UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТНЫЙ ГОРОСКОП

«Кабинету министров Украины рассмотреть до 10 июня 1999 года предварительные показатели проектов св...

Автор: Александр Гуревич

«Кабинету министров Украины рассмотреть до 10 июня 1999 года предварительные показатели проектов сведенного и Государственного бюджетов Украины на 2000 год, определить конкретные направления распределения бюджетных ресурсов и меры по формированию окончательного проекта Госбюджета Украины на 2000 год».

Так записано в одном из пунктов указа Президента «Об основных принципах составления проекта Государственного бюджета Украины на 2000 год». Сейчас, по данным наших источников, идут напряженные бои в бюджетном комитете ВР и Кабмине вокруг проектов Бюджетного кодекса (второе чтение), Бюджетной резолюции и ключевых показателей бюджета-2000 (их «вынос» в сессионный зал ожидается в середине месяца). Естественно, что бюджетной астрологией вовсю занялись и различные институции зарубежного, отечественного и смешанного производства. Мы остановимся ниже на прогнозах, сделанных, с нашей точки зрения, наиболее опытными в данной сфере организациями - киевской группой Гарвардского института международного развития (ГИМР) и Международным центром перспективных исследований (МЦПИ).

Как известно, в международной практике принято обычно делать прогнозы по трем гипотетическим сценариям - базовому, оптимистическому и пессимистическому. Базовый вариант исходит из того, что продолжается текущая макроэкономическая политика, характеризуемая в наших условиях непоследовательными и несогласованными реформаторскими действиями. Оптимистическим его может сделать «год открытых дверей» для рыночных механизмов в большинстве сфер хозяйственной деятельности, ну а пессимистическим - еще большее закрытие тех же дверей или возврат к приснопамятной командно-административной системе.

Один остроумнейший политконсультант, автор знаменитых скандальных сценариев российской президентской кампании 1996 года, а ныне директор Фонда эффективной политики Глеб Павловский полагает, что наивернейшие результаты достигаются исходя из полного несоответствия обсуждаемых сценариев самой реальности. Ибо задача политико-экономического клипа - создать у вас в голове картинку-наваждение, картинку-подсказку, как действовать. Одна из таких картинок - пресловутый «оптимистический сценарий». Ну где уважаемые наши аналитики сумели его обнаружить за семь лет так называемых реформ? Исключительно в своих «Меморандумах по вопросам прогноза основных макроэкономических показателей» и «Квартальных предвидениях». Да, чуть не забыл о таких шедеврах дальнобойной астрологии, как стратегическая программа «Украина-2010» и Национальная программа возрождения Украины. В последней наш главноговорящий «Первый прим» намерен завершить реанимацию к 2015 году, когда научно обоснованная норма питания обеспечит ежегодный прирост едоков на 200 тысяч.

Рассматривая прогнозные риски, избранные нами организации на первое место ставят результаты октябрьских президентских выборов. Оные, по их мнению, могут привести к смене экономической политики как в сторону ускорения рыночных преобразований, так и возвращения к социалистической системе. Прошу меня простить, но, видимо, ваш покорный слуга политически ослеп: ну хоть убейте, не вижу ни первой, ни второй перспективы! Ибо кто бы ни стал президентом при нынешнем парламенте, буквально нашпигованном всевозможными «возрожденцами», ускорение рыночных преобразований - no рasaran! Что касается возврата к реальному развитому социализму...

Скажите, а кто-то пробовал отнять у основной части населения, включая коммунистов и насквозь прогрессивных социалистов, сиюминутные рынки, собственность, доллар, выборы и прочие постсоциализмы? Только, пожалуйста, не надо про «приватизацию», «строй индивидуальных свобод», «верность курсу реформ» и т.п. хлопушки из арсенала рublic relations! Я хочу сказать, что путаница в головах и реальный социализм - это две большие разницы. И если на выборах киевского мэра обнаружилось memento mori для электората КПУ-СПУ-ПСПУ, то почему наши астрологи столь худо думают о нашей замечательной провинции?

Из всего вышесказанного следует, что предсказывать, граждане, надобно исключительно по базовому алгоритму. Потому как наша главная национальная идея: тише едешь - дальше будешь. По этому сценарию и рассмотрим предлагаемые прогнозы. И прежде всего обратим внимание на два завета из указа Президента: 1) «прекратить на протяжении года практику зачисления платежей в бюджет путем проведения их взаимозачетов в счет расходов и других неденежных форм расчетов»; 2) «не допускать новой просроченной задолженности (недоимки) из платежей в бюджет в 2000 году».

