UA / RU
Поддержать ZN.ua

Черноморский дебют

27 ноября в украинской столице состоялся Первый банковский форум стран — членов Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

Автор: Юрий Сколотяный

27 ноября в украинской столице состоялся Первый банковский форум стран — членов Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Поскольку подобное мероприятие в рамках этой организации проводилось по инициативе Киева впервые (о чем и свидетельствует числительное «первый» в его названии), это обстоятельство предопределило основной формат общения банкиров, съехавшихся из большинства стран Черноморского региона. Носило оно пока в основном пристрелочный характер — знакомства, обмен информацией и налаживание личных контактов.

Ну что же, знакомство, как говорится, состоялось. Уже хотя бы поэтому усилия организатора форума — государственного Укрэксимбанка — не пропали даром. Но хотелось бы надеяться, что украинская инициатива приживется и получит, переходя на качественно новый уровень, логичное продолжение. По наблюдению автора этих строк, вместе с некоторой (и, очевидно, естественной) сдержанностью и осторожностью в поведении и оценках участников просматривалась и явная заинтересованность происходящим, а также желание продолжить начатое общение. Тем более что возможности сотрудничества в регионе — грандиозны, несмотря на все сопутствующие трудности.

Планы, планы, планы…

Первый банковский форум стран — членов ОЧЭС проводился в рамках программы полугодового председательства Украины в этой организации, стартовавшего 1 ноября с.г. Запланированы также проведение встреч министров иностранных дел стран-членов ЕС и Черноморского региона, совещаний министерского уровня в отрасли транспорта, внешней торговли, энергетики, культуры, глав таможенных ведомств и другие мероприятия. Кроме этого, в сентябре текущего года был подписан специальный президентский указ по реализации мероприятий для участия в саммите глав стран — членов ОЧЭС.

Столь повышенное внимание неслучайно. Для Украины, в последнее время значительно активизировавшей свою деятельность в рамках ОЧЭС, получение функций и полномочий действующего председателя организации открывает неплохую возможность повысить свое политическое и экономическое влияние в ней. Такая возможность предоставляется каждому государству согласно предусмотренному в уставе ОЧЭС алфавитному порядку ротации один раз каждые 6,5 лет.

Выступая на пленарном заседании 15-го юбилейного саммита глав государств ОЧЭС в конце июня текущего года, президент Ющенко заявил, что во время председательства в этой организации приоритетами Украины станут реализация масштабных транспорт­ных проектов и последующее укрепление безопасности в регионе, создание Черноморской зоны свободной торговли, развитие межнационального диалога.

Программа председательства Украины и более конкретный перечень ее приоритетов на этот период были представлены главой внешнеполитического ведомства Украины Арсением Яценюком на состоявшемся 25 октября заседании Совета министров иностранных дел стран — участниц организации в Анкаре (Турция).

Было отмечено, что, помимо развития сотрудничества между ОЧЭС и Евросоюзом на политическом уровне, особое внимание Украина намерена уделять усилению финансовой направленности организации через налаживание сотрудничества между банковскими институтами в Черноморском регионе и привлечение частного капитала для реализации региональных проектов и программ.

Один из инструментов, на который возлагаются большие надежды, — это более активное использование возможностей и ресурсов Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР). С этой целью планируется открытие филиалов банка в странах — членах ОЧЭС, подписание в перспективе инвестиционного меморандума между ЧБТР и участниками организации.

Также в планах — создание региональных лизинговых компаний. Кроме этого, предлагается усилить существующие двусторонние соглашения между участниками ОЧЭС, которые касаются двойного налогообложения, защиты и содействия инвестициям с целью создания надежной юридической базы для развития частного бизнеса в регионе.

Как здорово, что все мы здесь…

Так что освещаемый нами банкирский форум должен стать первым шагом в установлении и налаживании более тесных и плодотворных контактов между банкирами региона. Традиционно он начался с торжественной официальной церемонии, в ходе которой банкиров приветствовали представители правительства, Нацбанка и другие гости форума. Завершилась эта часть конференции подписанием Рамочного соглашения о сотрудничестве между ОАО «Укрэксимбанк» и Эксимбанком Румынии.

