UA / RU
Поддержать ZN.ua

CПИ СПОКОЙНО, НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС…

В экономическом плане 13 декабря закончилось без катаклизмов. Бюджет во втором чтении принят (с третьей попытки), налоговые законы, призванные пополнить доходную часть, — тоже (хотя лишь два из пяти)...

Автор: Наталия Яценко

В экономическом плане 13 декабря закончилось без катаклизмов. Бюджет во втором чтении принят (с третьей попытки), налоговые законы, призванные пополнить доходную часть, — тоже (хотя лишь два из пяти). А вот Налоговый кодекс, о необходимости которого так много говорила украинская политтусовка, из расписания работы ВР на текущую неделю незаметно исчез. Был — и не стало. Испарился. Или, может, аннигилировался?

Парламент не заметил потери и бодро продолжил работу. Только около двух тысяч предпринимателей, преимущественно мелких торговцев из разных регионов Украины, продолжали в минувший четверг героически мерзнуть под зданием Верховной Рады, протестуя против принятия Кодекса, который никто принимать и не собирался. Ну а то, что в конце ноября третье чтение было назначено именно на 13-е… Ну, с кем не бывает, ну, погорячились…

Наверное, не следует тратить красноречие, доказывая очевидное: к указанному сроку Кодекс не мог быть готов. Даже по формальным причинам. Ведь, по словам представителей профильного комитета ВР — по финансам и банковской деятельности, к третьему чтению поступило «несколько тысяч предложений». Нет, конечно, если есть «мнение» принимать 13-го, то отчего б и не принять — невзирая ни на что и с неясной перспективой. «Мнение» действительно было, но, похоже, продержалось ровно до второго чтения. Потом налоговую реформу затмили более острые сиюминутные проблемы. Подготовке к третьему чтению предоставили развиваться естественным образом.

Естественным — это когда комитет подгоняют, но не очень; когда налоговая публично высказывает неудовольствие документом, а льготники, у которых пытаются урезать их законные права, протестуют, митингуют и проводят пресс-конференции… В понедельник против проекта Кодекса высказались в Ассоциации фермеров и землевладельцев — дескать, удавка на шее самого трудового на селе элемента. Во вторник заседала та часть УСПП, которая не отправилась на свой съезд, и представители Конфедерации общественных объединений предпринимателей «Союз новой формации Украины» (маленькая деталь: в розданном проекте обращения — надо думать, в последний момент — были заботливо вычеркнуты слова о том, что дискутанты поддерживают скорейшее принятие Налогового кодекса Верховной Радой именно нынешнего созыва). В тот же день в Киеве состоялся «круглый стол» на тему «Опасные проблемы Налогового кодекса», организованный Институтом конкурентной политики. Как явствует из пресс-релиза, многие из участников этой дискуссии входят в только что созданный общественный комитет «АнтиКодекс»…

Создается впечатление, что широкие промышленно-предпринимательские массы лишь в декабре очнулись от затяжного сна и принялись отстаивать свои права. Отчего ж этого не делали раньше? Хороший вопрос, но по этому поводу у нас имеется еще лучшая история.

«Плохая» глава

— Это была идиллия, — так сегодня вспоминает о работе над главой, посвященной упрощенным методам налогообложения, Ксения Ляпина, координатор аналитической группы Координационно-экспертного центра объединений предпринимателей Украины. Уже вскоре после принятия Кодекса в первом чтении эксперты, представители предпринимательских структур, специалисты Госкомитета по регуляторной политике и предпринимательству совместными усилиями разработали свой вариант главы. Он был вынесен на обсуждение в предпринимательской среде, во всех регионах прошла публичная читка, создалась целая коалиция, чтобы пролоббировать необходимое решение. Однако…

— Трижды мы пытались внести эту главу в Верховную Раду. Нам обещали. Насколько мне известно, Александра Владимировна Кужель договаривалась с депутатами Тигипко и Богословской, наши предложения были переданы непосредственно Сергею Терехину. Летом 2001-го Союз малых и приватизированных предприятий договорился с двумя депутатами, которые абсолютно точно внесли наши предложения к Налоговому кодексу — есть даже копия сопроводительного документа, которым оформляется это действо. Каково же было удивление, когда в таблице отклоненных предложений, которая голосовалась парламентариями во втором чтении, нашего варианта главы не оказалось. Не то что они были отброшены — их просто не было. Это к вопросу о возможностях конструктивной работы с парламентом.

