UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕМ БОЛЬШЕ ПРАВИЛ, ТЕМ БОЛЬШЕ… НАДЕЖДЫ

Тяжело, очень тяжело живется работникам Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБ). Зарплата маленькая, денег нет, рабочих мест не хватает, компьютеров мало.....

Автор: Александр Рытов

Тяжело, очень тяжело живется работникам Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБ). Зарплата маленькая, денег нет, рабочих мест не хватает, компьютеров мало... Вот приблизительно обычный набор жалоб, которые обрушиваются на неопытного журналиста, решившего узнать: а чем, собственно, занимается сегодня Комиссия по ценным бумагам. С компьютерами, оно, конечно, может быть, и напряженка: судить трудно. Но вот количеству иномарок на стоянке у здания этой организации удивляются даже представители иностранных инвестиционных компаний...

Впрочем, это лирика. Между тем, в последнее время Госкомиссия усилила свое воздействие на обращение ценных бумаг в Украине. На участников рынка вывалилось изрядное количество нормативных актов. Их основная часть направлена не на организацию инфраструктуры фондового рынка, так как документы, касающиеся деятельности регистраторов, депозитариев и хранителей ценных бумаг, валят, как из ведра, - постоянно. В конце марта начале апреля был издан ряд бумаг, непосредственно касающихся интересов эмитентов ценных бумаг. И если регистраторы и депозитарии в Украине еще маленькие и слабенькие (обычно говорят «так точно», в крайнем случае, обсуждают чего-то в специально для таких случаев созданном при Комиссии консультационном совете), то эмитенты, судя по всему, будут отстаивать собственную независимость от действий ГКЦБ очень простым методом. Игнорируя их.

Все дело в том, что Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку приняла решение об обязательном раскрытии эмитентами информации об акционерах, чья доля в акционерном капитале превышает 10%. Как сказал, комментируя это решение, член ГКЦБ Александр Бойко, информация о крупных акционерах станет доступной в центре общественной информации при Госкомиссии.

Выбор размера пакета продиктован тем, что, согласно действующему законодательству, акционеры, которые владеют более чем 10% акций ОАО, имеют право на созыв общего собрания в любое время и по любому поводу.

Кроме этого, планируется, что в ближайшее время Комиссия передаст в центр общественной информации реестр выпусков ценных бумаг, зарегистрированных ГКЦБ, и будет оперативно его обновлять. В центре будут также доступны отчеты инвестиционных и взаимных фондов о чистых активах.

Хотя большая часть аналитиков скептически оценивает саму возможность сколь-нибудь оперативного обновления подобных данных, для многих эмитентов положение о раскрытии пакетов размером свыше 10% является достаточно неприятным. Особенно в тех случаях, когда владельцем такого пакета оказывается не слишком поднаторевший в фондовых операциях крупный чиновник. Именно это может стать поводом для эмитентов в очередной раз не реагировать на документ, изданный Комиссией. За примерами далеко ходить не надо: даже указ Президента о передаче реестров акций независимым регистраторам значительной частью украинских предприятий выполнен не был. Директора зачастую предпочитают никому ничего не передавать.

Конечно, для реализации подобных документов нужна решительность, особенно если директора, не реагирующие на те или иные документы Комиссии, имеют доступ «к телу» правительства. Но, как явственно показала продолжающаяся вот уже полгода история с дополнительной эмиссией акций «Днепрошины», решительные действия со стороны ГКЦБ вряд ли возможны…

Вообще, упомянутый выпуск акций запомнится, а точнее, уже запомнился инвестиционным компаниям всерьез и надолго. Суть истории в том, что директор этого в достаточной степени привлекательного предприятия решил, что сторонние акционеры ему не указ. И провел дополнительную эмиссию акций в обход совладельцев, контролировавших в общей сложности около 60 процентов уставного фонда. Понятно, что, узнав об этом, представители пострадавшей стороны, лишившиеся в результате эмиссии контроля над предприятием и существенно ущемленные в своих правах, обратились в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку: где же, если не там, должны пресекать нарушения? Директор же апеллировал к премьер-министру: так, мол, и так, обижают проклятые иностранные собственники. Защитите. И в ГКЦБ от премьера поступило указание: директора не обижать.

Тут бы членам Госкомиссии и объяснить: мол, из-за одного директора пострадает вся страна. Но... Как-то у них не получилось. В результате идет арбитражная тяжба. Некоторые крупнейшие американские компании сегодня всерьез рассматривают варианты свертывания работы в Украине, а в ответ на предложение вложить деньги в украинскую экономику в отдельных западных инвестиционных фондах понимающе протягивают: «А, Dnyeрroshina». После чего просят вернуться со своими предложениями лет через пять…

Судя по нынешним темпам, аккурат лет через пять в Украине уже будет фондовый рынок, по многим параметрам напоминающий цивилизованный. Этому по замыслу призвано содействовать и исполнение другого недавно родившегося в недрах ГКЦБ документа - о переходе на западные стандарты бухгалтерии.

