UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТНАЯ МИСТИКА НЕРУШИМОГО ГАРАНТА

Парламентское большинство, о необходимости формирования которого так долго говорил Президент Леонид Кучма, неожиданно «проклюнулось» в ходе бюджетного процесса-99...

Автор: Александр Юрчук

Парламентское большинство, о необходимости формирования которого так долго говорил Президент Леонид Кучма, неожиданно «проклюнулось» в ходе бюджетного процесса-99. При этом создал его сам глава государства, который продемонстрировал удивительное умение и зачитывать послания Верховной Раде, и объединять в одно органическое целое несовместимые вещи, например, бездефицитный бюджет при наличии «контролируемой» эмиссии.

Технология Вуду

Практически все представители парламентских фракций с редким и трогательным единодушием охарактеризовали разработанный министерством финансов бюджетный проект на будущий год как фантастическое описание макроэкономических показателей некой страны N, жители которой ходят с татуировкой «не забуду про дефицит в 0.6% от ВВП».

Уже после первого этапа принятия основного финансового документа страны начинаешь понимать всю гениальность сценария бюджетных игр. Сначала разрабатывается абсолютно непроходной проект бюджета-99, который подается на рассмотрение парламента вместе с «сопроводительными документами»: Основами денежно-кредитной политики на 1999 год и Основными параметрами социально-экономического развития родной страны в будущем году. Параллельно представители исполнительной власти начинают загадочно рассуждать о необходимости проведения денежной эмиссии, которая как-то не вписывается ни в один из макроэкономических параметров, разработанных Министерством финансов. Вроде бы Минфин входит в структуру исполнительной власти, однако это не мешает ему заниматься «бюджетной мистикой» (выражение лидера как бы пропрезидентской фракции НДП Анатолия Матвиенко). Со временем выясняется, что проект бюджета-99 - это отвлечение внимания парламента на абсолютно негодный объект, потому что реальная финансовая политика страны «куется» на ином уровне. Конечно же депутаты не утверждают ни «Основы...» НБУ, ни «Параметры..» Кабмина. Ведь в случае принятия указанных документов следующим логическим шагом депутатов было бы утверждение и шестимесячной (недоношенной) программы действий правительства, и самого бюджета-99. На это, естественно, никто сегодня не пойдет. Поэтому парламентскому комитету по вопросам бюджета (председатель Юлия Тимошенко) разрешено ни в чем себе не отказывать и до 1 декабря 1999 года предоставить на рассмотрение законодательного органа власти то ли коренным образом доработанный основной финансовый документ страны, то ли альтернативный вариант бюджета-99.

Промежуточный результат бюджетной игры следующий: исполнительная власть в лице Министерства финансов попыталась сделать все возможное, чтобы доказать МВФ свое стремление выполнять достигнутые ранее договоренности. Алиби для Президента, таким образом, создано. Сам Леонид Данилович, по идее, должен был публично указать ВР на необходимость принятия бездефицитного бюджета, чтобы потом договориться с Тимошенко об эмиссии и других важных для будущей президентской кампании вещах. Приблизительно так и произошло: в досрочном послании Президента к парламенту прозвучал знаменитый тезис о бездефицитном бюджете.

Гибель бюджетного младенца

Дальнейшее развитие событий происходило в строгом соответствии с планом «убиения» безгрешного, то есть очень сбалансированного бюджета. Депутаты принимают закон об установлении стоимостной величины черты малообеспеченности в размере 118,6 грн. в месяц и минимальной зарплаты на уровне 148 грн. Правительству до 1 декабря поручается внести на рассмотрение парламента предложения о внесении изменений в законы, в нормах которых для расчетов принимается минимальный размер зарплаты. Министр социальной политики и труда Иван Сахань в очередной раз напомнил парламентариям, что для выполнения данного нормативного акта необходимы дополнительные бюджетные расходы в сумме 17,7 млрд. грн, возможно, за счет эмиссии.