Что же нам демонстрирует «текущая макроэкономическая политика»? В первом квартале 1998 года доля денежных поступлений в казну составляла по налогам 87% и от приватизации - 6%, а взаимозачеты - 7%. В первом квартале текущего года соответствующий ряд выглядел так: 85,5-2,5-12%. Чувствуете тенденцию? Теперь по недоимке. Только за первый квартал с.г. она выросла на 37,4%, причем лидерами являются налоги на прибыль предприятий (39%), акцизы с отечественных товаров (32,2%), сборы с внешнеторговых операций - 63%, неналоговые поступления - 59%.

Еще более показательна ситуация с расходами бюджета. Ну, во-первых, в 1998 году они были недовыполнены на 2% ВВП, при том что сам ВВП сократился лишь на 1,7%. Во-вторых, благодаря испытанному оружию минфиновского секвестра - лимитам для главных распорядителей бюджетных средств, в первом квартале с.г. госбюджетный план недовыполнен на 26% или 5,6 (!)% ВВП, а по сравнению с соответствующим периодом 1998 года - на 2,7% ВВП. Помимо соцзащиты и обслуживания госдолга, менее всего пострадали госуправленцы, правоохранители, промышленники и энергетики, государственные целевые фонды. «Лимитирование», как обычно, было сделано за счет ученых, врачей, работников культуры и СМИ.

А вот транспортники и связисты получили своеобразную дотацию в виде перевыполнения плана расходов на 9%. Строители же, недополучив по госбюджету 90 млн. грн., полностью компенсировали их с помощью совершенно незапланированных 94 млн. местных расходов. Самое при этом любопытное, что транспортники и связисты снизили свою добавленную за первый квартал стоимость почти на 10% по сравнению с прошлогодним кварталом, а строители - на все 23 (!)%. Если к этим факторам добавить чехарду в местных бюджетах в виде незапланированных расходов на промышленность и энергетику (около 2 млн.), перевыполнения на 67% годового плана расходов по СМИ и на 256% - по охране окружающей среды и ядерной безопасности, наконец, расходования на госуправление 88% всех годовых средств, то трудно убедить кого-либо в том, что в бюджетной сфере не буйствуют хаос, ручное управление и вытекающая из них солидная теневая деятельность.

Исходя из описанных предпосылок, авторы прогнозов предложили приведенный в таблице базовый макроэкономический сценарий.

Как видим, эксперты МЦПИ менее оптимистичны, чем гарвардцы, в отношении ВВП и инфляции, но в отношении бюджета дело обстоит наоборот. При этом интересны сопоставления для 2000 года: показатели роста ВВП (2%) и инфляции (10%), зафиксированные в программе «Украина-2010», почти совпадают с оптимистическим сценарием ГИМР, но радикально отличаются от самых благоприятных прогнозов МЦПИ (соответственно минус 1% и 18%). Видимо, молодые отечественные эксперты из Международного центра все же лучше знают, «что такое хорошо и что такое плохо» в нынешних украинских условиях. Жаль, что они ограничились на будущий год малореальным вариантом развития событий. И это при том, что, по их же мнению, ситуация с погашением внутреннего и внешнего долга в 2000 году будет критической.

Минимальный размер погашающих расходов окажется около 9% ВВП, т.е. почти 50% плановых доходов госбюджета-99. При отсутствии внешнего и внутреннего финансирования дефицита бюджета эта цифра возрастет до 65%. Спасением может стать денежная приватизация энергообъектов и «Укртелекома». Но чтобы получить за них примерно 2,5 млрд. долл., необходимо, полагают эксперты МЦПИ, провести их серьезную предприватизационную подготовку. Пока же на текущий год они предсказывают выполнение заложенных в бюджет приватизационных доходов лишь наполовину, т.е. вместо 780 млн. грн. будет получено порядка 400 млн.

Одним словом, без новых внешних заимствований для погашения старых Украине, начиная с текущего года, грозит перманентный дефолт. И подлинная программа «Украина-2010» должна стать, таким образом, долгосрочным графиком долгового рефинансирования. Между прочим, срок сей отнюдь не случаен и определил его не кто иной, как небезызвестный Збигнев Бжезинский в одном из интервью конца прошлого года касательно проблем постсоветского пространства:

«Я считаю, что нынешняя смута будет продолжаться еще примерно лет десять. Но старому поколению приходит конец. Нынешнее руководство состоит из представителей старой советской номенклатуры, испытывающей ностальгию по прежним временам, или из тех, кто намерен отвергнуть прошлое, но не может этого сделать. Я считаю также, что, с другой стороны, есть молодое поколение, которое хорошо образовано, знает, что происходит в мире, и оно придет к власти в течение ближайших пяти или чуть больше лет. Я очень сомневаюсь, что в долгосрочной перспективе (не в качестве временной меры) Ельцина сменит кто-либо из тех, чьи имена фигурируют сегодня, - все они в той или иной степени слишком глубоко увязли в прошлом».

В общем, честно признаюсь: из подобных соображений я всякий раз исхожу, когда рассматриваю многочисленные политические и экономические гороскопы.