UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Черная тендерная дыра» поглотила новую жертву

Борьба за облегчение доли заказчиков и участников государственных торгов, которая длилась весь 2007 год, закончилась провалом...

Автор: Андрей Марусов

Борьба за облегчение доли заказчиков и участников государственных торгов, которая длилась весь 2007 год, закончилась провалом. В условиях правительственной чехарды 20 декабря Межведомственная комиссия по вопросам госзакупок быстро превратилась в придаток «тендерной схемы». Для предпринимателей это обернется окончательной легитимизацией многомиллионных платежей в пользу ненужных «консультантов». Для государства — полной утратой контроля над тем, каким образом расходуются миллиарды гривен налогоплательщиков. И все это будет происходить под лозунгами разнообразных «прорывов»: антикоррупционного, предпринимательского…

Внедрение бесплатного и общедоступного государственного веб-портала о госзакупках, снижение или устранение многомиллионных платежей в пользу «консультантов», а также структур Тендерной палаты, которые ведут Тематический каталог участников торгов, расследование деятельности этих самых «консультантов»… В течение года таковыми были основные линии публичного противостояния между Антимонопольным комитетом, КРУ, центральными ведомствами и Тендерной палатой, ООО «Европейское консалтинговое агентство» (владелец веб-портала zakupivli.com), а также группой народных депутатов. Едва ли не главной площадкой противоборства была Межведомственная комиссия, наделенная законом ключевыми полномочиями в сфере госзакупок — правом давать разрешения на закупки у одного исполнителя и рассматривать жалобы участников торгов. Из одиннадцати ее членов шесть представляли ТПУ и комитет ВР по финансам и банковской деятельности, а пять — АМКУ, Счетную палату, Госказначейство, Министерство экономики и ГНАУ.

Заседание комиссии 20 декабря — вероятно, одно из последних, когда можно с определенной точностью установить имена присутствовавших. Это А.Ткаченко (КПУ), В.Ясинский (комитет ВР), С.Стефановский (АМКУ), В.Лаба и Л.Кравченко (оба — ТПУ), Г.Бондаренко (ГНАУ), Ю.Зоц (Госказ­начейство), М.Гарбуз (Счетная палата), Т.Дергалюк (Минэкономики), Д.Красников (КРУ), а также нардеп от БЮТ А.Яценко. Интересующие нас решения точно не поддержал С.Стефановский, а Ю.Зоц и Д.Крас­ников ушли, когда проходило голосование.

Решения и выводы комиссии от 20 декабря стали настоящим шоком для заказчиков торгов и предпринимателей. Во-первых, с 1 января 2008 года «консультанты» должны быть избавлены от назойливого внимания органов власти. «Правовые отношения, которые возникают в связи с предоставлением услуг [участникам и заказчикам торгов] экспертами, консультантами, информационными системами… регулируются гражданским законодательством», а посему «проведение проверок (ревизий) этих отношений не является компетенцией контролирующих и правоохранительных органов», а также КРУ.

Это «решение» должно было бы уже сейчас заинтересовать те же правоохранительные органы и СБУ. Если у МВД или КРУ возникнут подозрения, что плата за услуги «консультанта» — это легализированный «откат», то что им делать? А если СБУ вдруг обнаружит, что «Аль Каида энд Ко» выступила «экспертом» при закупках атомных станций или учреждений, имеющих доступ к радиоактивным материалам?!

Кстати, отныне перечень предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые выводятся из-под действия закона, будет «вести» комиссия! До этого такой прерогативой вроде бы обладал Кабинет министров…

Кроме того, отныне участники торгов не должны включать в тендерное предложение разнообразные расходы на услуги консультантов, информационных систем, оформление тендерного обеспечения. Все это следует оплачивать из прибыли.

