UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджетная резолюция-07: мечтать не вредно

Слабонервных и бухгалтеров просим не читать, а для остальных — сообщаем. С 2007 года в стране следуе...

Автор: Наталия Яценко

Слабонервных и бухгалтеров просим не читать, а для остальных — сообщаем.

С 2007 года в стране следует ожидать введения налогов на наследство, на подарки, на операции с имуществом и недвижимостью, а также единого социального налога, при котором совокупная ставка cоцотчислений «уменьшится в зависимости от финансовых возможностей фондов социального страхования и государственного бюджета».

Планируется также «постепенное приведение тарифов на электроэнергию и цен на природный газ, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех категорий потребителей до экономически обоснованного уровня» (читатели наверняка знают, что это такое. — Н.Я.) и «повышение роли» рентных платежей и платы за землю в формировании бюджета.

В социальной сфере — увеличение до конца года минимальной зарплаты не менее чем до 450 гривен и ежеквартальная индексация прожиточного минимума в соответствии с уровнем инфляции. А также — внимание! — «законодательное урегулирование вопросов внедрения единого порядка назначения и пересчета пенсий для всех категорий пенсионеров».

В сфере бюджетной — увеличение объема госкапвложений и реформирование высшей школы, в частности лишение вузов статуса бюджетных учреждений...

Как по мне, осталось только выяснить, как называется та страна, в которой в 2007 году все это «приведение», «внедрение» и «урегулирование» случится.

Премьер Юрий Ехануров и министр финансов Виктор Пинзеник свято верят, что это — Украина. Именно их подписями увенчан документ, из которого я процитировала только часть предлагаемых новшеств. Правда, документ под названием «Проект Основных направлений бюджетной политики на 2007 год» — месячной давности, от 17 мая 2006 года. А это в нынешних украинских условиях объясняет очень многое.

В прежние годы (я имею в виду период после вступления в действие Бюджетного кодекса и до начала 2006 года) Бюджетной резолюции придавалось немаловажное значение. Правительственные чиновники изо всех сил старались уложиться в отведенные законом сроки подачи документа в парламент — не позднее, чем за четыре рабочих дня до парламентских бюджетных слушаний, которые, в свою очередь, положено проводить не позже 1 июня. Депутаты более чем дотошно анализировали резолюцию и сопровождали ее таким количеством поправок и предложений, что исходный текст изменялся почти до неузнаваемости.

Словом, все были при деле, но, несмотря даже на круглосуточный режим работы бюджетного комитета и Минфина, результат на поверку оказывался более чем скромным. Кабмин не спешил увеличивать дефицит, чтобы, по требованиям депутатов, изыскивать дополнительные средства на финансирование различных отраслей; парламент не торопился с таким многотрудным делом, как принятие налоговых законов и расширение налоговой базы; президент пугал и тех, и других, что не подпишет бюджетный закон, подготовленный на старой налоговой основе. А новую «основу» — опять-таки по закону — необходимо не только принять, но и успеть обнародовать в прессе не позже 15 августа...

Но из года в год бюджет подписывался. И приличия при принятии Бюджетной резолюции соблюдались.

Сегодня, увы, всем не до приличий. Проект Основ бюджетной политики на будущий год зарегистрирован в парламенте 17 мая с.г., но на этом процесс и приостановился — ни парламентских слушаний до 1 июня, ни внесения депутатских предложений. В рамках бюджетно-резолюционного действа, на которое уходит обычно месяц, Верховная Рада заслушивает также отчет министра финансов об исполнении бюджета за прошлый год. Нынче ситуация уникальная: Виктор Пинзеник будет рапортовать о своей работе, тогда как в прежние годы министру финансов приходилось докладывать о работе своего предшественника. Однако кому докладывать и когда, если Верховная Рада так и не может начать полноценную работу?

Кто будет обобщать предложения к Бюджетной резолюции, если не только не сформирован бюджетный комитет ВР, но и сам список парламентских комитетов не утвержден?

То же касается и заложенных в Бюджетную резолюцию предложений по совершенствованию, пересмотру, оптимизации, внедрению и пр. Очень многие из них действенны, но непопулярны. А депутаты, как известно, очень пекутся о своем имидже. Найдется ли 226 желающих, к примеру, разбираться с акцизным законодательством и увеличивать акцизы на «вредные», как значится в пояснительной записке к документу, товары (читай — алкоголь, пиво, табак)? И совершенствовать, как это предлагается Бюджетной резолюцией, упрощенную систему налогообложения? Я уж не говорю о ликвидации всех специальных пенсионных законов и переводе всех пенсионеров на общую систему: на положительное решение столь общественно острого вопроса может рассчитывать лишь такой неисправимый оптимист и закоренелый реформатор, как Виктор Пинзеник.