Во вторник Валентина Мандрик, глава Ассоциации работников розничной торговли города Киева, присутствовала на заседании в УСПП, и поинтересовалась мнением о главе, разработанной предпринимателями, непосредственно у г-на Терехина. Сергей Анатольевич ответил, что главу видел. Но она плохая.

Может, и плохая, соглашаются предприниматели. Но неплохо было бы провести диалог. Выслушать аргументы друг друга. Увы, не сложилось. Просто плохая…

Четверг. Протесты предпринимателей под зданием Верховной Рады

Рассказ Ксении Михайловны вынуждает вспомнить известную сентенцию: что хорошо для «Дженерал моторс», то хорошо для Америки. Что ж, в этом смысле мы не так уж и далеки от передового зарубежного опыта. Стоит, к примеру, на меткомбинате имени Ильича кому-то чихнуть, как добрая треть украинского политикума начинает суетиться с градусниками, и даже сам Леонид Данилович заботливо предлагает носовой платок. Когда же чихает и кашляет малый и средний бизнес, в котором заняты не 52 тыс. потенциальных избирателей, а по крайней мере в двадцать раз больше, дальше ритуальных заявлений и обещаний дело, как правило, не идет. Даже безусловно лучшие и наиболее продвинутые из «сидящих» на нашей представительской «ветке» не горят желанием этим самым представительством заниматься. Поэтому вопрос — как добиться того, чтобы тебя услышали, — для предпринимателей по-прежнему остается открытым.

Сегодня они удумали требовать всенародного обсуждения Налогового кодекса. Что ж, обсуждение — не референдум, который, согласно Конституции, по налоговым вопросам проводиться не может. Регламентом ВР обсуждение законопроекта предусмотрено, и на это предприниматели собираются напирать. Хотя, конечно же, сразу же возникает несколько параллелей и сомнений. Вспоминаются бесплодные «всенародные» обсуждения брежневских времен… Фантазия рисует такое живописное полотно, как «Утро обсуждения Уголовного кодекса в зоне»…

А может, лучше не перебарщивать? Не пытаться поразить чье-то воображение разбуженной инициативой масс — дескать, какие мы новые, раскрепощенные, сотни тысяч бухгалтеров спят и видят, как бы высказать свои пожелания к Налоговому кодексу… Ведь сколько обсуждений ни назначай, разработка налогового законодательства — это удел профессионалов, независимо от того, заседают они сегодня в парламенте или торгуют в палатке на рынке. И даже в случае суперудачного всенародного обсуждения перед его организаторами встанет все та же проблема — как легализовать его результаты, протянув нужное решение через игольное парламентское ушко.

Как известно, иделогия предложений, внесенных рабочей группой по подготовке Налогового кодекса, состояла в том, чтобы из трех форм упрощенного налогообложения сделать одну. Однако автору этих строк, да и многим предпринимателям, вероятно, симпатична позиция председателя Госпредпринимательства Александры Кужель: «Унифицировать рано. Еще хотя бы два года дать людям поработать в той системе, которая действует на сегодняшний день. Совершенно очевидно, что, не уменьшив общую базу налогообложения, мы нашли один из путей выхода из теневого оборота».

Осталось убедить в необходимости такого компромисса двух непримиримых оппонентов — налоговую с Минфином и профильный комитет парламента.

Завтра или сегодня? Поблочно
или гамузом?

Об «истории любви» главнейших субъектов отечественного налоготворчества скоро будут написаны романы — похоже, они просто созданы друг для друга, чтобы так смачно пикироваться и так беззаветно отстаивать перед лицом оппонента свою «правду». Сейчас лучше смотрится позиция финансового комитета ВР.