Конечно, важность и полезность любого мероприятия измеряется не только количеством и рангом выступавших на нем чиновников. Форум получился достаточно представительным — на нем побывало около 130 делегатов, среди которых были первые лица банков и финучреждений Азербайджана, Армении, Греции, Грузии, Молдовы, России, Румынии, Сербии, Турции, ОЧЭС, Черноморского банка торговли и развития, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), представители дипломатического корпуса, крупных промышленных и инвестиционных компаний, научные работники.

Выступая от имени организаторов мероприятия, председатель правления Укрэксимбанка Виктор Капустин обозначил перечень главных его целей:

— обсуждение финансистами наиболее приемлемых механизмов участия банковских учреждений в реализации существующих и перспективных проектов и инициатив регионального значения;

— активизация сотрудничества между банковскими и финансовыми учреждениями;

— расширение возможностей для торгово-экономического сотрудничества между представителями деловых и промышленных кругов.

Среди чиновников стоит выделить выступление исполнительного директора НБУ Александра Киреева, сделавшего несколько любопытных оценок и заявлений. Он, в частности, отметил, что за последние семь лет активы работающих на отечественном рынке банков увеличились в 15 раз, а вклады физлиц в банковскую систему — в 21 раз. На 1 октября с.г. объем банковских активов превысил 100 млрд. долл. Такие высокие темпы развития г-н Киреев объяснил приходом на украинский рынок иностранного капитала. Он также сообщил, что 44 из 174 фин­учреждений в Украине являются банками с иностранным участием, в том числе 16 — со стопроцентным иностранным капиталом.

По мнению представителя НБУ, подтверждением интеграции Украины в Европу является тот факт, что более 30% всего иностранного капитала приходится на страны ЕС. На сегодняшний день за иностранцами числится 35% капитала банковской системы. Но в скором времени, в случае успешного завершения объявленных сделок по приобретению Укрсоцбанка и банка «Форум», а также реализации планов по увеличению уставных капиталов финучреждений, их доля должна превысить 50%.

Кроме того, чиновник заявил, что высокие темпы развития банковской системы Украины создают дополнительные риски. По его словам, за последние два года сложилась тенденция, при которой 52% всех кредитов являются валютными. Появление высокого валютного риска вынуждает НБУ «принимать определенные меры для регулирования этих рисков».

Сессионная часть форума была разделена по трем основным тематикам:

— Особенности развития банковской индустрии в странах-членах ОЧЭС. Финансирование торговли.

— Страны — члены ОЧЭС на рынках капитала: состояние и перспективы.

— Участие банков в программах поддержки экспорта и роль экспортных страховых агентств в финансировании таких проектов.

Как отметил в ходе своего выступления на конференции заместитель генерального секретаря ОЧЭС Алтай Эфендиев, Черноморский регион представляет собой естественное связующее звено между двумя глобальными центрами экономической мощи — Европой и Азией, давая доступ к крупнейшим новым месторождениям нефти и газа. Также он является платформой для реализации важнейших инфраструктурных проектов — восточно-западных транспортных и энергетических коридоров.

Причерноморье является одним из наиболее динамично развивающихся регионов на планете. Объем рынков ОЧЭС оценивается в 1,6 трлн. долл. США, торговли в регионе — 300 млрд. долл.

По мнению г-на Эфендиева, одним из главных вызовов для Черноморского региона сегодня является практическая реализация имеющихся региональных преимуществ, для чего в первую очередь необходимо сформировать среди государств — членов ОЧЭС единое видение в отношении политических и экономических приоритетов и перспектив региона.

Другая важная проблема — асимметрии в регионе. Входящие в ОЧЭС страны серьезно отличаются по размеру и силовому статусу, уровню экономического развития, членству в различных региональных объединениях и т.п. К примеру, на три крупнейшие экономики (Российской Федерации, Турции и Греции) приходится 83% общего ВВП ОЧЭС. На пять наименьших (Албании, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы) — 1%.