Многие из кабминовских предложений на 2007 год было бы правильнее назвать средне- и долгосрочными. И не пороть горячку с их реализацией, тем более в столь непростой политической ситуации. С кем из экспертов ни говорила, все за голову хватаются в связи с такой поставленной в документе задачей, как «приведение системы субсидирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствие с нормами ВТО и ЕС». Что ж, если разработчики документа хотели блеснуть своей эрудицией, то ничего не скажешь — получилось! А вот как быть с пониманием того, что кроется за этой внешне привлекательной формулой, сколько одних только законодательных и нормативних актов следует принять, чтобы воплотить ее в жизнь?

Элементарный пример. Сколько лет потребуется в украинских условиях, чтобы принять все необходимые технические стандарты на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, без которой товаропроизводитель в ЕС и шагу ступить не может? Пока таких стандартов в Украине — всего 7%. Это к сведению тех, кто стремится уже в 2007-м привести наш агросектор «в соответствие»...

Немаловажен и другой вопрос — а с каким кадровым потенциалом мы собираемся осуществлять столь масштабные планы? О несформированных комитетах Рады уже упоминалось. Хотя, чтобы успеть до 15 августа или вообще до конца года, они, по идее, уже должны были бы вплотную заниматься и унификацией пенсионного законодательства, и подготовкой законов о налогообложении. Но есть примеры и из другой парафии.

Не без оснований полагая, что 2006-й, из-за повышавшихся два года подряд социальных стандартов, будет финансово сложным, Минфин предложил установить дефицит бюджета на уровне не выше 2% ВВП. Который, цитирую, «будет финансироваться преимущественно за счет источников, не связанных с внутренними и внешними заимствованиями (поступлений от приватизации)». Что ж, приватизационные деньги — это всегда неплохо. Однако насколько реально на них рассчитывать, когда у приватизационного руля социалисты?

Цифры — упрямая вещь. По состоянию на конец мая 2006-го, ФГИ перечислил в бюджет 93 млн. гривен от приватизации — при годовом плане более 2 млрд. Страну продолжают выручать миллиарды от «Криворожстали». Но чего ждать в 2007-м, когда средства от продажи комбината иссякнут, а новых приватизационных денег на покрытие бюджетного дефицита понадобится ни много ни мало — порядка 10 млрд. грн.? Резкого увеличения уровня внешних заимствований, убежденным противником которого является нынешний министр финансов?

Теоретически правильными выглядят социальные планы правительства на будущий год. Если вкратце, то нынешняя исполнительная власть уверена, что пробил час выравнивания макроэкономических пропорций. Поэтому в 2007 году будет взят курс на «сокращение разрыва между реальным ростом ВВП и заработной платой. Если в 2005 году этот разрыв составлял почти 18 процентных пунктов, то в 2007 году он прогнозируется на уровне 2,5 процентного пункта». «Указанное, — читаем дальше в пояснительной записке к Бюджетной резолюции, — должно обеспечить сбалансированность внутреннего спроса и предложения на рынке товаров и услуг Украины и способствовать приостановке инфляционных процессов».

Ну а если отвлечься от экономически грамотных и корректно сформулированных тезисов и выглянуть в окно... На дворе — лето 2006-го, омрачившееся невиданным за последние годы ростом тарифов, прежде всего на услуги и энергоносители. Вероятнее всего, эта тенденция продолжится и осенью, но уже в сфере потребительских товаров, и вызовет массовое неудовольствие украинских граждан. А следовательно, и желание различных политических сил на этом недовольстве поспекулировать, резко повысив градус негативистских настроений в обществе...

Не поддаться популистским соблазнам, сохранить макроэкономическую стабильность, обеспечить реальную сбалансированность бюджета, которая, кстати говоря, значится первым пунктом в перечне первоочередных задач бюджетной политики на будущий год, сможет только сильная и авторитетная в народе власть. Станут ли такой властью группки политиков, вот уже два месяца не способных прийти к согласованному мнению?

А потому давайте отложим в сторонку довольно-таки добротно сработанный труд — «Проект Основных направлений бюджетной политики на 2007 год». Его время еще не пришло. И не столько в узком, сиюминутном, сколько в более глобальном смысле.

Страна уже давно сыта разговорами о реформах, программами до 2011-го и стратегиями до 2030-го. Увидеть бы, как эти реформы делаются по уму!