UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Депозитный» налог: иллюзорные вызовы и дополнительные возможности

В дискуссиях вокруг принятого парламентом в первом чтении Налогового кодекса пункт о пятипроцентном налогообложении доходов физических лиц с депозитов представляется, на первый взгляд, не столь уж важным...

Автор: Андрей Алексеев

В дискуссиях вокруг принятого парламентом в первом чтении Вадим Пушкарев, говоря об угрозе фактически двойного налогообложения: «Клиенты банков приносят на депозиты заработанные деньги, с которых ранее уже были уплачены налоги. Я понимаю тех, кто хочет заработать, но считаю большой ошибкой желание «содрать две шкуры».

«Я не могу согласиться с экономистами, считающими, что происходит двойное налогообложение. Ведь гражданин, заработав упомянутые средства и вложив их в банк, получает (новые) доходы от вклада, — прокомментировала мнение оппонентов Татьяна Ефименко. — Нужно помнить, что вклады в банке превращаются в финансовый ресурс, который участвует в экономике и таким образом приносит отдельный доход, подлежащий налогообложению. Кстати, в России вкладчики банков платят такие налоги».

Кроме того, обосновывая необходимость налогообложения депозитных доходов, представитель Минфина сослалась на мнение тех экономистов, которые считают, что «поскольку дивиденды от паев, акций, участия в хозяйственных обществах подлежат налогообложению, проценты по банковским депозитам являються по экономической сути похожей базой для уплаты налогов». Сегодня же «инвестиционные возможности — не равноценны, не равнозначны, ведь для банковских депозитов существуют определенные преференции».

По словам замглавы Государственной налоговой администрации Сергея Лекаря, «налогообложение получаемых субъектом доходов — это обязательный атрибут. И то, что нужно облагать налогами, никаких вопросов вызывать не должно».

Разделяют эту точку зрения и банкиры, участвовавшие в дискуссии. Так, председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин назвал эти преференции «большим офшором»: «Если посмотреть экономику любого универсального банка, то две трети доходов, которые мы зарабатываем, идут на выплату процентов. Две трети. То есть главным выгодополучателем от нашей работы являются не акционеры, не коллектив, не государство, а предприятия и население. Получается, что две трети дохода уходят в офшорную дыру. Облагать налогами, без сомнения, нужно».

В подобном духе высказался также председатель правления банка «Финансы и кредит» Владимир Хлывнюк, напомнивший слова Б.Франклина о том, что «неотвратимы два момента — смерть и налоги».

Один из главных рисков в случае введения налога, как считают некоторые, — это возможный отток средств населения из банковской системы (со всеми соответствующими последствиями) под влиянием нежелания платить дополнительные налоги. В частности, в конце прошлой недели при обсуждении проекта Налогового кодекса в парламенте представитель Блока Литвина Олег Зарубинский отмечал, что соответствующая норма документа «похоронит банковскую систему и доверие к государству», а член фракции «НУ—НС» Александр Бондарь заметил, что к 1 января 2013 года «никаких депозитов на счетах не будет, все будут забирать деньги из банков, поскольку недоверие будет еще большим».

Некоторые опасения по этому поводу высказала и Т.Ефименко. По ее словам, все же трудно сказать, как поведут себя вкладчики в условиях налогообложения: «Кто-то из банкиров думает, что при введении этой нормы многие вклады исчезнут из банков и появятся вообще в другом виде, в другом месте».

В ответ Борис Тимонькин отметил, что, он уверен, после введения налога депозиты будут забирать единицы, поскольку разница в получаемых вкладчиками доходах несущественна: «Человек, который сегодня получает 20% по депозиту, будет на руки получать 19% [при ставке налога 5%]». Исключение составят разве что лица «с психопатологическими чертами», а таких, как сказал эксперт, «немного». Банкир считает: даже если изъятые с депозитных счетов средства уйдут, скажем, в инвестиционные фонды, они все равно останутся в банковском секторе. «Деньги не уходят из банковской системы. Они попадают на счета компании — торговца ценными бумагами, потом идут еще кому-то, но все равно он будет держать их в банке», — резюмировал финансист.

Руководитель банка «Старокиевский» Юрий Яременко подчеркнул, что к налогу «все готовы», более того, «все ожидали более жесткого подхода». «5% вообще ни на что не влияют. Я думаю, не будет никакого оттока. Если бы налог ввели раньше, все равно был бы приток», — отметил банкир.

Цена вопроса