Процесс расширения ЕС и углубления европейско-атлантической интеграции будет иметь неизбежные глубочайшие последствия для регионального развития. Здесь, пожалуй, придется немного отвлечься от банкирских дел и для лучшего понимания читателями сути происходящего сделать небольшой геополитический экскурс.

ЕС на новых рубежах

Как известно, Черноморский регион расположен на одном из ключевых глобальных перекрестков. Здесь пересекаются важнейшие международные пути из Европы в Азию, из Центральной и Северной Европы (по системе водных путей реки Дунай и канала Рейн—Майн—Дунай) на Ближний Восток и далее в Юго-Восточную Азию, из государств СНГ в страны Средиземноморья.

Вступление в ЕС в нынешнем году Болгарии и Румынии обеспечило Брюсселю право заявить о своем непосредственном участии в черноморском сотрудничестве. На состоявшемся в июне стамбульском саммите глав государств — членов ОЧЭС Еврокомиссия получила статус наблюдателя в этой организации. Как отметили весьма близкие к Кремлю российские СМИ, в результате в черноморском пасьянсе у Москвы появился мощный конкурент, какого не было со времен Османской империи.

Страны Причерноморья участвуют в инициативах ЕС, в частности в Программе приграничного сотрудничества «Черное море». В апреле с.г. Еврокомиссия выступила с новой специальной инициативой по сотрудничеству с Черноморским регионом в рамках политики соседства, опубликовав документ под названием «Черноморская синергия — новая инициатива регионального сотрудничества». Это событие наблюдатели считают важным шагом на пути укрепления отношений между ЕС и Черноморским регионом, в котором признается роль ОЧЭС как регионального партнера Евросоюза.

По мнению профессора международных отношений Копенгагенского университета Фабрицио Тассинари, с Черноморским регионом связано, ни много ни мало, будущее объединенной Европы. «Учитывая характер региональных игроков, — считает эксперт, черноморский перекресток в основном имеет геостратегическую природу. На нем пересекаются интересы Турции, России, Украины, Восточных Балкан, государств Кавказа. В этом регионе сконцентрированы также и проблемы, угрожающие безопасности Европы, — от нелегальной миграции до экологической деградации, от безопасности энергоснабжения до наркотрафика, торговли оружием и «замороженных конфликтов». Не менее важно и то, что Черное море является цивилизационным перекрестком, на котором пересекается влияние православия, ислама, а также усиливается влияние западной политической культуры».

Ученый акцентирует внимание на том, что сектор, в котором геостратегическое значение Черноморского региона для ЕС наиболее заметно, — это энергетика. Евросоюз исключительно зависим от нефти и газа из России, Ближнего Востока и Северной Африки, которые к 2030 году будут поставлять до 70% потребляемых им энергоресурсов.

Своему западноевропейскому коллеге вторит российский эксперт Алла Язькова, руководитель Центра Средиземноморье-Черноморье Института Европы РАН. Она утверждает, что бурные события последних лет привели к смещению многих мировых геополитических реалий.

«Сегодня регион Большого Причерноморья стал одним из центров европейской и мировой политики, — считает А.Язькова. — Часть мировых игроков, прежде всего США, воспринимают регион как «стратегический коридор», открывающий путь к охваченным тяжелым кризисом районам Ближнего и Среднего Востока, и одновременно как своеобразный «цивилизационный барьер». Евросоюз, расширив в Причерноморье свои позиции после вступления в него Румынии и Болгарии, распространил политику «нового европейского соседства» на все страны Южного Кавказа и Балкан. Наконец, Россия и Турция заинтересованы в восстановлении своих в значительной мере утраченных позиций и в развитии всех направлений регионального сотрудничества.

Находясь в треугольнике между исламским миром, Россией и Европой, большинство стран Причерноморья выбирает европейский вектор внешней политики, но не может до конца избавиться и от своей традиционной «евразийской» сущности, на которую указывал Збигнев Бжезинский в своей нашумевшей книге «Великая шахматная доска».

Нынешнее геополитическое положение Причерноморья остается неопределенным, что позволяет рассматривать этот регион извне как «ничейную полосу», «пограничье», которому присуще состояние «имманентной нестабильности», порождаемой несовпадением интересов и усиливающимся противоборством внутренних и внешних сил.»

