Многомесячное противостояние между Минфином и столичными властями, похоже, завершается. Исполнительная служба Министерства юстиции в принудительном порядке взыскала 547 млн. из 972 млн. гривен долга государственного бюджета перед городским бюджетом Киева. «Киевский городской совет выиграл суды. Исполнительная служба Министерства юстиции издала приказ, и 547 млн. из государственного бюджета поступили на счета Киевской городской администрации», — сказал мэр Киева Александр Омельченко в минувший четверг. В этот же день министр финансов Виктор Пинзеник отстранил от обязанностей начальника Главного управления Государственного казначейства в Киеве Сергея Копытова, который, собственно, исполнил вышеуказанное судебное решение и перечислил Киеву деньги. Городской голова назвал это увольнение политическим. Киевсовет выразил Пинзенику недоверие, а Еханурову — легкое «фэ».
Вечером поступило сообщение, что Минфин подал третью апелляцию, на сей раз в Административный суд, в которой обжаловал только что выполненное решение...
Напомним, что 15 ноября Апелляционный хозяйственный суд Киева оставил в силе постановление Хозяйственного суда Киева от 7 октября, обязавшего Минфин и Госказначейство погасить долг госбюджета в 972 млн. гривен перед горбюджетом. Платить Киеву Минфин не собирался. Мало кто сомневался, что этап «киевские суды» мэрия пройдет легко и непринужденно. А в более высоких инстанциях шансы повышаются у Минфина.
Суть спора проста. В 2000 году, на заре бюджетной реформы, было принято решение выделять бюджетную дотацию тем местным бюджетам, которые вносят наибольший вклад в наполнение общего фонда госбюджета. Делалось это для того, чтобы простимулировать местные власти к более тесной работе с налогоплательщиками не только в части подоходного налога, традиционно остающегося на местах, но и налогов общегосударственных. Дотация исправно выделялась в 2001—2004 годах. Деньги для регионов были нелишними.
Больше всех от нововведения выиграл стольный град Киев. Так как офисы крупнейших (особенно государственных) предприятий зарегистрированы именно в столице, на город свалился кусок совершенно дармового хлеба. Такая вот своеобразная реализация сказки о распределении вершков и корешков.
Сама мэрия к образованию прибыли этих предприятий не имела ни малейшего отношения. Входящие в сферу ее ответственности предприятия, те же строители, славны чем угодно, кроме рентабельности. Но по поступлениям в бюджет прибыль фирм с киевской пропиской шла в зачет именно ей. Стоит вспомнить Печерский район столицы, поступления в бюджет от предприятий которого превышают поступления от нескольких областей Западной Украины вместе взятых…
В итоге в прошлом году из 1,27 млрд. гривен дотаций за перевыполнение 76% должен был получить именно Киев. Шести другим регионом перепадало всего около 300 миллионов.
Но тут грянули выборы. В бюджете-2005, формировавшемся под предвыборные обещания «кандидата власти», появилось такое количество популистских программ, что встал вопрос об урезании расходов. И дотационная статья, ввиду ее явной неэффективности (три четверти дотаций шли не по адресу), была отменена. Но поскольку в конце прошлого года чиновники мэрии (и многие депутаты Киеврады) больше думали о том, что будет с их любимыми креслами — всех разгонят или кого-то оставят, то особого шума по этому поводу не возникло.
Однако буря миновала, жизнь потекла своим чередом. И тут в столице вспомнили, что им чего-то недодали. Минфин поначалу вообще предлагал все забыть, так как сумма не была включена в бюджет нынешнего года. Однако город делать такие подарки не собирался.
К концу лета конфликт вышел на поверхность и стороны обменялись парочкой заявлений. Город жаловался, что у него «зажали» деньги, Минфин отрицал сам факт долга. 16 сентября мэрия подала в Хозяйственный суд Киева иск с требованием обязать Минфин и Госказначейство выплатить 972 млн. гривен госбюджетного долга городскому бюджету Киева. Через три недели, как и ожидалось, суд принял решение в ее пользу.
Выполнять решение Минфин не стал и подал на него апелляцию. Поскольку степень авторитетности и неангажированности украинских судов для обеих сторон была вполне очевидна, в ход было пущено и более сильное оружие — политические обвинения.
Киевский городской голова Александр Омельченко заявил, что власть не заинтересована в стабильности в столице. «Это делают политиканы, которые не понимают, что экономическая, социальная и политическая стабильность Киева является примером не только для регионов Украины, но и для иностранных послов и дипломатов, которые здесь находятся, что от этого зависит мнение об Украине в ближнем и дальнем зарубежье, так как по Киеву судят об Украине». Дабы было понятно, где вышеуказанные злые люди находятся, он напомнил о зависших долгах. «Власть увидела хороший кусок в чужом кармане… этот вопрос может перейти в политический». «Я считаю, что Виктор Пинзеник не обеспечивает стабильность не только в Киеве, но и в Украине».
Виктор Пинзеник с ответом тоже не задержался, заявив, что Киев и так жирно живет и отдать ему эти деньги — значит, у кого-то их забрать. Заодно он глубоко усомнился, что город правильно расходует средства: «Есть известный факт того, то в Киеве меняется асфальт там, где его не нужно менять, кладется тротуарная плитка там, где ее не нужно класть, строится то, без чего можно было бы обойтись. В то же время не решаются неотложные проблемы города и его жителей». Также, отметил министр, непонятным является тот факт, что Киевская городская государственная администрация держит на счетах коммерческих банков 740 млн. гривен (на начало первого полугодия), в то время как должна держать их на счетах Государственного казначейства. И пообещал, что вскоре глубоко изучит вопрос о том, как расходуются средства городского бюджета.