Во-вторых, на заседании 20 декабря решено, что все распоряжения и решения АМКУ, касающиеся веб-портала zakupivli.com, а также попытки создать государственную информационную систему противоречат закону о госзакупках, Хозяйственному кодексу и т.п. Более того, Межведомственная комиссия установила, что неразмещение заказчиками тендерной информации на одобренных веб-порталах наносит убытки государству, и приложила методику их расчета. Вдобавок к zakupivli.com и порталу ТПУ torgi.net.ua (кстати, кто-нибудь видел официальное подтверждение его соответствия требованиям закона?) в январе, если верить заявлению комиссии, появится третий — el-trade.net.ua. Правда, еще в минувший четверг на нем размещалась информация о какой-то фирме, предоставляющей услуги светодиодной рекламы…

В-третьих, Тематический каталог из элемента «монопольной ловушки» превращается в настоящую «удавку». Комиссия отменила свои летние разъяснения о том, что внесение в каталог обязательны только с 1 сентября с.г., и проигнорировала подобный вывод Министерства юстиции. Оказывается, с 11 марта 2007 года даже участники торгов у одного участника и с ограниченным участием должны были предоставлять заказчикам подтверждение того, что они внесены в каталог (одна подписка — более 10 тыс. гривен).

Но это «цветочки», а «ягодки» впереди. Согласно решениям комиссии, договор, заключенный с участником, которого нет в каталоге, считается недействительным. Участники вне каталога автоматически заносятся в Реестр недобросовестных участников (лишение права на участие в торгах на два года). «Пораженцами» становятся и члены тендерных комитетов заказчиков, которые допустили «бескаталожников» к торгам: их исключают из комитетов, лишают права членства в дальнейшем…

Впрочем, комиссия действует не только кнутом: «проштрафившихся» участников и заказчиков помилуют, если в течение пяти рабочих дней с момента принятия комиссией решения об исключении они докажут наличие участников в каталоге. Речь идет о роспуске около тысячи комитетов, как заявил на пресс-конференции после заседания 20 декабря глава правления ТПУ г-н Лаба.

Вы спрашиваете, почему комиссия так озаботилась наличием в каталоге участников-победителей закупок у одного исполнителя? Ведь каталог не придает никакой открытости и прозрачности процедурам закупок. Похоже, дело в том, что масса заказчиков (особенно среди реально работающих госпредприятий) либо вообще игнорируют режим закона, либо пытаются «уйти» в процедуру закупок у одного участника — подальше от «тендерной ловушки» с ее «консалтинговыми» платежами. По данным АМКУ, в первом полугодии с.г. объем таких закупок составил более 50%! В тот же период прошлого года этот показатель равнялся 16%...

А вот еще одно решение комиссии, похоже, лишит центральные органы власти «обратной связи» даже со своими подчиненными (госслужащими). Отныне «обращения заказчиков относительно действия закона, существующей системы госзакупок и субъектов системы госзакупок подлежат передаче на рассмотрение» комиссии. Споры с «консультантами», «экспертами» и т.п. должны решаться исключительно в суде. Но вот если заказчик таки решит обратиться «наверх» со своими бедами — его ждет обязательная проверка комиссией соблюдения законодательства о госзакупках за период не менее одного года...

Кстати, это окончательно отобьет желание заказчиков публично обращаться и к журналистам…

Межведомственная комиссия решила побороться и с закупками по завышенным ценам. Отличное начинание для цивилизованных стран! Только вот Украина — это не Европа. И даже не Россия. Согласно решению комиссии, закупки по завышенным ценам автоматически свидетельствуют о наличии коррупционных деяний и злоупотреблении властью (напомним, отныне участники не имеют права включать «консультационные», «каталожные» и т.п. платежи в свое предложение). «Правовые последствия» — отмена процедур закупок, а также роспуск тендерного комитета. Комиссия обязала всех заказчиков, которые провели в 2007 году закупки на сумму более 1 млн. гривен, направить соответствующие материалы комиссии. И поступать также впредь. Если обнаружатся «завышенные цены» — см. «правовые последствия».

А судьи кто? Комиссия. А как определять завышение? «Рекомендуется» использовать бюллетень ТПУ «Мониторинг и анализ цен и качественных параметров товаров, работ и услуг». Но его первый номер вышел только 1 декабря. Что делать с «миллионщиками» до этой даты? Комиссия пока молчит, но явно что-то придумает.