По мнению Сергея Гриневецкого, высказанному им на страницах «ЗН» (№7 от 24 февраля 2007 г.), для нашего государства проблема вызовов и угроз связана не только с восточным или западным векторами. В последнее время все большее значение начинает приобретать южный вектор, связанный с Черным морем.

«С одной стороны, именно Черное море играет важную роль в утверждении Украины как транзитного государства, — указывает эксперт. — Из четырех международных транспортных коридоров, проходящих территорией Украины, два — 9-й и 7-й Дунайский — проходят непосредственно по территории Одесской области. Развитие транспортной сферы уже является объектом пристального внимания со стороны Европейского Союза. Примером может служить один из наиболее перспективных Евро-Азиатский транспортный коридор, ключевым звеном которого является паромная переправа Ильичевск—Поти. Развитие этого коридора финансируется ЕС в рамках программы TRASECA и предполагает оказание технической помощи. Перспективными представляются и транспортные коридоры Одесса—Гданьск, и радиальный вокруг Черного моря в рамках ОЧЭС.

Сегодня наличие таких межгосударственных объединений, как ОЧЭС и ГУАМ, создает дополнительные предпосылки для экономической интеграции. В последнее время были выдвинуты и новые инициативы.

И все же Черноморский регион не стал пока регионом интенсивной кооперации. Серьезнейший интеграционный потенциал сводится на нет растущей конкуренцией, которая все четче приобретает двухуровневую структуру. На первом уровне конкурируют между собой ведущие государства региона. В равной степени на роль регионального лидера здесь могут претендовать Россия, Украина, Румыния и Турция. Их конкуренция уходит своими корнями в историю, но ее суть обусловлена вполне современными и прозаичными причинами. Именно здесь со всей четкостью проявляется принцип: «Политика есть концентрированная экономика».

Роль лидера в Черноморском регионе дает сегодня ощутимые экономические преимущества, прежде всего преобладание на транспортных коммуникациях и в сфере транзита энергоносителей. Позитивное решение вопроса о том, через какой порт пройдет тот или иной международный транспортный коридор и по чьей территории проляжет ветка нефте- или газопровода, где будет осуществляться перевалка нефтепродуктов, способно определить будущее страны».

Слово финансистам

Однако вернемся к событиям форума. Сегодняшний потенциал сотрудничества в финансовом секторе в ОЧЭС его секретариатом оценивается в достаточно скромную сумму 1 млрд. долл. Подобные не слишком благоприятные оценки предопределяются тем обстоятельством, что банковский и финансовый секторы являются одними из наиболее ограничиваемых в странах Причерноморья сфер. Для сравнения, в сфере путешествий аналогичный показатель составляет 40 млрд. долл., а транспорта — 35 млрд.

Как уже упоминалось ранее, важную роль в активизации инвестиционных процессов и финансового сотрудничества в регионе призван играть Черноморский банк торговли и развития, который был основан еще в 1994 году и начал операционную деятельность в конце 1999-го.

Деятельность банка на сегодняшний день вряд ли можно расценивать как достаточно успешную, если учесть, что при капитале, эквивалентном 1,5 млрд. долл., его активный кредитный портфель составляет сейчас всего 760 млн. Позиции Украины во взаимодействии с банком выглядят предпочтительнее других — на долю украинских компаний в настоящий момент приходится 28,4% кредитного портфеля ЧБТР (200 млн. долл.), в то время как украинский взнос в капитал банка составляет 13,5% (61,5 млн.). И все же и в случае Украины возможности банка, как видно, используются далеко не в полной мере.

Эрхан Зейнелоглу, исполнительный директор Garanti Bank International N.V. в своем докладе акцентировал внимание на основных преимуществах и рисках, с которыми сопряжена деятельность банков в Черноморском регионе при осуществлении торгового финансирования. Среди привлекательных моментов — значительный ресурсный потенциал для производства различных товарных групп (энергоносителей, продукции черной и цветной металлургии, удобрений и т.п.), важное геополитическое значение региона, отличный потенциал экономического роста, все еще сравнительно высокая доходность бизнеса.