И вот именно в этот момент начинается второй этап бюджетной игры. При всей внешней противоречивости, основные цели исполнительной и законодательной власти удивительным образом совпадают: необходимо перед президентскими выборами провести полное погашение задолженности по зарплате и пенсиям. Правда сделать это необходимо так, чтобы вся вина за негативные последствия такого шага легла на плечи «временного партнера», ну в крайнем случае на НБУ. Поэтому весьма сомнительно, что глава государства наложит вето на «минимальный закон». И дело даже не в том, что электорат не поймет такого шага Президента. Просто в данном случае уместно слегка повозмущаться и согласиться с решением ВР, одновременно переложив на законодательный орган власти всю ответственность за введения новых параметров зарплаты и черты малообеспеченности. Мавр сделал свое дело - бездефицитный бюджет, - мавр может позволить себе и оставаться некоторое время в тени, обвиняя парламент в популизме и тяге к денежной эмиссии. При этом у исполнительной власти руки сами тянутся к печатному станку и запах «свежеиспеченной» гривни дурманит голову и заставляет забывать о политике жесткого монетаризма. Пришло время проводить закрытое заседание ВР по поводу эмиссионного погашения задолженности по зарплате. Потом Президент назовет это стратегической поддержкой экспортных отраслей народного хозяйства и повторит, таким образом, аналогичное выражение главы бюджетного комитета.

«Сбрось Пустовойтенко

с поезда?»

Как всегда правительство Валерия Пустовойтенко оказалось в интересном положении. Оно (положение) не менее противоречиво, чем послание Президента к Верховной Раде. В современных бюджетных условиях Кабмин должен одновременно и нести ответственность за разработку нереального проекта финансового документа страны на будущий год, и обеспечивать прикрытие главе государства в ближайшие 12 месяцев. Типичный случай садо-мазохизма, который стал довольно распространенным явлением в отношениях между исполнительной и законодательной властью, а также между главой государства и правительством.

Это постоянное шатание на грани отставки и преданности, возможно, приведет к повальному нервному истощению правительственных чиновников. А впереди еще административная реформа исполнительной власти, о которой говорил президент и которую ни в коем случае нельзя проводить. Имитировать антикризисные меры правительству становится все труднее, и тут на помощь, как всегда это бывает, приходит «верный» парламент. Если бы не было ВР, то ее необходимо было придумать для создания феномена «разделенной ответственности», чтобы в критические для КМ дни с облегчением кивать в сторону сессионного зала.

Правительство - это своего рода «свидетель» в деле о непричастности Кучмы к безобразиям, которые проводятся в бюджетной сфере. Леонид Данилович проявляет удивительную гибкость, а «закостенелые» правительственные чиновники разрабатывают явно непроходной проект бюджета и, несмотря на намеки главы государства, даже не закладывают в него какую-нибудь спасительную эмиссию. Правда все это согласовано, но одно дело устные договоренности и совсем другое - реальная перспектива отставки в момент, когда «свидетель» становится опасным для президентского окружения.

Пока Кабинет министров, по словам главы государства, лишен каких бы то ни было официальных каналов влияния на денежно-кредитную политику страны. Все правильно, ведь парламент не принял основы этой политики на 1999 год и отрезал КМ от этих «каналов». Правда, остается совершенно непонятным, как премьер умудряется работать без всякого влияния на эту сферу. Возможно, он и не влиял никогда. А может быть, все дело в Викторе Ющенко, который, вроде бы по статусу, должен заниматься денежно-кредитным менеджментом, но кто-то не дает ему возможности спокойно работать.

Все смешалось: НБУ, правительство и бюджет-99. Нерушимым остается лишь гарант Конституции, который доказал свою способность выступать с посланиями в парламенте. Остается лишь ждать или «сброса» с поезда ненужных свидетелей, или нового этапа в бюджетном процессе.