Сергей Терехин, первый зампредседателя, главный тамошний налоговый спец, автор всех наших побед и поражений на фронте НДС, говорит о январе — таков реальный ближайший срок рассмотрения Налогового кодекса в третьем чтении. Мотивация: не примем документ этим составом парламента — не примем в течение двух лет. Потому что первое время свежеизбранный депутатский корпус учится и адаптируется к новой работе.

Из сказанного далее следует, что принимать надо по блокам, по российскому примеру. Уже в январе можно рассмотреть и проголосовать такие несомненно важные и наиболее проработанные составляющие документа, как налог на прибыль предприятий и НДС. А что категорически нельзя принимать в обозримой перспективе — так это блок администрирования налогов.

То, что осчастливить страну Налоговым кодексом до выборов нереально, фактически подтверждает и председатель финансового комитета Валерий Алешин: «Для принятия Налогового кодекса в парламенте должно сформироваться большинство, которое согласится на одновременное снижение налогового бремени и сокращение налоговых льгот. Я убежден, что такого большинства в зале Верховной Рады нет».

Как и следовало ожидать, абсолютно противоположного мнения представители Государственной налоговой администрации и Минфина. Им не до внутренних исканий большинства и, похоже, даже не до целого блока принципиальных противоречий документа, которые в случае принятия могут вылезти боком налогоплательщикам и стране в целом. Принять, а потом разбираться — к этому, по сути, свелась позиция заместителя госсекретаря Министерства финансов Василия Регурецкого: «Мы прекрасно понимаем необходимость принятия документа нынешним составом ВР… В течение 2002 года мы могли бы работать над отдельными позициями Кодекса (надо понимать, уже принятого. — Н.Я.)».

А еще Василий Васильевич озвучил цифры, во сколько бы обошлось бюджету-02 нынешняя налоговая реформа, будь она внедрена с 1 января будущего года. Позиция вырисовывалась весьма и весьма государственническая: правительство — за смягчение налогового бремени, но в то же время не забывает о нуждах бюджета. Ведь, по словам г-на Регурецкого, в случае принятия Налогового кодекса в редакции Кабмина госказна потеряла бы 4 млрд. грн., в случае принятия депутатского — 8 млрд.

Первой не выдержала г-жа Кужель и призвала минфиновцев «хотя бы раз в жизни сделать реальные расчеты». Потому что применительно к таким гигантам, как «Запорожсталь» и «Мотор-Січ», они уже сделаны: налоговое бремя возрастает на 3—4%. А для среднего бизнеса, по мнению председателя Госкомитета, — и на все пять. Это не учитывая неминуемых потерь от усиления всяческого контроля и изобретательности проверяющих. Чего стоит только одна фраза: проверка может назначаться по многим записанным в Кодексе, а также «по другим причинам»!

То, что минфиновские цифры лучше воспринимать с юмором, подтвердилось еще раз, и достаточно неожиданным образом. Уж не знаю, по какой причине, но один очень высокопоставленный правительственный чиновник заинтересовался обоснованием налоговых ставок в проекте Кодекса. Увы, расчеты применительно к бюджету-02 не довелось увидеть даже ему... Конечно, «ЗН» допускает, что в нашей стране столь высокой чести могут быть удостоены только три фигуры: премьер, глава Службы безопасности и Президент. Однако вполне правомерен вопрос: «А был ли мальчик?»

С какой стороны ни посмотри — фискальной, социальной, законотворческой, с позиций формирования гражданского общества, — все это не так безобидно, как кажется. Несмотря на ударное принятие Верховной Радой уже с полдесятка кодексов, в нашей стране так и не выработана цивилизованная форма подготовки подобных документов. Чтобы первое чтение — это скрупулезная отработка концепции, второе — постатейное голосование, третье — отдельные, подчеркиваю, отдельные статьи, а не тома или разделы. Не наработан опыт цивилизованного лоббирования. От документа к документу растет соблазн «поруководить» субъектами законодательного процесса, дабы получить «нужное решение». И в такой атмосфере мы надеемся получить нечто налогово-удобоваримое?

Нет уж, лучше поспи, наш горемычный кодекс, пока мы тут не разберемся. В себе самих. Ведь слепить из нынешних не очень совершенных налоговых законов настоящего монстра мы всегда успеем.