Угрозы проистекают из существующих страновых рисков, недостаточного развития страховых рынков, отсутствия биржевых или стандартизованных цен на большинство товаров, а также кредитных рейтингов у большинства контрагентов, несовершенства процессов логистики, недостаточной безопасности объектов и грузов.

Анализируя позиции Украины и ее финансового сектора на внешних рынках капитала, зампредседателя Укрэксимбанка Николай Удовиченко оценил их как достаточно выгодные. Несмотря на существенный рост внешних заимствований банковского сектора за последние три года, их доля в ВВП составила около 13% на конец 2006 года. Такой показатель, по мнению эксперта, является вполне комфортным и управляемым. Отечественные банки, указывает финансист, все больший упор делают не только на диверсификацию источников и инструментов привлечений, но и на удлинение сроков заимствований, что свидетельствует о серьезности подходов в управлении их портфелем и оценках рыночной конъюнктуры.

Потребности экономики в финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, как и потребительских нужд, остаются удовлетворенными не в полной мере. Одной из причин этого г-н Удовиченко назвал не дотягивающий до инвестиционного уровня кредитный рейтинг Украины, который он считает неоправданно заниженным. Отечественная экономика и ее финансовая система, если сравнивать их с имеющими более высокий рейтинг российскими и казахскими соседями, имеет, особенно в нынешней ситуации, несколько неоспоримых преимуществ.

Разумеется, проблемы есть. Это, прежде всего, низкий уровень раскрытия финансовой информации большинством корпоративных клиентов и даже во многих случаях банками, далекий от идеального уровень развития фондового рынка, частных пенсионных фондов, страхового бизнеса, лизинговых операций.

И все же, по мнению Николая Удовиченко, несмотря на преобладающий сегодня пессимизм на глобальных финансовых рынках, высокую волатильность и падение доверия со стороны инвесторов, нынешняя ситуация может представлять для Украины и других развивающихся экономик хороший шанс обратить предпочтения мировых инвесторов в свою пользу. Он считает, что макроэкономические показатели Украины выглядят весьма обнадеживающе. Основаниями для этого являются солидные темпы роста ВВП, хорошие ожидания роста прямых иностранных инвестиций, увеличение доли высокотехнологичного импорта и, наконец, сравнительно низкие потребности в рефинансировании в результате сравнительно низкой интеграции в мировую финансовую систему.

Проблема инфляции, которая на сегодняшний день представляет основную угрозу финансовой стабильности и проблему макроэкономического регулирования, должна быть решена в максимально короткие сроки. Причем не за счет монетарных факторов, а путем устранения вызывающих ее структурных дисбалансов в экономике. Хорошим подспорьем в этом, считает эксперт, должен стать здоровый, но умеренный консерватизм НБУ в отношении политики курсообразования и монетарной политики.

Залогом сохранения хороших темпов роста экономики должно остаться достаточно удачное сочетание трех основных его факторов — увеличения экспорта, инвестиций, частного потребления. Приоритетом для отечественных компаний в нынешних условиях должно оставаться улучшение эффективности использования энергоносителей, качества производственного и финансового менеджмента, обновление основных фондов и повышение производительности труда.

Для банков основной фокус их усилий должен быть сосредоточен на сохранении адекватного качества кредитного портфеля и риск-менеджмента, повышении капитализации, а также на приоритете финансирования проектов с наиболее высоким потенциалом создания добавленной стоимости.

Директор инвестиционной компании «Драгон Капитал» Дмитрий Тарабакин в своем докладе отметил остающийся высоким интерес иностранных инвесторов к Украине, о чем свидетельствует как увеличение притока иностранных ресурсов в фондовый рынок, так и рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Г-н Тарабакин прогнозирует, что объем ПИИ в Украину в 2007 году может составить, как минимум, 8,3 млрд. долл., причем эта цифра не включает возможную трансакцию по продаже Укрсоцбанка. В случае закрытия этой сделки в текущем году показатель превысит 10 млрд. долл., или около 8% ВВП, который, по его оценкам, может превысить 133 млрд. долл., а в 2008 году — 165 млрд.

