«Бассейн наполняется первой трубой за 5 часов, а через вторую трубу он может быть опорожнен за 6 часов. Через сколько часов будет наполнен весь бассейн, если одновременно открыть обе трубы?»
(Из задачника для 5-6 классов семилетней и средней школы С.Пономарева и Н.Сырнева, 1965 г.).
Думаю, среди депутатов Верховного Совета, рассматривавших в минувшую среду законопроект о государственном бюджете на 1995 год, немало тех, кто годиков эдак тридцать назад щелкал, как орехи, подобные задачки о резервуарах (бассейнах, бочках, аквариумах, водоемах и пр.). Когда ты в пятом классе - все просто и естественно, еще не утрачена вера в нормальный, правильный ход событий. Не болит голова о том, что бассейн может и вовсе не наполниться по причине отсутствия воды. Что засорится (или, не дай Бог, прохудится) труба, сведя все педагогические усилия составителей задачника насмарку. Или же слесарь, ведающий кранами-трубами, запьет. А если не запьет, то в полной трезвости духа отправится, перекрыв предварительно воду, на митинг протеста - ну, скажем, против диктата Международного валютного фонда.
Не знаю, как к митингующим слесарям, но к депутатам украинского парламента у МВФ должно быть отношение самое положительное. Осознали! С первой попытки приняли в первом чтении президентский законопроект о бюджете 1995-го! И даже с приемлемым дефицитом - 7,3 процента валового внутреннего продукта (здесь опять удивительная арифметика, и надо же - опять в нашу пользу: то, что у нас выливается в 7,3 процента дефицита, по принятой в цивилизованном мире, а значит, и в МВФ методике составляет чуть больше трех процентов, что, ясное дело, меньше пяти, за которые - ни-ни!).
Но в парламенте многие, очень многие недовольны. И левые, и правые. И реформаторы, и сторонники Союза с плановой экономикой. И аграрии, и педагоги. И энергетики, и оборонщики. Потому что бюджет - очень хитрая задача, только из области арифметики политической. И задача, безусловно, многовариантная. Казалось бы, даже школьнику ясно: ну нельзя, скатившись по уровню производства на несколько десятилетий назад, сохранить уровень жизни хотя бы начала 90-х. Нельзя, но если очень хочется... Стоит попробовать. И здесь появляется непреодолимое желание, держа 7,3 процента в уме, зарегулировать все и вся.
Можно понять аллергию к проекту бюджета у реформаторов: 47,2 процента перераспределения ВВП через бюджет - это невиданно много, это не вполне стыкуется с курсом на рыночные преобразования, снижение налогового бремени и поддержку производителя. Право, какое там снижение, когда базовую ставку налога на прибыль (статья 13 законопроекта) предложено увеличить на 10 процентных пунктов. Стоило ли вообще огород городить с принятием нового, более прогрессивного закона о налогообложении прибыли? Здесь не надо быть великим экономистом, чтобы спрогнозировать, что даже большая, нежели в минувшем году, часть содержимого, предназначенного для общегосударственного бассейна (сосуда, бочки), окажется в бассейнчиках приватных, тщательно укрытых от налоговой инспекции.
Коммунисты тоже недовольны, но мотив иной: уступаем «диктату МВФ», загоняем народ в тупик антигуманными реформами.
Недовольны и оборонщики: нечем прокормить 150 предприятий, недавно выведенных из-под приватизации. Недовольны педагоги: 87 триллионов запланированных средств хватит в лучшем случае на зарплаты и стипендии, но о покупке мела и выпуске учебников мечтать уже не приходится. Недовольны аграрии: высока ставка налога на землю (по президентскому проекту - в 20 раз, согласно коррективам бюджетной комиссии Н.Азарова - в 50 раз выше прошлогодней).
О своем недовольстве мог бы заявить и закон, если бы, конечно, научился говорить. Ведь согласно проекту бюджета, одобренного в первом чтении, приостанавливается либо просто игнорируется целый ряд положений многих законодательных актов - чернобыльского, о приоритетном развитии села, о налогообложении прибыли, об образовании...
Довольных бюджетом можно было увидеть разве что на балконе, среди приглашенных на сессию. Руководители областных Советов спокойно взирали на довольно вялые попытки представителей депутатских групп и комиссий перетянуть трещащее одеяло на себя. Им, руководителям облсоветов, чего волноваться, коль статьей 21 законопроекта закрепляется право областных Советов делить налоговые поступления и диктовать свою волю подчиненным им городам и районам. А поскольку денег катастрофически не хватает, то приходится несколько уточнить весьма пессимистический прогноз депутата С.Николаенко, заявившего, что в 1995-м не будет бюджетов сел, поселков и сельских районов. Да у нас не будет и бюджетов в городах областного подчинения!
А что же будет? Через две недели неминуемы парламентские разборки при утверждении бюджета во втором чтении, а в перспективе, если существенных коррективов не произойдет, - бюджетные войны на всех уровнях (как хотелось бы ошибиться с этим предположением!).
Таковы, если коротко, результаты десятичасовых (с несколькими перерывами) депутатских занятий политической арифметикой. На фоне смехотворного бездефицитного бюджета-94 прогресс налицо, что не преминет, надеюсь, отметить совет директоров МВФ, выделив Украине 1,5 миллиарда долларов кредита stend by. Трудно не увидеть в принятии госбюджета в первом чтении и успех сугубо политический. Хотя... лучше бы он был экономическим. Ведь с точки зрения экономической перспективы и общепринятых в мире подходов к формированию бюджета мы, вероятно, преуспели пока не больше хорошиста-пятиклассника. Университетские задачи из курса высшей математики, увы, все еще не по плечу.