UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕНЬГИ МЕНЯЮТ ЛИЦО

Недаром говорят, что о стране можно судить по ее валюте. И не только о состоянии ее экономики. Дизайн банкнот языком государственных символов вполне красноречиво говорит и об идеологической ориентации...

Автор: Ирина Гончарова

Недаром говорят, что о стране можно судить по ее валюте. И не только о состоянии ее экономики. Дизайн банкнот языком государственных символов вполне красноречиво говорит и об идеологической ориентации. На нашей памяти происходил развал Советского Союза, который сопровождался развалом экономическим и идеологическим. И все это вскоре отразилось на государственной валюте. Началась инфляция, деньги обесценились, цены взмыли вверх. Последовала индексация зарплаты. Вот когда мы стали получать «много денег»! Чтобы унести домой аванс в 20 тысяч «деревянных» рублей в самых ходовых 10- и 25-рублевых купюрах, требовался «воз и маленькая тележка», потому что пачки денег в банковской упаковке не помещались в хозяйственную сумку. У касс в магазинах очереди стали длиннее: кассирши не справлялись с денежной массой. Вскоре стало ясно, что придется-таки государству начать печатать купюры большего достоинства. И они появились - сначала достоинством в 500 рублей, потом в одну, а вскоре и в пять, и в десять тысяч рублей.

«Уберите Ленина с денег!» - требовал в свое время Андрей Вознесенский, и эти его стихи пронзительно и надрывно звучали со сцены Театра на Таганке в спектакле «Антимиры». Ну, вот и сбылась мечта поэта: на новых крупных купюрах образца 1993 года Ленина не стало. На тысячной банкноте появилось изображение фрагмента Красной площади, точнее, двух ее историко-архитектурных памятников-символов - Спасской башни и храма Василия Блаженного. Причем выбран такой ракурс при воспроизведении на банкноте этой композиции, что храм напрочь заслоняет собой мавзолей вождя.

Советские дензнаки с изображением Ленина, пишет в статье «Меняет лицо планета - меняют лицо деньги» Нэнси Берлингер («Нью-Йорк таймс»), сейчас имеют хождение только в Приднестровье, причем в «обновленном» варианте они дополнительно проштампованы специальной печатью с изображением полководца Суворова.

После развала Союза в 1991 году новые государства, возникшие на его месте, очень скоро стали делать более или менее удачные попытки эмитировать собственную валюту. Прибалтийским государствам это не только помогало почувствовать относительную экономическую самостоятельность, но и обеспечивало частичную защиту их магазинов от опустошительных наездов российских, белорусских, да и польских соседей.

Белорусские купоны, которые еще не заменены полноценной национальной валютой, в народе носят название «зайчики» - на них и впрямь изображены местные звери - (не только зайцы, разумеется)... Белорусы иронически замечают, что это не деньги, а «настоящий зоопарк», на что правительство резонно отвечает, что когда оно сможет выпускать настоящие деньги, то и государственные символы на них тоже будут настоящие.

В 1993 году свою валюту - тенге - ввел Казахстан. На денежных знаках изображены национальные поэты, герои, ученые, в частности, мусульманский философ и ученый-энциклопедист Аль-Фараби (870 - 950), один из главных представителей восточного аристотелизма.

Новые словацкие 100 крон изображают голову Мадонны, в пятнадцатом веке выполненную резчиком по дереву Павлом из Левоче. Конечно, Мадонны не могло быть на денежных купюрах прежней социалистической Чехословакии!

В Монгольской Народной Республике прежний тугрик носил изображение Сухэ-Батора - основателя Монгольской народно-революционной партии, руководителя революции 1921 года. На новом тугрике монголы изобразили своего национального героя Чингисхана. Однако портрет Сухэ-Батора сохранился у них на некоторых банкнотах малого достоинства. Правда, на них он предстает не в военной форме советского образца, как на старых тугриках, а в национальном костюме - в шапке и халате.

В Китае с 1949 года, когда к власти пришли коммунисты, смена власти и политических курсов отразилась и на дизайне денежных купюр, сменившихся четыре раза. Последний выпуск новейшего образца относится к 1979 году, когда к власти пришел Дэн Сяопин. Деньги образца 1958 года были украшены изображениями сталеваров и сельчан. Затем они уступили место изображениям «китайцев вообще» в национальных костюмах. Далее, когда с середины 80-х китайская экономика начала бурно развиваться, появились 50 и 100-юаневые купюры. На 50-юаневой купюре ученый - деятель культурной революции - заменил солдата в пресловутой и символической тройке рабочий - крестьянка - солдат. Если китайский политический и экономический курс не изменится с кончиной Дэн Сяопина, нынешняя валюта, вероятно, надолго сохранит свой нынешний облик. Как и на территории бывшего СССР, в Китае имеют чрезвычайно ограниченное хождение кредитные карточки, и покупки совершаются, как правило, за наличные.

Если китайская экономика будет развиваться прежними темпами (инфляция составила в минувшем году 23 проц.), то вскоре предстоит появиться новой банкноте - достоинством в 500 юаней.

Камбоджа за несколько последних лет прошла нелегкий путь - и он запечатлен на ее банковских и казначейских билетах. До войны с Вьетнамом на них изображены были древние культовые скульптуры. В тот период, когда страна называлась Кампучией и была в руках «красных кхмеров», на ее дензнаках изображались пулеметчики и артиллеристы. Теперь, когда во главе государства - вернувшийся к власти принц Нородом Сианук, на камбоджийских деньгах появилось изображение благообразной физиономии монарха.

В общем, деньги всегда несут на себе государственную символику - часто это культурные, исторические либо религиозные или политические символы, будь то памятники материальной культуры, политические деятели или обобщенный, собирательный образ народа.

«Деньги всегда рассказывают историю своей страны, - говорит Роберт Леувер, исполнительный директор Американской ассоциации нумизматов. - Оттого, что правительства всегда стремятся показать, что они - творцы истории, - перемены в политике и идеологии очень быстро отражаются на денежных знаках.»