Наиболее значительный объем инвестиций направляется в металлургическую отрасль, банковский сектор, торговлю и недвижимость.

Президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров проанализировал основные тенденции и показатели сделок на рынке слияний и поглощений в банковском секторе Украины. По его мнению, стоимость банковских активов у нас сравнительно высока. В среднесрочной перспективе количество сделок на рынке M&A в банковском секторе Украины уменьшится, а концентрация сектора вырастет. Средний показатель отношения цены банка к его балансовому капиталу будет снижаться, приближаясь к европейскому уровню, как следствие меньшего притока иностранного капитала в отечественный банковский сектор.

Директор института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский акцентировал внимание на ключевых, на его взгляд, проблемах отечественной экономики. Это — необходимость модернизации технологических процессов и промышленных мощностей, а также плохое состояние и необходимость развития инфраструктуры. Поэтому при наличии огромных инвестиционных потребностей наша экономика еще достаточно долго будет оставаться нетто-импортером как в инвестиционном, так и в товарном секторах.

Возможности участия банков в программах поддержки и стимулирования экспорта, а также роль экспортных страховых агентств в финансировании таких проектов участники форума обсудили в ходе заключительной, третьей сессии.

Своим опытом с присутствующими поделились представители Экспортного кредитно-страхового агентства Сербии, Эксимбанка Румынии и Укрэксимбанка.

Подводя итоги мероприятия, Виктор Капустин выразил надежду, что первый за 15-летний период существования ОЧЭС международный банковский форум окажется полезным при поиске путей перевода наработок его участников в практическую плоскость, поскольку существующие межрегиональные проекты в таких сферах, как строительство транспортных коридоров, связь, экология, инфраструктурные проекты и т.п., требуют серьезных финансовых ресурсов. Объединение финансовых возможностей банков стран ОЧЭС — вполне реальная возможность в деле реализации наиболее актуальных проектов.

Один из самых перспективных, но одновременно и капиталоемких проектов в рамках организации, который сейчас активно обсуждают и начинают готовить к реализации, — это создание кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. В апреле 2007 года в ходе 16-го заседания Совета министров иностранных дел ОЧЭС в Белграде был подписан меморандум о взаимопонимании по данному вопросу. Согласно уже одобренному проекту, протяженность магистрали составит более 7 тыс. километров. Основной маршрут автомагистрали и ее соединений может включать Стамбул, Самсун и Трабзон в Турции, Батуми и Поти в Грузии. Далее он пройдет через Ереван в Армении, Баку в Азербайджане, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог на российской территории, Ма­риу­поль, Мелитополь и Одессу — в Украине, Кишинев — в Молдавии. Буха­рест и Констанца — основные пункты автомагистрали в Румынии, София — в Болгарии, Белград — в Сербии, Ти­рана — в Албании, Александруполис — в Греции.

Немало в повестке дня ОЧЭС и ее украинской стороны и других планов. Но перейдет ли их громадье в реальную плоскость? Или отечественные чиновники в результате скорой перемены мест сидения быстро охладеют ко всем этим начинаниям?

Справка «ЗН»

Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) была основана в 1992 году после подписания Декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве. С 1999 года, после вступления в силу Устава ЧЭС, является полноформатной международной организацией. 8 октября 1999 года на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН ЧЭС предоставлен статус наблюдателя при ООН.

В состав ОЧЭС входят 12 государств: Армения, Азербайджан, Албания, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Россия, Сербия, Турция и Украина.

Еще 13 стран, в числе которых Австрия, Беларусь, Германия, Италия, Израиль Польша, США и Франция, имеют статус наблюдателей.

Организация создана для налаживания многостороннего сотрудничества стран, примыкающих к Черноморскому бассейну, в таких областях, как торговля и экономическое развитие, транспорт, телекоммуникации, связь, туризм и экология. Важным аспектом деятельности является борьба против терроризма и организованной преступности.

Деятельность ОЧЭС сегодня распространяется на территорию почти в 20 млн. квадратных километров с населением около 350 миллионов человек и потенциалом внешнеторговой деятельности на сумму 300 млрд. долл. в год.