Киевсовет и мэрия в ответ сначала пообещали добиваться отставки министра, но позже несколько сбавили тон. Была проведена внеочередная сессия, на которой депутаты рассказывали, как славно все заживут, если город получит данные средства. За счет этого долга, например, должны были покрыть затраты, понесенные жилищно-коммунальными и транспортными организациями в связи с разницей между себестоимостью предоставляемых ими услуг и действующими тарифами. Также предполагалось увеличить финансирование городской программы «Турбота», учреждений образования и медицинского обслуживания, детских домов...
Тем не менее в серьезные изменения верилось с трудом. Ведь хотя требуемая сумма и превышает бюджеты, скажем, Харькова или Донецка, она не составляет и пятой части утвержденного столичного бюджета (5,89 млрд. грн.).
Попытки городских властей выйти на президента и премьера закончились в общем ничем. Тем более что ряд аргументов столичных чиновников звучал, мягко говоря, неубедительно. К примеру, заявление, что «в нынешнем году из 32 миллиардов гривен, которые зарабатывает Киев, городу осталось лишь 4,7 миллиардов», звучит, конечно, сильно. Однако львиная часть этих трех десятков с девятью нулями — это не результат работы киевской промышленности или сферы услуг, а плод простого перекладывания бумажек в центральных офисах крупнейших украинских компаний. Например, «Нафтогаза Украины»: прибыль производится по всей стране, а налоги платятся в Киеве. Можно поспорить и с заявлением киевских чиновников о том, что за счет киевлян живет Пенсионный фонд…
В ответ из Минфина организовали слив информации о том, что «есть данные» о действиях ряда чиновников министерства, завышавших показатели перевыполнения городского бюджета.
В четверг, 24 ноября, вялотекущий конфликт получил стремительное развитие. Сначала на пресс-конференции киевский городской голова Александр Омельченко сообщил о том, что исполнительная служба Министерства юстиции издала приказ о взыскании 547 млн. из государственного бюджета в бюджет Киева. Сумма в 547 млн. образовалась в результате взаимозачета 425 млн. грн. долгов Киева перед госбюджетом. Затем появилась информация о том, что деньги уже перечислены...
В этот же день министр финансов отстранил от обязанностей начальника Главного управления Госказначейства в Киеве Сергея Копытова. Причины увольнения не сообщались, однако Омельченко тут же поручил юридическому управлению Киевсовета изучить распоряжение Пинзеника и дать этому распоряжению правовую оценку. Ведь решение министра касалось только отстранения Копытова от обязанностей начальника управления Госказначейства в Киеве, тогда как он по своей должности является также заместителем главы Госказначейства. А с этой должности его может снять только президент.
Киевсовет пошел еще дальше, решив «поддержать предложение Киевского городского совета профсоюзов и выразить недоверие министру финансов Украины Пинзенику В.М.». Однако Пинзеником не ограничились. Горсовет также решил «считать, что премьер-министр Украины Ехануров Ю.И. самоустранился от решения вопроса о защите интересов территориальной общины города Киева», а также попросить президента Виктора Ющенко «прореагировать на невыполнение центральными органами власти требований законодательства».
В вопросе, что делать со свалившимися наконец в горбюджет деньгами, Киев оказался в положении руководства страны, на которое «упали» средства от приватизации «Криворожстали». Грубо говоря, эти деньги нужно срочно куда-то раскидать, чтобы при попытках вернуть их возник максимальный социальный резонанс. На сессии 8—10 декабря планируется принять решение о дотировании всех коммунальных предприятий транспорта, учреждений образования, а также об увеличении расходов по программе «Турбота» в связи с подорожанием медикаментов и необходимостью выделить деньги на питание в больницах, домах-интернатах.
Впрочем, слабо верится, что Минфин смирится с ролью мальчика для битья. Тем более что прежде Виктор Михайлович был настроен по-боевому. «Представьте, что завтра кто угодно скажет: «Дай из бюджета десять миллиардов». Мы из бюджета финансируем исключительно то, что там расписано. Я уже готов подарить кому угодно текст бюджета. Возможно, там между строк написано невидимыми чернилами, которые я не вижу. Я хочу, чтобы кто-то мне показал назначения, которые выделены, т.е. сумма и направление», — говорил министр финансов в октябре. Так что вполне возможно, что противоречащее Бюджетному кодексу списание средств со счетов Госказначейства будут пытаться «завернуть». Хотя голоса депутатов Верховной Рады из столичных округов будут нужны правительству для утверждения госбюджета на будущий год, подставить под удар щеку — значит, создать слишком уж соблазнительный прецедент.
В октябре однопартиец Пинзеника, нардеп Владимир Бондаренко обещал, что «если КРУ Минфина возьмет и проанализирует расходы городского бюджета и внебюджетных фондов, особенно в районах, то выяснится, что все эти фонды «Николая Чудотворца», «Андрея Первозванного» — это огромные перевалочные базы, где возможности Киева превращаются уже в собственные возможности отдельных людей». У мэрии есть и другие уязвимые точки. И если их немножко «прошерстить», скелетик-другой из шкафов здания на Крещатике, 36 вывалится. К примеру, можно жестко потребовать перевода в Госказначейство всех счетов Киевсовета из банка «Крещатик», который Киевсовет контролирует на паях с совладельцем «Запорожстали» Андреем Ивановым. Дабы частные лица не наживались на банковском обслуживании общественных денег. Да мало ли что можно проверить — хотя бы то же распределение земли...
Так что поступление на счета КГГА 547 млн. грн. — это еще далеко не победа Омельченко над Пинзеником. В этом сюжете будет еще немало интересных поворотов.