UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

Долги, долги... Они бывают разными: большими и маленькими; соседям, сослуживцам, родственникам, предприятиям, организациям и учреждениям, государству...

Автор: Александр Барановский

Долги, долги... Они бывают разными: большими и маленькими; соседям, сослуживцам, родственникам, предприятиям, организациям и учреждениям, государству. Существует гражданский, воинский, профессиональный и потребительский долг. Прошлые и будущие, обеспеченные и необеспеченные, возвращенные и невозвращенные, личные, групповые и государственные, страны и области, государственному и местным бюджетам, внебюджетным фондам - все они, несмотря на определенные различия, имеют одну общую черту. Таковой является необходимость их возврата.

«Долг платежом красен», - вряд ли кто-либо усомнится в этой древней мудрости. Тем более, если речь идет о государственном долге.

Государственный долг Украины, представляющий собой задолженность государства по кредитным операциям, подразделяется на внутренний и внешний, капитальный и текущий. Управление государственным долгом предполагает осуществление совокупности финансовых мероприятий, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации займов.

Размер государственного долга зависит от множества факторов, воздействующих на него далеко неравнозначно. Так, если выпуск государственных долговых обязательств как в стоимостной, так и товарной формах, восстановление и защита сбережений граждан однозначно увеличивают государственный долг (достаточно сказать, что принятие одноименного закона увеличивает госдолг России на 500 трлн.руб.), то конкурентоспособность национальных сырьевых ресурсов и товаров, способность зарабатывать СКВ, наоборот, позволяют уменьшать задолженность. В этой связи следует учитывать также опасность увеличения государственного внешнего долга за счет невыполнения обязательств по валютным кредитам со стороны национальных объединений и ассоциаций.

Естественно, управление столь сложной и неоднозначной категорией, как государственный долг, требует наличия и полноценного правового обеспечения и соответствующих структур, призванных его обслуживать, и действенного механизма его погашения.

Что касается юридической стороны вопроса, то Законом Украины «О структуре государственного внутреннего долга Украины» Верховным Советом Украины утверждается структура и предельный размер государственного долга страны.

Проект структуры государственного внутреннего долга Украины по состоянию на 1 января 1995 года, подготовленный Министерством финансов, характеризуется следующими данными (Таблица 1).

Предельный же размер внутреннего государственного долга Украины на 1995 год - 499,7 трлн.крб. (около $3,8 млрд.), предложенный Минфином, складывается из суммы вышеобозначенного долга на 1 января нынешнего года, предельного размера дефицита Госбюджета на 1995 год и суммы выпуска и рефинансирования государственных ценных бумаг. Справедливости ради следует отметить, что данный проект до сих пор не утвержден высшим законодательным органом страны. Однако от этого долги не перешли в разряд доходов. О масштабе внутреннего государственного долга Украины свидетельствует тот факт, что он составляет по отношению к валовому внутреннему продукту, положенному в основу формирования госбюджета 1995 года, 11%, а к расходной части госбюджета - 30,4%.

Внешний долг Украины, по данным Министерства финансов Украины, по состоянию на 1 мая 1995 года составлял (в млрд. долл. США) (Таблица 2).

При этом почти 2/5 российского кредита (на общую сумму $2,5 млрд.) приходится на задолженность украинских предприятий за полученную продукцию российских поставщиков, а оставшаяся часть - задолженность по техническим (платежным) кредитам на корреспондентских счетах НБУ в Центробанке России. На обслуживание только этого кредита необходимо около $416 млн. ежегодно. Предоставленный рублевый кредит - 247,5 млрд. - использован полностью на приобретение энергоносителей. В целом же украинский долг России составляет 5-6% общего $80-миллиардного долга Российской Федерации государств ближнего и дальнего зарубежья.

Следует отметить, что в российской Думе сложилось критическое отношение к подписанному в марте сего года первым вице-премьером Росии Олегом Сосковцом документу (согласно которому правительство РФ предоставило правительству Украины рассрочку выплаты долговых обязательств на сумму $1140 млн.) о пролонгации возвращения государственного кредита, предоставленного Украине. Реструктурированы просроченные платежи 1994 года и платежи, термин которых относится на 1995 год. Срок оплаты $1072 млн. определен в 10 лет с 1998 по 2008 год. А в течение 1995-1997 годов предполагается выплата исключительно процентов из расчета 8-8,5%. Еще $68 млн. подлежат оплате до 20 марта 1997 года. Такой подход не устраивает многих российских депутатов. Так, председатель комитета по делам СНГ Константин Затулин отметил, что лишь проценты по этому кредиту уже составляют $485 млн. Более того, он является сторонником выкупа за счет украинского долга кораблей Черноморского флота, доставшихся Украине по его разделу. Во многом это предопределило практически единогласное принятие Думой 11 мая закона «О реструктуризации задолженности по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией». В соответствии с ним вводится процедура ратификации палатами Федерального собрания всех международных договоров и соглашений о реструктуризации задолженности иностранных государств России по предоставленным им ею государственным кредитам. Правительству вменяется в обязанность вносить подобные документы в парламент в течение 3 месяцев со дня их подписания. К слову, под предлогом расчетов за использование космодрома Байконур Казахстану прощен государственный долг почти в $2 млрд.

Украинский долг Туркменистану ($671,9 млн.) за поставленный в 1993 году газ в соответствии с взаимной договоренностью от 5 ноября 1994 года реструктуризовано на достаточно благоприятных для нашей страны условиях.

В качестве решения проблемы погашения государственного долга Украины Молдавии рассматривается возможность взаимозачета задолженности Молдавской железной дороги нашим железнодорожникам.