Комиссия полагает, что на западные нормы бухгалтерского учета должны будут перейти эмитенты, уставный фонд которых превышает 200 млн. грн., а также те, чьи акции выставляются на продажу во внебиржевой торговой системе ПФТС или на фондовых биржах. При этом уже упоминавшийся Александр Бойко отметил, что, по подсчетам ГКЦБ, количество таких эмитентов в Украине не превышает 500.

Первые предприятия начнут подготовку отчетности в соответствии с новыми стандартами в рамках проекта TACIS: одной из его составных частей является помощь в переходе на европейские стандарты предоставления финансовой информации 25 крупных эмитентов Украины. Консультантом в рамках проекта выступает немецкий Commerzbank. Бюджет проекта составляет 2 млн. экю.

ГКЦБ и Commerzbank согласовали перечень из 50 предприятий, которым разосланы предложения принять участие в проекте TACIS. Представители Комиссии подчеркнули, что отказов от участия со стороны украинских эмитентов практически нет. Предполагается, как сказал Александр Бойко, что в рамках этого проекта будет осуществлена подготовка ряда эмитентов к выходу на международные рынки капитала. Каких именно эмитентов, не сказал, хотя круг желающих разместить свои депозитарные расписки на внешнем рынке давно известен: концерн «Стирол», «Азовсталь», некоторые ГОКи и пара предприятий поменьше.

Основным подводным камнем проекта является то, что большая часть крупных украинских предприятий при переходе на западные нормы бухгалтерии оказываются полными банкротами. Так, в беседе корреспондента «ЗН» с директором по украинским меркам преуспевающей «Азовстали» выяснилось, что по западным нормам бухучета (на предприятии довольно давно самостоятельно реализуется проект по переходу на международные нормы учета) состояние дел далеко не так хорошо, как по украинским. И это говорит директор завода, получившего около 148 млн. грн. прибыли в прошлом году! Большая же часть менеджеров крупных предприятий (из 500 попадающих «под указ» ГКЦБ, по словам некоторых экспертов, - около 430) сегодня, мягко говоря, не понимает, для чего нужно переходить на международные стандарты. Бухгалтера «старой школы» вряд ли будут рады полностью переучиваться, а потом еще и вести двойную бухгалтерию - украинскую отчетность тоже пока никто не отменял.

Однако вышеперечисленными новшествами Комиссия свой нормотворческий запал не исчерпала - принято еще шесть положений, регламентирующих порядок регистрации информации о выпуске ценных бумаг.

Новые положения, судя по их контексту и настрою авторов, являются переходными - и через некоторое время можно ожидать их уточненные и расширенные версии.

- Документы включили в себя нормы вступивших в этом году в действие законов «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» и «Об изменениях к закону о хозяйственных обществах», - сказал Александр Бойко. - Принято также решение о раздельной регистрации простых и именных акций.

Как подчеркнул начальник управления корпоративных финансов ГКЦБ Владимир Ульянов, при регистрации дополнительных эмиссий акций Комиссия будет четко придерживаться требований указа Президента в части запрета на изменение номинальной стоимости акций до окончательного выполнения плана приватизации предприятия (то есть до тех пор, пока у государства не останется только та часть акций, которая оговорена в плане размещения).

По оценкам экспертов, появляется возможность хоть как-то прояснить для себя позицию ГКЦБ при регистрации эмиссий. А ведь именно этот участок работы, да еще прием отчетов, судя по имеющимся у автора сведениям, вызывают самые нелестные отзывы у клиентов ГКЦБ.

Приведем лишь небольшую цитату из обширного монолога директора одной из киевских инвестиционных компаний, который имеет достаточный опыт, чтобы сравнивать, как было прежде и как есть теперь (по понятным причинам он пожелал остаться «за кадром»):

- В центральном аппарате комиссии фактически нет четких и подробных правил игры. Да, имеется перечень документов, которые необходимо подавать на регистрацию. Ты все тщательно оформляешь, подаешь - и тут оказывается, что работник комиссии перечень документов видит абсолютно по-своему. Начинаешь переделывать. А у другого работника ГКЦБ иной взгляд на тот же предмет. Главное, никому ничего не докажешь… Работая с Комиссией, иногда думаешь, что надо плюнуть да в суд подать, хотя это, конечно, крайняя мера.

Впрочем, некоторые операторы уже не откладывают арбитражный суд на крайний случай: по некоторым данным, ГКЦБ проиграла в суде как минимум шесть дел, по результатам которых ее обязали зарегистрировать эмиссии акций истцов. Так что подвижки в сторону упорядочения регистрации эмиссий не могут не радовать. Ведь чем больше правил, тем больше… хотя бы надежды на порядок. В будущем.