна из причин спада в промышленности? Относительно корректности данного сопоставления цифр пусть спорят финансисты, а лично мне очень понравилось последовавшее далее напоминание премьера, что «средства монетарного сжатия инфляционных процессов имеют свои объективные пределы». Действительно, имеют. Именно поэтому «монетарное сжатие инфляции» полагалось бы подкрепить мерами другого порядка - реформой бюджетной и налоговой системы, реструктуризацией в промышленности, созданием стройной, четко действующей исполнительной вертикали от центра до окраин и проч. Не подкрепили. Продолжаем делить с каждым днем все более скудный «бюджетный» пирог, стараясь из ложного человеколюбия помочь даже тем предприятиям, которые уже давно не жильцы. А виноват-то кто? Всё знающие и всех обличающие левые убеждены - реформы. Те самые, которых в пораженной спадом производства промышленности и в хронически страдающем от безденежья АПК, по большому счету, еще и не было.

В нынешнем докладе Е.Марчука, вполне учитывающем уровень социальной напряженности в стране, о структурной перестройке в экономике, демонополизации и развитии конкуренции было сказано буквально одной фразой, где-то на 23-й минуте выступления. Хоть и жизненно необходимые это меры, можно сказать, уже перезревшие, но далеко не популярные. Как говорится, давайте лучше поговорим «о большом и светлом». Так что хорошо сформулированная проблема уменьшения налогового пресса на товаропроизводителей и реформирования налоговой системы в целом оказалась как нельзя более кстати, оставив приятное впечатление и у депутатов, и у приглашенных. Основные предложения премьера сводились, во-первых, к уменьшению НДС до 10% хотя бы на три или шесть месяцев, во-вторых, к пересмотру размеров импортных пошлин и акцизных сборов на ввозимые в Украину товары, прежде всего, пищевой и легкой промышленности, в-третьих, к сокращению отчислений в различные фонды - от общегосударственных до местных и, в-четвертых, ко включению всех внебюджетных фондов в состав госбюджета.

Итак, несмотря на все усилия левых, «мяч» снова оказался на парламентской стороне поля: согласно Конституционному договору, лишь Верховный Совет имеет право принимать налоговые законы и вообще вторгаться в налоговое законодательство. Но лишь не знакомый с парламентской «кухней» человек мог предположить, что депутаты ухватятся за возможность оперативно решить важнейшие для судеб страны вопросы (другой яркий пример из той же области - находящийся вот уже полтора года на рассмотрении в ВС законопроект о большой приватизации). В данном случае в арсенале депутатского корпуса к 21 мая оказались пять разработанных в его недрах различных проектов постановления ВС относительно отчета премьер-министра Е.Марчука «О ходе выполнения постановления Верховного Совета от 23 января 1996 года «О погашении задолженности...» И в самом обстоятельном из них, подготовленном временной специальной комиссией по изучению ситуации с невыплатами зарплаты, пенсий и стипендий, явственно просматривалась «жажда крови» - в виде традиционного признания неудовлетворительной работы Кабмина по преодолению «зарплатного кризиса» и выражения недоверия вице-премьерам В. Пинзенику, Р.Шпеку и министру финансов П.Германчуку.

К четвергу, после доработки, тон проекта значительно смягчился. «Неуд» сохранился, но без упоминания персоналий. И ничто не предвещало бы близких перемен в жизни беззарплатных учителей и безпенсионных стариков, если бы не п.4 проекта постановления, который разрешает Кабинету министров использовать 200 млн. долларов США из официальных валютных резервов для немедленного погашения задолженности по выплате пенсий, стипендий зарплаты бюджетникам. Что вкупе с предписываемым в п.8 ограничением роста курса карбованца может, по оценкам некоторых экономистов, оказаться равнозначным одномоментной 37-триллионной эмиссии и привести к 102 (ста двум!) процентам роста месячной инфляции по сравнению с ее нынешним уровнем.

К обеду в пятницу постановление было наконец принято, причем в существенно измененном виде. В частности, на погашение задолженности разрешено использовать не валютные резервы, а кредит Эксимбанка Японии. Нам же остается подвести некоторые итоги. Первый, поучительный: от количества докладов, слушаний, публичных разборок, голосований и проч. зарплаты в народном хозяйстве не прибавляется. Второй, печальный: ни в правительстве, ни в Верховном Совете по-прежнему нет эффективного и всесторонне отработанного механизма преодоления «зарплатного бедствия», а это, знаете ли, чревато...