Кроме того, привлеченные средства от Международного Валютного Фонда составляют $2,14 млрд., из которых получено $0,82 млрд.

По словам руководителя украинского представительства Всемирного банка Даниэля Кауфмана, ожидается, что в конце 1995 года Украина получит от Запада около $5 млрд., после чего её внешний долг будет составлять около $12 млрд., или 12% валового внутреннего продукта. По этим же прогнозам, до конца столетия долги Украины будут составлять уже половину ВВП и достигнут $33 млрд.

Справедливости ради замечу, что общий внешний долг Венгрии составляет 67% ВВП, а Мексики - 46% производства. Общая задолженность Ирана зарубежным странам составляет $33 млрд. А сумма внешнего долга Росии оценивается в $130 млрд. Следует отметить, что внешний долг России как независимого государства, то есть сумма, накопившаяся с 1992 года, оценивается в $11,2 млрд. (при этом сумма долга развивающихся стран перед Российской Федерацией составляет $147 млрд.).

В ряду других специалистами высказывается и мнение, что статус-кво с внешними долгами Украины сложился ввиду того, что вовремя не были решены вопросы с распределением доли нашей страны как в финансовых обязательствах СССР, так и в его богатстве. Между тем нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на величину внешнего долга влияет и огромный внутренний долг за энергоносители (только внутренний долг потребителей газа составляет 135 трлн.крб.). В то же время отказ правопреемников от выполняемых заказов министерств и ведомств бывшего СССР также увеличивает долг Украины.

Погашение внешнего долга сегодня осуществляется с помощью специально созданного структурного подразделения Министерства финансов Украины - Главного управления обслуживания внешнего долга. Расходы по обслуживанию внешнего долга в Государственном бюджете Украины на 1995 год определены в размере 273,2 трлн.крб., что составляет 16,6% его расходной части. Эта сумма в госбюджете уступает лишь расходам Пенсионного фонда, превышая все другие статьи. На обслуживание внешнего долга отпущено средств в 1,3 раза больше, чем на финансирование народного хозяйства.

Для сравнения - контроль за погашением внешнего долга в России возложен на правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и финансовым активам РФ. При этом ежегодные расходы на эти цели оцениваются в 1994 году в $4,1 млрд., а в 1995 году - $6,4 млрд. Естественно, названные суммы далеко недостаточны для своевременного погашения внешнего долга. Следует сказать, что в 1993 году Россия внесла лишь $3,6 млрд., в то время как общая сумма платежей по обслуживанию внешнего долга (включая выплаты по основной сумме плюс проценты) должна была составить $31 млрд. В 1994 году платежи России по общей сумме задолженности должны были составить $32,5 млрд.

А вот в Литве программа задолженности государства на текущий год (на 1 января 1995 года государственный внешний долг составил $486 млн.), установление приоритетов и целей зарубежных кредитов составляли повестку дня и предмет специальных решений заседания Кабинета министров 17 мая. В частности, зарубежные кредиты прежде всего будут направляться на финансирование инвестиционных проектов для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, в которых создаются новые рабочие места для граждан страны, на стабилизацию платежного баланса, развитие среднего и малого предпринимательства.

Существует довольно широкий арсенал способов погашения долговых обязательств. Это и поставки различных товаров, и выплаты в СКВ, и конверсия части долга в национальную валюту для обслуживания нужд кредиторов, инвестирования в экономику страны-должника, и совместное владение приватизированными предприятиями, и переуступка долга отечественным и зарубежным юридическим лицам, и выкуп задолженности самими странами-должниками, и комбинированный способ погашения долгов с учетом общепризнанных норм и правил, принятых в сфере международного долгового регулирования.

Как отметил первый вице-премьер Украины Виктор Пинзеник, в I квартале нынешнего года наша страна испытывала трудности с обслуживанием внешнего долга, так как расходы на эти цели вдвое превышали объемы валютных поступлений. Между тем были направлены финансовые средства на погашение просроченных в 1994 году платежей по кредитам Европейского Союза и Министерства сельского хозяйства США, которые были открыты для Украины в 1992-1993 годах. Как заявил начальник управления обслуживания внешнего долга Министерства финансов Украины Алексей Бережной, украинское правительство намерено не допускать в 1995 году накопления просроченных задолженностей по иностранным кредитам.

Таким образом, суммарный объем государственного внутреннего и внешнего долга Украины составляет около $11 млрд., что равнозначно почти трети расчетного валового внутреннего продукта этого года и примерно 85% госбюджета на 1995 год.

По сообщению Министерства статистики, украинский долг России вырос за апрель 1995 года почти до 100 трлн.крб., Туркменистану - до 9,3 трлн.крб., а Молдавии - до немногим менее 0,6 трлн.крб.

Учитывая значимость регулирования размеров долга, Указом Президента Украины «О мероприятиях по укреплению финансовой дисциплины при исполнении Государственного бюджета Украины» установлены предварительное рассмотрение и последующая регистрация Министерством финансов Украины международных договоров нашей страны, выполнение которых приводит к увеличению внешнего государственного долга.

Все вышеизложенное дает основание говорить о необходимости комплексного продуманного решения проблемы внутреннего и внешнего долга с целью предотвращения возможных угроз экономической безопасности Украины.

Следует активно искать пути, ведущие к уменьшению государственного внешнего долга. Во многом результативность таких поисков будет зависеть от степени благоприятности инвестиционного климата в Украине, которым будут определяться масштабы иностранных инвестиций. Министр финансов Великобритании Кеннет Кларк во время своего недавнего визита выразил уверенность в том, что Соединенное Королевство и другие западные страны будут всячески помогать Украине в погашении ее внешнего долга. Но все же окончательный успех зависит в основном от наших собственных практических шагов.