Наконец, комиссия явила миру украинский образец открытости и прозрачности, изменив положение о своей деятельности. Отныне голосование только тайное, куда-то подевался протокол заседания, но самое главное — комиссия меняет свой адрес. Она перемещается из офиса Антимонопольного комитета в… помещение комитета Верховной Рады по экономической политике. Как сообщил «ЗН» глава департамента АМКУ по госзакупкам Александр Федоренко, это означает, что с 1 января будущего года организационно-методическое сопровождение комиссии фактически будет осуществлять кто-то другой (АМКУ окончательно превратится в «свадебного генерала»).

Парламентарии, похоже, не будут работать в тесноте. Ведь совсем рядом офисы ТПУ, а также «Европейского консалтингового агентства»… А вот при попытках получить доступ к документам комиссии СБУ, ГПУ, МВД рискуют снова «целовать» таблички с надписью «Офис народного депутата…». И как ее предшественница — спецкомиссия при Счетной палате — нынешняя комиссия тоже превратится в «черный ящик». Или — ящик Пандоры?

Что же будет дальше?

Не присутствуя на вечерних заседаниях народных депутатов в ресторанах, прогнозировать трудно. Можно лишь предполагать и догадываться. Видимо, заказчики и предприниматели могут точно рассчитывать только на одно послабление — снижение обязательного количества участников торгов до двух, а также повышение порога закупок. Удвоение количества отмененных торгов из-за отсутствия участников (данные АМКУ) — этот сигнал услышали те, кто не хочет резать курицу, несущую золотые яйца.

Более четкие очертания у негативных сценариев. Комиссия своим решением ввела Университет финансов и права при ТПУ в число учреждений, имеющих право обучать госзакупкам. А также подвергла остракизму ряд других вузов и организаций. Так что предположения «Украинской правды» о введении «палаточной» монополии на обучение не выглядят безосновательными.

Новыми красками засияла идея спецбанка, который единственный получит право оформлять тендерное обеспечение и обеспечение выполнения договора. Она появилась еще в летнем законопроекте регионалки Л.Кириченко и всплыла в законопроектах депутатов нынешних — бютовцев С.Пашинского и О.Лукашука, коммунистов А.Ткаченко и К.Самойлик. А 20 декабря комиссия решила, что единственными формами предоставления такого обеспечения является документ, выданный банком, или депозит. Хотя ст. 23 и 25 действующего закона предусматривают и целый ряд других инструментов (чек, резервный аккредитив, вексель и т.д.).

Наконец, не исключено введение уголовной ответственности за нанесение государству убытков из-за нарушений в сфере закупок. Хоро­шая идея, но только не в условиях Украины. Ибо карать будут за неразмещение информации в каталоге, на веб-портале...

Реализация этих предположений зависит от политической воли и энергии основных игроков. «Старая тендерная гвардия» в составе коммуниста А.Ткаченко, бютовцев С.Осыки, О.Лукашука и «новобранца» А.Яценко успешно «взяла» комитет ВР по экономической политике. Первый стал его главой, второй — заместителем, остальные — членами. Ранее вопросы госзакупок были переданы в ведение именно этого комитета.

Кстати, совсем не даром в разгар предвыборной кампании нынешний первый вице-премьер А.Турчинов назвал А.Яценко «молодым талантливым ученым». К тому же «разоблачения» и инициативы Тендерной палаты и Межведомственной комиссии идеально ложатся в канву «антикоррупционного аудита»…

Пообещав в начале декабря мэрам городов возвращение в сфере госзакупок к 2004 году, президент Украины замолчал.

Отчаянно — и публично — бьется лишь Ассоциация городов Украины и общин. В депутатской среде идет брожение, но лишь два законопроекта (бютовца Сербина и литвиновца Пилипишина) хоть как-то пытаются разорвать замкнутый круг…

Так что негативные сценарии станут горькой явью, если… Если в ВР не сформируется мощное противодействие тендерному лобби; если новоиспеченная региональная «оппозиция» не поднимет проблему на щит; если бесчисленные бизнесовые ассоциации, а также просто граждане не начнут публично давить на власти, в том числе на тех же депутатов-бютовцев в местных советах; если международные организации не обратят внимания на расширяющуюся «черную тендерную дыру» в центре Европы…

Однако не будем забывать: история не терпит сослагательного наклонения…